Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 октября 2013 года г. Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чиковой М.С.,
при секретаре Торосян А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-537/13 по иску Синицы Е.А. к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» об обязании поставить на учет установленный счетчик, обязании прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию,
у с т а н о в и л:
Синица Е.А. обратился в суд с иском к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» об обязании поставить на учет установленный счетчик, обязании прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что он является собственником <адрес>. По мнению истца, взимание с него и других жильцов платы за электроэнергию мест общего пользования по одному общедомовому счетчику недопустимо. С разрешения начальника ООО «Управляющая компания г. Венев» он и другие собственники квартир № и № установили на площадке электронный счетчик, поскольку жильцы квартир № не платят по своим счетчикам за электроэнергию, и долги по неуплате за электроэнергию выставляют им - квартиросъемщикам квартир №. Истец обращался в прокуратуру с заявлением о проверке законности взимания платы за электроэнергию. Прокуратурой Веневского района Тульской области было рекомендовано истцу заменить счетчик, который находится у него в квартире, на электронный, что им было сделано. Электронный счетчик, который был куплен на средства жильцов <адрес>, был установлен на лестничной клетке в присутствии Синицы Е.А., ФИО5 и ФИО6, после чего был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ ввода в эксплуатацию счетчика, подписанный жильцами квартир 6, 7, 8 и представителей ООО «Управляющая компания г. Венев». Однако, по мнению истца, данный электронный счет не желает принимать во внимание ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», и не ставит его на учет.
Просит обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» поставить на учет установленный по акту № от ДД.ММ.ГГГГ электросчетчик на лестничной площадке <адрес> и обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию квартирам № <адрес>.
Истец Синицы Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что жителям второго этажа квартир № по <адрес> выставляют лишние киловатты по оплате общедомовых нужд, с учетом четырех квартир, в которых никто не проживает, из-за чего они были вынуждены поставить на лестничной площадке своего этажа общедомовый счетчик, который отказывается ставить на учет энергосбытовая организация. Считает, что им понесены не малые средства на покупку электросчетчика и его установку.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Павлова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований Синицы Е.А., указав на то, что согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.09 года, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют, в том числе и, передачу электрической энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящих в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих, в соответствии с требованиями настоящей статьи, оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.09 года, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в части 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Во исполнение п. 10 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.09 года ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в 2010 году предоставило предложения по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. Рассмотрение данного вопроса проходило на общем собрании при главе администрации МО город Венёв Венёвского района по вопросам жизнеобеспечения 24.09.2010 года. В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Согласно акту № 933 от 17.05.2013 года общедомовой прибор учета был установлен на фасаде <адрес>, т.е. граница эксплуатационной ответственности электрических сетей проходит на контактах электросчетчика шкафа учета данного дома. Иной порядок определения границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 года № 442, в п. 144 которых говорится, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка (в данном случае - потребителей и сетевой организации), имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с требованиями раздела Х Основных положений к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Сетевая организация ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» установило коллективный прибор учета в месте, где на это имеется техническая возможность своими силами в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной Губернатором Тульской области. По адресу <адрес>, был установлен общедомовый прибор учета, и составлен акт уполномоченными представителями ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» в лице: элекромонтера ГУЭЭОДВРЭС Взнуздаева B.C., в присутствии представителя ООО «Управляющая компания город Венёв» в лице директора ФИО11, представителя Администрации МО г.Венёв в лице зам. Главы администрации ФИО8 Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 ЖК РФ). В соответствии с п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за потреблённую электрическую энергию до 01.09.2012 года определяется в соответствии с пп.1, п.3, Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально их индивидуальному потреблению).С 01.09.2012 года размер платы за потреблённую электрическую энергию определяется согласно п. 13. Приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально доли, занимаемой потребителем площади в общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме). При непредставлении потребителем сведений о показаниях приборов учета или не допуске к прибору учета для проверки состояния прибора учета и достоверности представленных потребителем сведений о его показаниях до 01.06.2013 г. размер платы определялся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в порядке, установленном п. 59 Правил, а по истечении трех расчетных периодов - по нормативам потребления согласно Постановлению администрации Тульской области от 22.08.2008 г. № 483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета». Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете потребителя. Вышеуказанные нормы права не подразумевают установку прибора учета только на лестничной площадке многоквартирного дома, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» не может принять к учету установленный прибор учета истца, так как данные действия противоречат действующему законодательству. Таким образом, сама по себе установка общедомового прибора учета выполнена в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении учета коммунальных ресурсов.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель ООО «Управляющая компания город Венев» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося, надлежащим образом извещенного представителя ООО «Управляющая компания г. Венев».
Выслушав доводы истца Синицы Е.А., представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Павлову Е.С., изучив материалы дела в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как установлено в судебном заседании, Синица Е.А. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
В указанном жилом помещении проживает и зарегистрирован Синица Е.А., вместе с ним зарегистрированы два человека – ФИО9 и ФИО10, что подтверждается справкой, выданной ООО «Управляющая компания г. Венев» (л.д. 75).
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, ст. 290 ГК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственник жилого помещения, согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.
Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.09 года, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют, в том числе и, передачу электрической энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящих в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих, в соответствии с требованиями настоящей статьи, оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу п. 10 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.09 года, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в части 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В соответствии с п.8 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Иной порядок определения границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4.05.2012 года № 442, в п. 144 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка (в данном случае – потребителей и сетевой организации), имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с разделом Х Основных положений к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Как усматривается из протокола №/пу совещания по установке общедомовых приборов учета на многоквартирных домов на территории МО город Венев Веневского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии главы администрации муниципального образования г. Венев было решено, что установка приборов учета на многоквартирных и жилых домах будет производиться за счет средств филиала «Тулэнерго» (л.д. 98-99).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что на фасаде <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был установлен общедомовый прибор учета электрической энергии, о чем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о вводе в эксплуатацию, проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии (л.д. 101).
В качестве представителя потребителей при вводе в эксплуатацию данного прибора учета присутствовал генеральный директор ООО «Управляющая компания г. Венев» ФИО11, представитель администрации муниципального образования г. Венев в лице заместителя Главы ФИО8, что подтверждается их подписями в акте.
Общедомовой прибор учета электроэнергии установлен в соответствии с требованиями законодательства, опломбирован и поверен (л.д. 101,102-103).
Как установлено в судебном заседании и не отрицалось истцом, в период установки общедомового счетчика управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляло ООО «Управляющая компания г. Венев», которая заключала договор управления с собственниками жилых помещений, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111-118).
При рассмотрении дела судом были истребованы в администрации муниципального образования Веневский район акты обследования помещения по адресу: <адрес>.
Как усматривается из акта № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, квартиры в жилом многоквартирном <адрес> согласно требований п.п 34 «Положения по оценке непригодных жилых домов и жилых помещений государственного общественного жилищного фонда для проживания» следует отнести к категории непригодных (л.д. 85-86).
Постановлением Главы администрации муниципального образования «Веневский район Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены акты о признании ветхим и аварийным фондом жилых жомов на территории муниципального образования «Веневский район Тульской области», куда также вошел <адрес> (л.д. 84).
На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования помещения и постановления Главы администрации муниципального образования Веневский район №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания (л.д. 78-83).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сетевая организация установила коллективный прибор учета в месте, где на это имеется техническая возможность своими силами, за счет собственных средств, при этом никаких нарушений с ее стороны выявлено не было.
По обращению Синицы Е.А. в ООО «Управляющая компания г. Венев» ему в <адрес> был установлен электросчетчик «Меркурий» № в присутствии представителя ООО «УК г. Венев» и жильцов <адрес>: ФИО6 и ФИО12, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Управляющая компания г. Венев» на лестничной площадке <адрес> был установлен электросчетчик типа № №, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным представителями ООО «Управляющая компания г. Венев» ФИО13, ФИО14, ФИО15, и жильцами дома Синицой Е.А., ФИО6, ФИО12 (л.д. 4).
Одним из заявленных требований истца Синицы Е.А. является требование об обязании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» поставить на учет установленный по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, электросчетчик типа № № на лестничной площадке <адрес>, однако данное требование не основано на нормах действующего законодательства, и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за потреблённую электрическую энергию до 01.09.2012 года определяется в соответствии с пп.1, п.3, Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально их индивидуальному потреблению).
С 01.09.2012 года размер платы за потреблённую электрическую энергию определяется согласно п. 13. Приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально доли, занимаемой потребителем площади в общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При непредставлении потребителем сведений о показаниях приборов учета или не допуске к прибору учета для проверки состояния прибора учета и достоверности представленных потребителем сведений о его показаниях до 01.06.2013 г. размер платы определялся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в порядке, установленном п. 59 Правил, а по истечении трех расчетных периодов - по нормативам потребления согласно Постановлению администрации Тульской области от 22.08.2008 г. № 483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета».
ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, представителем ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» была осуществлена внеплановая рейдовая проверка по показаниям электросчетчиков в квартирах <адрес>, в ходе которой не было установлено каких-либо нарушений по начислению за потребленную электроэнергию жильцами <адрес>, о чем представлен в судебное заседание баланс лицевого счета истца Синицы Е.А. (л.д. 123-124).
Позиция истца о том, что на него и других собственников <адрес> происходят начисления за электроэнергию лиц, которые ее не оплачивают, противоречит действующему законодательству.
Довод истца о том, что он не должен нести ответственность за других собственников жилых помещений по оплате за электроэнергию, суд находит несостоятельными, так как они опровергаются указанными выше доказательствами.
Истец Синица Е.А., заявляя требование об обязании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию по квартирам № <адрес>, не учел, что данные требования заявлены, в том числе, и в интересах сособственников данного подъезда, которые ему таких полномочий не давали, в том числе, истец не представил доказательства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом РФ, наделения его полномочиями другими собственниками действовать от их имени в суде по вопросу начисления сумм за потребленную электроэнергию.
На основании изложенного, исковые требования Синицы Е.А. об обязании прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию квартирам № <адрес> не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Синицы Е.А. к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» об обязании поставить на учет установленный по акту № от ДД.ММ.ГГГГ электросчетчик на лестничной площадке <адрес>, обязании прекратить начисление сумм за потребленную электроэнергию квартирам № <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий