ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5374/20 от 02.02.2021 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-551/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Гараниной Е.М., при секретаре судебного заседания Сорокиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО [ А ] об обязании исполнить предписание,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция [Адрес] обратилась в суд с иском к ООО [ А ] об обязании исполнить предписание, указав, что [ДД.ММ.ГГГГ] в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции [Адрес] поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу [Адрес], по вопросу отсутствия корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. [ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ ... ] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ООО [ А ] является исполнителем коммунальной услуги по отоплению с [ДД.ММ.ГГГГ]. Многоквартирный дом № [Номер] по [Адрес] оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Данный прибор учета введен в коммерческую эксплуатацию с [ДД.ММ.ГГГГ]. В течение года данный прибор был исправлен. Таким образом, ООО [ А ] имеет в своем распоряжении показания общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. Начисление платы за отопление с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось исходя из норматива потребления, также, по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] корректировка платы за отопление произведена не была. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит корректировке исполнителем 1 раз в год в соответствии с п.42 Правил [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. Следовательно, для дома №[Номер] по [Адрес] предусмотрено произведение корректировки платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. В качестве фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] необходимо принять норматив потребления, за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] – использовать показания прибора учета. Выявленные нарушения допущены по вине ООО [ А ] в связи с этим было направлено предписание об устранении нарушений со сроком исполнения до [ДД.ММ.ГГГГ]. Однако, ООО [ А ]» с указанным предписанием не согласно. Корректировка платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] не произведена. До настоящего времени выявленные нарушения ООО [ А ] не устранены, а также ввиду ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №438 "Об особенностях осуществления в [ДД.ММ.ГГГГ] году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", проверить указанное предписание не представляется возможным. Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], просят: обязать ООО [ А ] провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета жителям многоквартирного дома №[Номер] по [Адрес] по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] ввиду наличия показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Представитель истца на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал иск, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО [ А ] ФИО2, действующая по доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что считает, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обращение в суд о понуждении к исполнению законно вынесенных предписаний. В отношении ответчика было вынесено предписание, которое и без того является обязательным и вынесение решение будет являться лишним. В отношении спорного дома до [ДД.ММ.ГГГГ] исполнителем коммунальной услуги «отопление» являлся ООО [ ... ]». Договор теплоснабжения заключен с ТЭЦ только с [ДД.ММ.ГГГГ], в связи с чем, обязанности исполнителя услуг перешли к ООО «[ А ] как ресурсоснабжающей организации только с указанной даты. Правила проведения корректировки платы за отопление при смене исполнителя коммунальных услуг, а также в случае изменения формы управления многоквартирным домом, либо при переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией жилищным законодательством не урегулированы. Корректировка по отоплению за [ДД.ММ.ГГГГ] была сделана ООО [ А ] в отношении ООО [ ... ] на основании фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, при этом годовая корректировка платы за [ДД.ММ.ГГГГ] составила отрицательное значение, равное – 242775,37 руб.. При отрицательном значении годовой корректировки она учитывается в текущих начислениях путем их уменьшения на соответствующее отрицательное значение. Корректировку же платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] уже непосредственно в отношении собственников помещений в многоквартирном доме должен производить ООО [ ... ] как надлежащий исполнитель коммунальной услуги в указанный период. Считает, что на стороне ООО [ ... ] в связи с не произведением корректировки в отношении граждан за [ДД.ММ.ГГГГ] год, образуется неосновательное обогащение в размере отрицательной годовой корректировки, не произведенной в отношении граждан. В свою очередь, ООО [ А ]» вынуждено будет нести убытки, связанны с необходимость проведения отрицательной корректировки за [ДД.ММ.ГГГГ] в отношении граждан, тогда как отрицательная корректировка уже проведена в отношении ООО [ ... ] Своим предписанием Госжилинспекция фактически освободил исполнителя коммунальной услуги по отоплению ООО [ ... ] от проведения отрицательной корректировки в отношении граждан и возложил эту обязанность на ресурсоснабжающую организацию ООО [ А ]

Представитель ООО [ ... ] на основании доверенности ФИО3 пояснил, что корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению для дома №[Номер] по [Адрес] должен производить ООО [ А ]

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья пришел к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно п. 2 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 885 (далее - Положение), основными задачами Госжилинспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (пп. "а", "б" п. 3.1. Положения). Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях.

Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции [Адрес] (далее по тексту - ГЖИ НО) следует из прямого указания ст. 25 Федеральный закон от [ДД.ММ.ГГГГ] N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. п. 2, 3.1, 3.5 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 885.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона предоставляет доказательства обоснованности своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, [ДД.ММ.ГГГГ] в Государственную жилищную инспекции [Адрес] поступило обращение от потребителя [ФИО 1], проживающего по адресу г[Адрес], по вопросу отсутствия корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ ... ] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что ООО [ А ] является исполнителем коммунальной услуги по отоплению с [ДД.ММ.ГГГГ]

Действительно, на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г[Адрес], проведенного в форме очно-заочного голосования от [ДД.ММ.ГГГГ] собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о заключении договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]). В соответствии с п.1 ч.7 ст.157.2 ЖК РФ срок перехода на прямые договоры теплоснабжения был перенесен на [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ] в адрес ООО [ А ] Госжилинспекцией был направлен запрос о предоставлении информации по дому [Номер][Адрес] по вопросу отсутствия корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] ([ ... ]

В ответ на вышеуказанное обращение, [ДД.ММ.ГГГГ] ООО [ А ] сообщило, что с момента установки коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии входит в состав общего имущества многоквартирного дома и вопрос по обслуживанию общедомового прибора учета, установленного в доме №[Номер] по [Адрес] находится в компетенции ООО [ ... ] ([ ... ]

Согласно акту [Номер], прибор учета тепловой энергии и ГВМ в доме по адресу: [Адрес] был введен в эксплуатацию ([ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в доме №[Номер] по [Адрес] был выведен из эксплуатации для проведения поверочных работ (копия акта - [ ... ]). [ДД.ММ.ГГГГ] данный прибор учета был вновь принят в коммерческую эксплуатацию после поверки ([ ... ][ДД.ММ.ГГГГ] проведена поверка прибора учета тепловой энергии, согласно которой прибор находится в работоспособном состоянии и может быть использован для коммерческих расчетов за тепловую энергию [ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. между ООО [ А ] и ООО [ ... ] заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения [Номер], согласно которому ООО [ А ] обязалось обеспечить подачу исполнителю тепловой энергии и (или) горячей воды через тепловые сети и сети централизованного горячего водоснабжения, а исполнитель обязался принимать тепловую энергию и горячую воду с целью оказания потребителям коммунальной услуги «центральное отопление и/или «горячее водоснабжение» ([ ... ]

[ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ А ] на основании акта проверки [Номер] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что начисление платы за отопление с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось исходя из норматива потребления, также, по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] корректировка платы за отопление произведена не была ([ ... ]

Согласно ответу ООО [ А ] от [ДД.ММ.ГГГГ] в связи с отсутствием сведений об объемах фактического потребления тепловой энергии за весь [ДД.ММ.ГГГГ], начисление платы за отопление жителям указанного дома в указанный в запросе период производилось исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, в соответствии с п. 42 (1) Правил. В соответствии с договоренностями, достигнутыми на совместном совещании в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства [Адрес], корректировка размера платы за отопление за [ДД.ММ.ГГГГ]. по многоквартирным домам, в которых коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии не отработали полный календарный год, не производилась. Принимая во внимание, что коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии, установленный по адресу [Номер] по [Адрес], отработал не полный [ДД.ММ.ГГГГ]., корректировка платы за отопление гражданам-потребителям, проживающим в указанном доме за [ДД.ММ.ГГГГ], не производилась [ ... ]

Показания коллективных приборов учета тепловой энергии ООО [ ... ] в течение [ДД.ММ.ГГГГ] направляло ресурсоснабжающей организации ([ ... ]

Как указано выше, многоквартирный дом № [Номер] по [Адрес] оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Данный прибор учета введен в коммерческую эксплуатацию с [ДД.ММ.ГГГГ]. В течение года данный прибор был исправлен. Таким образом, ООО «[ А ] имеет в своем распоряжении показания общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. Однако по итогам [ДД.ММ.ГГГГ] корректировка платы за отопление произведена не была.

В соответствии с п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом исполнитель производит один раз корректировку размера платы по фактическим объемам потребления тепловой энергии (исходя из показаний коллективного прибора учета).

В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59 (1) и 60 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.

Следовательно, для дома [Номер] по [Адрес] предусмотрена корректировка платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]

[ДД.ММ.ГГГГ]. ООО [ А ] в рамках государственного жилищного надзора было выдано предписание об устранении выявленных нарушений [Номер], со сроком его исполнения [ДД.ММ.ГГГГ]([ ... ]

До настоящего времени выявленные нарушения ООО [ А ] не устранены.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

С учетом приведенной нормы закона при рассмотрении настоящего иска юридически значимым обстоятельством является законность выданного предписания ГЖИ и наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения, однако таких обстоятельств по делу не установлено.

Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права.

Пунктом 42(2) Правил [Номер] закреплено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с [ДД.ММ.ГГГГ] года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения [Номер] к настоящим Правилам.

В связи с тем, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен быть осуществлен в [ДД.ММ.ГГГГ], а ООО [ ... ] с [ДД.ММ.ГГГГ] не является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме [Номер] по [Адрес], у управляющей компании отсутствуют правовые основания для проведения корректировки платы за отопление.

ООО [ А ] корректировку размера платы за отопление, исходя из показаний коллективного прибора учета жителям многоквартирного дома [Номер] по [Адрес] не произвело, что неправомерно, поскольку именно оно является исполнителем коммунальной услуги, и в случае корректировки в сторону уменьшения возврат денежных средств собственникам помещений многоквартирного дома производится по строке отопление путем уменьшения текущего размера платы на величину возврата. Учитывая, что ООО [ ... ] не производит начисление платы за отопление, осуществить возврат указанным способом представляется не только невозможным, но и противоречащим действующему законодательству.

По смыслу жилищного законодательства корректировка платы за коммунальную услугу связана с использованием в расчетах показаний общедомовых приборов учета и с периодом времени в один календарный год, а не с деятельностью того или иного исполнителя коммунальной услуги в определенный период времени. Следовательно, то обстоятельство, что до [ДД.ММ.ГГГГ] услугу оказывало ООО [ ... ] а с [ДД.ММ.ГГГГ] – непосредственного ООО [ А ], не является для последнего препятствием к проведению корректировки платы за отопление собственникам помещений за весь [ДД.ММ.ГГГГ]

Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. № 885, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО [ А ] об обязании исполнить предписание – удовлетворить.

Обязать ООО [ А ] провести мероприятия по исполнению предписания Государственной жилищной инспекции [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку размера платы за отопление, исходя из показаний коллективного прибора учета жителям многоквартирного дома №[Номер] по [Адрес] по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М. Гаранина.