ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5377/2014 от 16.11.2015 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-701/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2015 г

Свердловский районы уд г.Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 ФИО7 к ГУ-УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области в защиту пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области, в котором просит признать за ней право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда, мотивируя требования тем, что работает в ФКУ ИК-1 УФСИН России по КО с <дата> по настоящее время. С <дата> занимает должность инженера отдела маркетинга, закреплена за складами готовой продукции, где используется труд осужденных. Истица проводит 8 часов на материальном складе, в месяц 169 часов, 135 часов в непосредственном контакте с осужденными. В соответствии с п.п. 17 п. 1 ст. 27 Закона от <дата> 173-ФЗ требуемый специальный стаж 10 лет у истца имеется, она имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 требования неоднократно уточняла, в окончательной формулировке просила суд включить в ее стаж работы дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы в ФКУ ИК- 1 УФСИН России по Костромской области с <дата> по <дата> и назначить трудовую пенсию по старости с <дата>.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на иске поясняла, что в заявленные периоды ее занятость на работах непосредственно связных с осужденными составляла не менее 80 % рабочего времени, что подтверждается карточками осужденных, заключением эксперта, и т.п. В обязанности заведующей ларька, помимо всего прочего, входила продажа товаров осужденным в течение полного рабочего дня, то есть фактически исполняла обязанности продавца, находилась в контакте только с осужденными, вольнонаемные и другие сотрудники колонии в данном ларьке покупать ничего не могли, т.к. осужденные отоваривались по графику и на специальные чеки, то есть продукты за наличные деньги в данном ларьке не приобретались.

Представитель ответчика ФИО2 просила в иске отказать, по доводам изложенным в решении комиссии от <дата>

Представитель третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по КО в суде требования истицы поддержал.

Выслушав стороны, опросив эксперта, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в ст. 8 устанавливает условия назначения страховой пенсии по старости: по достижении мужчин возраста 60 лет, а женщин - 55 лет.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от <дата> N 400-ФЗ (далее по тексту -Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Аналогичные положения содержались в пп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до <дата>.

Подпунктом "к" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", которым предусмотрена должность инженера.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от <дата> утверждены Разъяснения "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 85", в соответствии с которыми:

Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).

По разделу 1 Списка право на льготное пенсионное обеспечение имеют все рабочие независимо от наименования профессий, в том числе главные, старшие и их помощники, а также ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения (пункт 5).

В специальный трудовой стаж для назначения льготной пенсии включаются все периоды работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от перерывов в работе при наличии подтверждающих документов (пункт 9).

В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком (пункт 10).

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений МТ РФ от <дата> N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от <дата> N 29).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <дата> N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 145-О-О).

Судом установлено, что ФИО1 <дата> обратилась в ГУ-УПФ России по г.Костроме и Костромскому району КО с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решением ГУ-УПФ России по г.Костроме и Костромскому району КО от <дата> ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по названному основанию ввиду отсутствия необходимого специального стажа 10 лет. При этом, решением комиссии не включены периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности инженера отдела маркетинга Учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по КО. Спорный период работы не включен ответчиком в виду отсутствия данных в персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в качестве льготного периода работы, отсутствие занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно.

Согласно записям в трудовой книжке истца, с <дата> ФИО1 занимает должность инженера отдела маркетинга (приказ л/с от <дата>); приказом УФСИН от <дата>, отдел маркетинга переименован в отдел материально-технического обеспечения процесса трудовой адаптации осужденных и сбыта продукции центра трудовой деятельности осужденных.

Из должностной инструкции истца усматривается, что ФИО1 решает вопросы по выполнению задач связанных с отгрузкой готовой продукции, руководит работой грузчиков-осужденных при получении готовой продукции из цехов на склад, при отпуске продукции со склада получателям, при погрузке готовой продукции со склада на машины для транспортировки ее до транспортной компании, обязана сортировать и размещать поступающую продукцию согласно правил хранения ( п.5, 23, 31,37 Инструкции инженера).

В материалах дела имеется справка от <дата> (л.д... выданная ФИО1 начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по КО, о том, что она работает в учреждении исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, и была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 85 раздел 2 с <дата> по настоящее время в профессии (должности) продавец магазина, продавец непродовольственных товаров, инженера отдела маркетинга материально-технического обеспечения и сбыта, непосредственно была занята на работах с осужденными полный рабочий день. Основанием для выдачи такой справки указаны: личная карточка, приказы, штатное расписание, лицевые счета.

По определению суда специалистом Департамента по труду и занятости населения <адрес> ФИО3 проведена государственная экспертиза условий труда. Согласно указанному заключению, ФИО1 в период с <дата> по <дата> в должностях инженера отдела маркетинга и инженера отдела материально- технического обеспечения процесса трудовой адаптации осужденных и сбыта продукции была постоянно и непосредственно занята на получении готовой продукции на склад и ее отгрузке и потребителям, которые осуществлялись грузчиками осужденными в течение всего рабочего дня, что подтверждено должностной инструкцией, фотографии, хронокарты рабочего времени, разнарядками для выхода расконвоированных осужденных на работу, записями в именных книжках осужденных колонии, выводимых на работу, что является основанием подтверждения соответствия характера и условий труда ФИО1 требованиям п.п.17 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанные выводы своего заключения, эксперт ФИО3 поддержала в суде.

По представленным в материалы дела копиям карт учета работы времени осужденных, трудовых карточек осужденных, приказов о приеме на работу осужденных, накладных на передачу продукции, инвентаризационных описей, актов проверки наличия ТМЦ, пояснений истицы и других доказательств по делу, можно сделать вывод о том, что ФИО1 в спорные периоды производила прием и отпуск потребителям продукции, товарно-материальных ценностей на складе готовой продукции в качестве кладовщика, непосредственно погрузочно-разгрузочные работы, а также работы по сортировке и размещению продукции осуществлялись под ее руководством грузчиками – осужденными на территории колонии, которые работали на складах ежедневно .... под руководством истца.

Проанализировав представленные доказательства суд приходит к выводу, что непосредственная работа истицы с осужденными занимает не менее 80 % рабочего времени, иного ответчик по правилам ст.56 ГПК РФ, не доказал.

Отсутствие кода льготной работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, на что ссылался ответчик в оспариваемом комиссионном решении от <дата>, само по себе не влечет отказ в назначении досрочной пенсии, по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от <дата> N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Исходя из приведенных разъяснений, можно сделать вывод о том, что выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, вопреки позиции ответчика, не является единственным допустимым доказательством подтверждения трудового стажа при разрешении спора в судебном порядке.

Действующее пенсионное законодательство, не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной), от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике. Работник не наделен правом контролировать выполнение работодателем таких предписаний закона.

Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, отсутствие сведений в пенсионном фонде о должности инженера отдела маркетинга, дающей право на досрочное назначение пенсии, при том, что занимаемая истцом должность предусмотрена малыми Списками 1994 года, при наличии записи в трудовой книжке, льготной уточняющей характер работы справки работодателя от <дата>, других доказательств, имеющихся в деле, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание что продолжительность спорного периода составляет 10 лет, при страховом стаже более 30 лет, истица достигла 50-летнего возраста, в связи с чем требования о назначении пенсия по заявленному истцом основанию, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 ФИО8 к ГУ-УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области в защиту пенсионных прав, удовлетворить.

Обязать ГУ-УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области включить в стаж работы ФИО1 ФИО9 дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы в ФКУ ИК- 1 УФСИН России по Костромской области с <дата> по <дата> и назначить трудовую пенсию по старости с <дата>

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде в Костромской областной суд через суд вынесший решение.

Судья -