Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2-5374/2013
06 ноября 2013 года Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Давлетшина Р.С.
при секретаре МЭР
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЧЛФ к Администрации ГО г. <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений о признании незаконными отказов и признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ЧЛФ обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. <адрес>, Министерству земельных и имущественных отношений о признании незаконными отказов и признании права собственности на земельный участок, указывая в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ исполкомом <адрес> горсовета депутатов трудящихся БАССР в целях организации коллективного садоводства был предоставлен земельный участок.
СНТ «<данные изъяты>» поставлено на учет в Инспекции ФНС по Кировскому району г. <адрес>.
Садовый земельный участок № площадью № кв. м. в данном СНТ закреплен за ней, земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №.
Она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ГО г. <адрес> с заявлением с просьбой разрешить приватизировать земельный участок и выдать правоустанавливающий документ на занимаемый ею земельный участок в СНТ «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «<данные изъяты>».
Управлением по земельным ресурсам г. <адрес> ей письмом от ДД.ММ.ГГГГ был выслан ответ с отказом, в соответствии с которым права собственности на земельный участок не представляется возможным в связи с тем, что указанный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>.
Кроме того, ею было направлено заявление в Правительство <адрес> о предоставлении указанного земельного участка в собственность, на что Министерство земельных и имущественных отношений <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ направило ответ с отказом, в соответствии с которым оформление права собственности на земельный участок № в СНТ «<данные изъяты>» не представляется возможным в связи с тем, что указанный участок находится во второмпоясе зоны санитарной охраны водозаборов, пояснив, что согласно пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничены в обороте.
Истец просила признать незаконными отказы Администрации ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ и Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок №.
В ходе судебного разбирательства истец дополнила исковое заявление, указала, что Правила землепользования и застройки ГО г. <адрес>, в соответствии с которыми в кадастровый паспорт ее земельного участка внесены сведения о том, что земельный участок входит в зону второго пояса санитарной охраны водозаборов были приняты ДД.ММ.ГГГГ на основании решение совета ГО г. <адрес>.Однако указанный участок СНТ, членом которого она является, был предоставлен в пользование еще в ДД.ММ.ГГГГ году на основании решения исполкома <адрес> горсовета, т.е. основанное на этом решении право членов товарищества на земельные участки возникло задолго до издания указанного акта, после чего они длительное время фактически осуществляли это право, которое никем не оспаривалось. Изданные позднее акты не могут изменить характера возникших правоотношений и поэтому не могут являться основанием к ограничению ранее возникших прав граждан на земельные участки.
Кроме того, согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, ни Федеральным законом №52-ФЗ, ни Градостроительным кодексом РФ такого понятия как «территория второго пояса охраны водозаборов» не предусмотрено. Данное понятие не является равнозначным понятию «зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
Зоны санитарной охраны должны устанавливаться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно записи, имеющейся в кадастровом паспорте спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: «<адрес>. Санитарная зона охраны водозаборов, № пояс, реестровый номер №»», а следовательно, границы санитарной охраны зоны не определены.
Следует отметить, что из № земельных участков в СНТ «<данные изъяты>» предоставлено в собственность бесплатно № земельных участков на основании постановления Администрации ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ после принятия Правил землепользования и застройки ГО г. <адрес>.
Истец требования оставила прежними.
В судебном заседании представитель истца по доверенности БРА исковые требования истца поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
ЧЛФ в судебное заседание не явилась, со слов представителя извещена о судебном заседании.
Представители ответчиков, третьих лиц в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Решением исполнительного комитета <адрес> городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок в районе <адрес> – № га отведен под коллективные сады, в том числе № га завкому <адрес> управления.
Из материалов дела следует, что ЧЛФ является членом СНТ «<данные изъяты>» и за ней закреплен земельный участок № площадью № кв. м.
Земельный участок по адресу: <адрес>, тер. СНТ «<данные изъяты>», уч.№ площадью № кв. м. поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. Вид разрешенного использования не указан.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. <адрес> ХСС сообщил на обращение ЧЛФ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», уч.№, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>.
В данном письме содержится ссылка на пп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> ЯРБ сообщил ЧЛФ на ее обращение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, тер. СНТ «<данные изъяты>», уч.№, поступившее из Правительства <адрес>, что вышеуказанный земельный участок расположен во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов, в связи с чем предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
В данном письме также содержится ссылка на пп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы.
Из заявления ЧЛФ в Администрацию ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о бесплатном предоставлении ей в собственность испрашиваемого земельного участка следует, что ею к заявлению приложены все необходимые документы, указанные в ч.4 ст.28 Федерального закона №66-ФЗ.
Как указано выше, ответчиками отказано истцу в предоставлении земельного участка в собственность в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов <адрес>.
В силу п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:изъятия земельных участков из оборота;установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п.3 ст.27 Земельного кодекса РФ).
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях определения территориальных и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (п.6, п.7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а так же порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п.4 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).
Согласно п.5 ст.18 этого же Федерального закона границыи режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст.18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Как установлено судом, испрашиваемый истцом земельный участок находится в СНТ «<данные изъяты>», которому земельный участок в размере № га был отведен под коллективные сады решением исполкома <адрес> горсовета депутатов трудящихся БАССР от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Из материалов дела следует, что в настоящее время СНТ «<данные изъяты>» существует, состоит на учете в Инспекции ФНС по Кировскому району г. <адрес>.
Испрашиваемый истцом земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. Вид разрешенного использования не указан.
Однако совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет сделать вывод, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет вид разрешенного использования: Для ведения садоводства.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Как указывалось выше, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии Правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.
Однако, в нарушение требований ст.ст.56 и 57 ГПК РФ, доказательств принятия решения об установлении границ и режима такой зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в том числе до утверждения Правил землепользования и застройки) суду не представлено.
Наличие в кадастровом паспорте спорного земельного участка сведений о вхождении участка в состав «санитарной зоны охраны водозаборов, 11 пояс» со ссылкой на внесение сведений об установлении такой зоны на основании решения Совета городского округа город <адрес> «О правилах землепользования и застройки городского округа город <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № не имеет юридического значения для существа рассматриваемого спора, так как установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ правовой режим земель, ограниченных в обороте.
Вместе с тем,ни Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, ни Градостроительный кодекс РФ такого понятия, как территория второго пояса охраны водозаборов, не предусмотрено.
Доказательств того, что данное понятие является равнозначным понятию «зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в материалы дела не представлено.
Документов, позволяющих определить границыуказанных зон на местности, а также установить обстоятельства вхождения спорного земельного участка в состав данных зон, в материалы дела не представлено.
А напротив, постановлением главы Администрации ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлены в собственность, бесплатно, для ведения садоводства земельный участки № членам СНТ «<данные изъяты>» после принятия решением Совета ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки городского округа город <адрес>».
Суд усматривает, что доказательства наличия иных обстоятельств, обуславливающих в соответствии с федеральным законом запрет на приватизацию спорного земельного участка ответчиками в материалы дела не представлены.
Таким образом, учитывая, что ответчиками не представлены доказательства вхождения испрашиваемого истцом земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд находит незаконными отказы в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд находит иск в части признания за истцом права собственности на испрашиваемый ею земельный участок подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ЧЛФ удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации ГО г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Признать за ЧЛФ право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, СНТ «<данные изъяты>», участок №№, площадью № кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.С. Давлетшин