Копия Дело № 2-537/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Реутов, Московской области 23 июля 2020 года
Реутовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – федерального судьи Матвеевой Н.А.,
при секретаре Кашуба А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о перерасчете и выплате страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ- ГУ Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о перерасчете и выплате страховой пенсии по старости.
ФИО1 просит суд:
- обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> произвести ФИО1 перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с учетом размера заработной платы с применением справки о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом <адрес>ФИО4ФИО4<адрес>, о суммах заработка ФИО2 за период работы в № государственное открытое акционерное общество «<данные изъяты>») с января ДД.ММ.ГГГГ
- обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> при осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1 учитывать размер заработной платы, указанной в справке о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с января ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец и его представитель - адвокат ФИО6, представившая ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 32), поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ № 7 по
г. Москве и Московской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены в надлежащем порядке (л.д. 47), просят суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 48).
Суд, заслушав истца и представителя истца, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 7, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ Пенсия назначена в Управлении № по г.о. <адрес>
(<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о перерасчете страховой части пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав, а именно: перерасчет по заработной плате в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 173-ФЗ, исходя из справки о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом Краснодонского городского ФИО4ФИО4<адрес>, о суммах заработка ФИО1 за период
работы в №№ государственное открытое акционерное
общество «<данные изъяты>») с января ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ расчет страховой части пенсии произведен с учетом среднемесячного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании справки о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом <адрес>ФИО4ФИО4<адрес>.
При этом, отношение среднемесячного заработка ФИО1 к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило <данные изъяты> при максимально учитываемом 1,2 в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в клиентскую службу Управления по г.о. <адрес> с заявлением о запросе выплатного дела из Управления № по г.о. <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ выплатное дело истца поставлено на учет в Управление по
г.о. <адрес> в связи с переездом ФИО1 на новое место жительство.
При постановке выплатного дела ФИО1 на учет в Управление по г.о. Реутов было выявлено, что по справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ
№ неверно определено отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период. Так, в справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ указаны суммы заработка
ФИО1 за период работы в №№ государственное открытое акционерное общество «<данные изъяты> с января ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом в данной справке указано, что справка дана до ДД.ММ.ГГГГ в купонах, с ДД.ММ.ГГГГ в гривнах, в то время как на территории ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ заработная плата начислялась в рублях, с ДД.ММ.ГГГГ – в купонах (переходная денежная единица), с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – в карбованцах (национальная валюта), с ДД.ММ.ГГГГ – в гривнах (национальная валюта). В связи с чем выплатное дело ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ было приведено в соответствие с действующим пенсионным законодательством. Расчет заработка был произведен за период с сентября <данные изъяты> г. Отношение среднемесячного заработка ФИО1 к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило <данные изъяты>
В связи с выявленными расхождениями выплатное дело ФИО1 было направлено в Управление № по г.о. <адрес> для дооформления.
В ходе проведения проверки сведений, содержащихся в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Управления № по г.о. <адрес> (мкр. Железнодорожный) и Управления по г.о. <адрес> были направлены запросы в Управление Пенсионного Фонда ФИО4<адрес> и <адрес> (запрос от ДД.ММ.ГГГГ№), в <данные изъяты> по <адрес> (запрос исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, повторно ДД.ММ.ГГГГ№) и в ГУ-ОПФР по <адрес> и <адрес> (запрос от ДД.ММ.ГГГГ исх.
№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> с заявлением, в котором просил разобраться и принять меры по вопросу размера пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления по г.о. <адрес> поступил акт № от ДД.ММ.ГГГГ проверки достоверности сведений, указанных в справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ№, и архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№, № о заработной плате ФИО2 за период с января 1994 г. по февраль 2000 г. без указания денежных единиц, в которых производилось начисление заработной платы ФИО1, в связи с чем Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области в ответ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не усмотрело оснований для пересмотра размера его страховой пенсии (ответ на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-№.д. 23-25).
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с
01 января 2015 г.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года со дня вступления в силу названного Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий, и подлежащих применению в целях определения
размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. п. 3, 4, 6 названной статьи.
Кроме того, согласно ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, для исчисления размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица.
Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенным между государствами участниками СНГ 13 марта 1992 г., гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения).
Статьей 6 указанного Соглашения предусмотрено правило, согласно которому в случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения (перерасчета) пенсии.
Обращаясь в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии, истец в ДД.ММ.ГГГГ. предоставил архивную справку о заработной плате № от
ДД.ММ.ГГГГ, выданную Исполнительным комитетом Краснодонского городского ФИО4ФИО4<адрес> на основании лицевых счетов. Из указанной справки усматривается, что сумма заработка истца до ДД.ММ.ГГГГ дана в купонах, с ДД.ММ.ГГГГ в гривнах.
В период с 1980 по 1991 годы на территории Украины в обращении находился рубль СССР. В силу острой нехватки наличной денежной массы (банкнот советских рублей), было решено ввести купоны, но уже не в дополнение к советским рублям, а как самостоятельную денежную единицу. Так, после
провозглашения независимости Украины 24.08.1991 г. и выхода Украины из состава СССР с 10.01.1992 г. в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О введении в обращение на территории республики купонов многоразового использования» были введены в обращение банкноты, имевшие название карбованцы (или в просторечии купоны (слово «Купон» указано на лицевой стороне) или купоно-карбованцы), находившиеся в обращении до 1996 года.
В рамках денежной реформы, в соответствии с Указом Президента Украины № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве денежной единицы с ДД.ММ.ГГГГ на ФИО3 в обращение введена гривна. Согласно пункту 2 Указа Президента Украины от ДД.ММ.ГГГГ№, Национальному банку Украины со
ДД.ММ.ГГГГ предписано выпустить в оборот банкноты стоимостью 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен и разменную монету номинальной стоимостью 1, 2, 5, 10, 25 и 50 копеек и прекратить эмиссию украинских карбованцев. В соответствии с пунктом 3 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, украинские карбованцы подлежали обмену на гривны (банкноты и разменную монету), по курсу <данные изъяты>) карбованцев на <данные изъяты>.
Указанная информация является общедоступной, поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, данные обстоятельства не нуждаются в доказывании, так как являются общеизвестными.
В акте № от ДД.ММ.ГГГГ проверки достоверности сведений, указанных в справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ№, и архивных справках от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№, № о заработной плате ФИО1 за период с января <адрес> г. действительно отсутствуют сведения о денежной единице, в которой истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, однако указанное обстоятельство не может являться препятствием к зачету вышеуказанных справок, так как наименование денежной единицы – факт общеизвестный и потому не подлежит доказыванию, достаточно указание на правовой акт о введении в обращение национальной валюты.
Справка о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ и архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№, № о заработной плате ФИО2 за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. выданы Исполнительным комитетом Краснодонского городского ФИО4ФИО4<адрес> и Архивным отделом Администрации <адрес> и <адрес>ФИО4 Народной Республики на основании лицевых счетов, переданных на хранение. При этом издание приказов, распоряжений, ведение иной документации, регулирующей и отражающей истинную картину трудовой деятельности работника, сохранение их на предприятии, направление в архив необходимых сведений по роду выполняемой работником работы, ее продолжительности и специфике является обязанностью работодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности факта, что начисление заработной платы ФИО2 в период с января ДД.ММ.ГГГГ. (включительно) осуществлялось в украинских карбованцах, а с сентября ДД.ММ.ГГГГ г. (включительно) – в гривнах.
В Пенсионный фонд были представлены документы, подтверждающие фактический заработок истца на конкретном предприятии, поэтому сведения о фактическом заработке по архивной справке позволяют ответчику принять их как основание к расчету размера пенсии истца по заработной плате за спорный период и, исходя из имеющихся сведений о национальной валюте, введенной на территории Украины в этот период.
Вопреки доводам ответчика, само по себе отсутствие в документах работодателя прямого указания на наименование валюты, в которой исчислена заработная плата, с учетом изложенных обстоятельств не влечет недопустимость данного доказательства и не может являться основанием ограничения пенсионных прав истца. На истца не могут быть возложены негативные последствия за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по ведению бухгалтерской документации и направлению в архив необходимых точных сведений о размере заработной платы. Кроме того, то обстоятельство, что сотрудником архива в справке № от ДД.ММ.ГГГГ г. было указано о выдаче справки до ДД.ММ.ГГГГ. в купонах, а не в карбованцах, также не может служить препятствием к реализации пенсионных прав истца и учету указанной справки, поскольку введенные в обращение банкноты, имевшие название карбованцы, назывались в просторечии купоны или купоно-карбованцы.
Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ г. проверки достоверности сведений, указанных в справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ г. № расхождений в представленных для проверки документах и данных, указанных в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, не установлено.
Архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№, № о заработной плате ФИО1 за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. соответствуют форме и выданы в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3.2 Порядка исполнения архивами запросов юридических, физических лиц на основании архивных документов и оформления архивных справок, утвержденного Постановлением ФИО4<данные изъяты> Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому размер заработной платы в архивной справке отражается в денежных единицах, указанных в документах. Если в документах денежные единицы не указаны, справка выдается согласно суммам, отраженным в документах, без обозначения денежных единиц.
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 г. № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии» рекомендована форма справки о заработке. При этом предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.
Доводы ответчика о том, что представленная истцом справка о заработной плате, и поступившие в адрес Управления по г.о. Реутов Московской области акт проверки и архивные справки не отвечают необходимым требованиям, являются несостоятельными. Предусмотренных законом оснований не учитывать данные справки при перерасчете страховой части пенсии у ответчика не имелось, их содержание влияет на размер установленной истцу пенсии, поскольку они выданы на основании лицевых счетов архивом, принявшим на хранение бухгалтерские документы от работодателя.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик был вправе после получения акта № от ДД.ММ.ГГГГ проверки достоверности сведений, указанных в справке о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, и архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №№, № сам определить денежную единицу, указанную в этих справках.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет реализовано.
На основании изложенного, суд полагает необходиммым исковые требования удовлетворить в полном объеме. При этом, с целью восстановления нарушенных прав истца, суд полагает необходимым обязать ответчика осуществить перерасчет и выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента нарушенного права, когда ответчиком незаконно был произведен перерасчет и выплата страховой пенсии истца без учета справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о перерасчете и выплате страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> произвести ФИО1 перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с учетом размера заработной платы с применением справки о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом
Краснодонского городского ФИО4ФИО4<адрес>, о суммах заработка ФИО2 за период работы в ШСУ № государственное открытое акционерное общество <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> при осуществлении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1 учитывать размер заработной платы, указанной в справке о заработке для начисления пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с января <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья (подпись) Н.А. Матвеева
В окончательной форме решение составлено 23 июля 2020 года.
Федеральный судья (подпись) Н.А. Матвеева
Копия верна.
Судья: Секретарь:
Решение Не вступило в законную силу.
Судья: Секретарь: