К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» февраля 2013 года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Ващенко Н.П.,
при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к фио 1 об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка, встречному исковому заявлению фио 1 к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании недействительным отчета об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в связи с изъятием недвижимого имущества в части определения размера компенсации и рыночной стоимости изымаемого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Центральный районный суд г.Сочи с исковым заявлением к фио 1 об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка. В обоснование своих требований, истец указал на то, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от принято решение об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль <...>» от км № федеральной автомобильной дороги № Джубга - Сочи (<адрес>) до начала обхода г. Сочи ПКО (<адрес>) с реконструкцией участка автомобильной дороги от <адрес> просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)» земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности фио 1, который попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль <...>» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (<адрес>) до начала обхода города Сочи ПКО (<адрес>) с реконструкцией участка автомобильной дороги от <адрес> проспекта, <адрес> (проектные и изыскательские работы, строительство)». Ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Росавтодор, при этом строительства осуществляет ФКУ ДСД «Черноморье». Как указал истец, ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил фио 1 уведомление о принятом решении об изъятии. Независимым оценщиком ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» проведена оценка выкупной цены земельного участка, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, в соответствии с результатами которой, рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, составляет № рублей, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, № рублей. Истец в заявлении также пояснил, что в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашений в связи с изъятием земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, в соответствии с которыми ФКУ ДСД «Черноморье» обязуется выплатить фио 1 денежные средства в размере № рубля. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично фио 1ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени соглашение с фио 1 не подписано.
На основании изложенного, истец просил: изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, путем прекращения права фио 1, посредством перечисления со стороны ФКУ ДСД «Черномoрье» денежной суммы в размере № рубля на банковский счет фио 1, либо перечисления указанной денежной суммы в депозит суда; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>.
фио 1 обратилась в Центральный районный суд г.Сочи со встречным исковым заявлением к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании недействительным отчета об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ соглашения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в связи с изъятием недвижимого имущества в части определения размера компенсации и рыночной стоимости изымаемого имущества. В обоснование встречных исковых требований, фио 1 указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. направил в её адрес уведомление о том, что в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, распоряжением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об изъятии земельного участка для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения», принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г.Сочи, <адрес> подлежит изъятию в собственность Российской Федерации путем выкупа. Кроме того, фио 1 указала на то, что в декабре 2012г. в её адрес было направлено для подписания соглашение в связи с изъятием земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения. Размер выкупной цены земельного участка, в том числе размеров убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, земельного участка определен на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ подготовленного независимым оценщиком ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» <адрес>, причем размер выкупной цены вышеуказанного недвижимого имущества, включая сумму убытков, определены на основании указанного отчета об оценке и денежная сумма подлежащая выплате составляет № рубля, кроме того оценщик определил рыночную стоимость земельного участка в размере № рублей. фио 1 считает, что рыночная стоимость земельного участка по результатам проведенной оценки, значительно ниже действительной рыночной стоимости, а потому изготовленный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№/О-2413-ОС является недостоверным, не соответствующим действительности, по причине нарушения оценщиком норм и правил проведения оценки.
На основании изложенного, фио 1 просила: признать отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№/О-2413-ОС, выполненный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» в части касающегося определения рыночной стоимости изымаемого у фио 1 земельного участка недействительным; признать п. 2 ст. 2 соглашения об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения, в части касающихся определения денежных сумм, подлежащих выплате в качестве выкупной цены и убытков - недействительными.
В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 39 ГПК РФ, фио 1 были увеличены встречные исковые требования и ответчик по первоначальному иску просила: признать отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» в части касающегося определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка недействительным; признать п. 2 ст. 2 соглашения об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения, в части касающегося определения денежных сумм, подлежащих выплате в качестве выкупной цены и убытков недействительным; обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года заключить с истцом соглашение об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения с определением денежных сумм, подлежащих выплате истцу в качестве выкупной цены и убытков в соответствии с заключении эксперта № ООО ОК «Золотая цифра», а именно, с определением рыночной стоимости изымаемого земельного участка в сумме № рублей, убытков связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в размере № рубля; обязать ФКУ ДСД «Черноморье» осуществить оплату фио 1 выкупной цены и убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества в следующих размерах: № рублей - составляющих рыночную стоимость изымаемого земельного участка; № рублей - составляющих размер убытков, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и ответчик по встречному иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года по доверенности - фио 2, поддержал доводы, изложенные в первоначально заявленном исковом заявлении, просил исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года удовлетворить в полном объеме, встречный иск фио 1 не признал, просил в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску фио 1 по доверенности - фио 3 в судебном заседании иск Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года не признал, просил в удовлетворении исковых требований Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года отказать, поддержал доводы, изложенные во встречном исковом заявлении, просил встречные исковые требования фио 1 удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСД «Черноморье») по доверенности - фио 4 просила отказать в удовлетворении встречных исковых требований фио 1 и удовлетворить первоначальные исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подлежат удовлетворению в части, встречные исковые требования фио 1 также подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№, фио 1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>.
Пунктом 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль <...>» от км. 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (<адрес>) до начала обхода г.Сочи ПКО (<адрес>) с реконструкцией участка автомобильной дороги от <адрес> проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)» земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности фио 1
Указанный выше земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль <...>» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (<адрес>) до начала обхода г.Сочи ПКО (<адрес>) с реконструкцией участка автомобильной дороги от <адрес> проспекта (проектные изыскательские работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ОИ.
В соответствии с пунктом 43 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Росавтодор, при этом строительства осуществляет ФКУ ДСД «Черноморье».
В силу пункта 1.1. Положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Согласно пункту 3.21 Положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
Согласно ч. 18 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения.
В соответствии с требованиями ч. 18 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года фио 1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№.2 о принятом решении об изъятии принадлежащего ей имущества.
Согласно ч. 21 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.
Как видно из материалов гражданского дела, на основании ч. 21 ст. ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» проведена оценка рыночной стоимости №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего на праве собственности фио 1, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения.
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№/О-2413-ОС, подготовленному ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН», представленному в материалах дела, рыночная стоимость земельного участка земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, составляет № рублей; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения составляет № рублей.
Таким образом, недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности фио 1 оценено ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» в № рубля.
В соответствии с изложенным, Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подготовлен проект соглашения, заключаемого в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрены выплаты денежных средств фио 1 в размере № рубля.
ДД.ММ.ГГГГ указанный проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения был вручен Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года фио 1, что подтверждается протоколом вручения проектов соглашений правообладателю.
Согласно ч. 31 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
Однако, до настоящего времени указанное выше соглашение правообладателем изымаемого в связи с нуждами олимпийского строительства имущества, не подписано, в связи с чем, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года был вынужден обратиться в суд с иском к фио 1 об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка.
В соответствии с изложенным, на основании п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 31 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат удовлетворению исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>.
Истец по встречному иску фио 1 в своем заявлении указывает на то, что изготовленный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№/О-2413-ОС является недостоверным, не соответствующим действительности, по причине нарушения оценщиком норм и правил проведения оценки.
Определением Центрального районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.ст. 79, 80 ГПК РФ, на основании заявленного фио 1 ходатайства, Центральным районным судом г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту фио 5 ООО «Оценочная компания «Золотая цифра».
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы: соответствует ли размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.Сочи, <адрес>, принадлежащего фио 1, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, определенный в отчете об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, действительному размеру рыночной стоимости моего земельного участка на момент производства оценки? Правильно ли в отчете об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ определен размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения? Определить, каков был по состоянию на момент производства оценки имущества размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г.Сочи, <адрес>, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения земельного участка, принадлежащего фио 1?
В соответствии с заключением эксперта №, представленным ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра»: размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. Сочи, <адрес>, принадлежащего фио 1, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, определенный в отчете об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№-ОС, не соответствует действительному размеру рыночной стоимости земельного участка на момент производства оценки ООО «Южный Региональный Центр Оценки-ВЕАКОН»; в отчете об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения определен неправильно; размер выкупной цены земельного участка, в том числе размер убытков составляет № рублей, при этом, в компетенцию эксперта не входит правовая оценка отнесении убытков к подлежащим либо неподлежащим выплате правообладателю.
В соответствии с изложенным, суд считает возможным удовлетворить встречные исковые требования фио 1 и признать отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» в части касающегося определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка недействительным; признать п. 2 ст. 2 соглашения об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения, в части касающегося определения денежных сумм, подлежащих выплате в качестве выкупной цены и убытков недействительным.
ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра» размер убытков, составляющий № рублей, рассчитан исходя из следующего: убытки, связанные с перебазированием - № рублей; убытки связанные с арендой временного жилья № рублей; убытки, связанные с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке - № рублей, в том числе: отраженных в техническом паспорте, но возведенных без разрешительной документации - № рубля, не отраженных в техническом паспорте - № рублей, убытки, связанные с утратой многолетних насаждений - № рублей, убытки, связанные с уплатой госпошлины на государственную регистрацию объектов недвижимости - № рублей, земельный участок с кадастровым номером № - № рублей.
Размер убытков, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в сумме № рублей, ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра» рассчитан исходя из следующего: жилой дом литер В,В1, стоимость - 19 109 982 рубля, терраса литер в1, стоимость - № рублей, бетонная площадка, стоимость - 18 322 рубля, навес, стоимость - 29 689 рублей, теплица, стоимость - № рублей, подпорная стенка, стоимость - № рублей, подпорная стенка, стоимость - № рублей.
Размер убытков, связанных с утратой многолетних насаждений в сумме № рублей, ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра» рассчитан исходя из следующего: черешня в количестве 3 шт. - № рубля, кизил в количестве 1 шт. - № рублей, лавр в количестве 1 шт. - № рублей, слива в количестве 1 шт. - № рубль, яблоня в количестве 7 шт. - № рублей, виноград в количестве 22 шт. - № рубль, смородина в количестве 4 шт. - № рублей, инжир в количестве 2 шт. - № рубля, ель в количестве 3 шт. - № рублей, персик в количестве 3 шт. - № рубля, груша в количестве 4 шт. - № рублей, киви в количестве 2 шт. - № рублей, апельсин в количестве 1 шт. - № рубль, роза в количестве 2 шт. - № рублей, лимон в количестве 1 шт. - № рублей, мандарин в количестве 4 шт. - № рублей, орех в количестве 2 шт. - № рубля.
Однако, привлеченный судебное заседание эксперт ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт» фио 6 дал заключение о том, что размер убытков, связанных с утратой многолетних насаждений составляет № рублей, которые рассчитываются исходя из следующего: черешня в количестве 3 шт. - всего на сумму № рублей, кизил в количестве 1 шт. - № рублей, лавр в количестве 1 шт. - № рублей, слива в количестве 1 шт. - № рублей, яблоня в количестве 7 шт. - № рублей, виноград в количестве 22 шт. - № рублей, смородина в количестве 4 шт. - № рублей, инжир в количестве 2 шт. - № рублей, ель в количестве 3 шт. - № рублей, персик в количестве 3 шт. - № рублей, груша в количестве 4 шт. - № рублей, киви в количестве 2 шт. - № рублей, апельсин в количестве 1 шт. - № рублей, роза в количестве 2 шт. - № рублей, лимон в количестве 1 шт. - № рублей, мандарин в количестве 4 шт. - № рублей, орех в количестве 2 шт. - № рублей.
Кроме того, привлеченный судебное заседание эксперт ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт» фио 6 дал заключение о том, стоимость земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего фио 1 составляет № рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч. 32 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта», в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов. В таком случае соглашение, указанное в части 25 настоящей статьи, заключается с участием организаций, осуществляющих строительство соответствующих олимпийских объектов федерального значения, и должно содержать обязанность таких организаций осуществить соответствующую оплату.
В соответствии с изложенным, суд считает, что подлежат удовлетворению в части встречные исковые требования фио 1 об обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года заключить с истцом соглашение об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения с определением денежных сумм, подлежащих выплате ФКУ ДСД «Черноморье» истцу в качестве выкупной цены и убытков в соответствии с заключении эксперта ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт» фио 6, давшего заключение в судебном заседании, а именно, с определением рыночной стоимости изымаемого земельного участка в сумме № рублей, размер убытков, связанных с утратой многолетних насаждений в сумме № рублей, убытков связанных с а также об обязании ФКУ ДСД «Черноморье» осуществить оплату фио 1 выкупной цены и убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества всего в сумме № рублей.
Размер убытков, с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в сумме № рублей, а также убытков, связанных с перебазированием в сумме 85 680 рублей, убытков связанных с арендой временного жилья в сумме № рублей, убытков связанных с оплатой государственной пошлиной в сумме 1 000 рублей, рассчитанный ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра», взысканию с ФКУ ДСД «Черноморье»в пользу фио 1 не подлежат, поскольку исходя из смысла ч. 21 ст. 15, ч. 32 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, оплата выкупной цены осуществляется в пользу собственников изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества.
В силу требований п. 1 ст. 222 ГК РФ, согласно которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений,
В соответствии с ч. 2 ст.222 Гражданского Кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Как видно из материалов дела, ответчиком по первоначальному иску фио 1 не представлено суд каких либо правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на возведенные объекты недвижимого имущества, в том числе жилой дом литер В,В1, терраса литер в1, расположенные по адресу: <адрес>, г.Сочи, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Кроме того, в соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценочная компания «Золотая Цифра», часть объектов недвижимого имущества, отражена в техническом паспорте, но возведена без разрешительной документации, часть не отражена в техническом паспорте.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта», в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в частной собственности, предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды и обременены правами третьих лиц, их изъятие является основанием одновременного прекращения таких прав.
Поскольку имущество, принадлежащее фио 1 на праве собственности, а именно, земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. Сочи, <адрес>, подлежит изъятию, суд считает обоснованными исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о прекращении права собственности фио 1 на указанное имущество, а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 3 ст. 103 ГПК РФ, в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Согласно пп. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, а потому, суд считает возможным освободить Федеральное казенного учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСД «Черноморье») от взыскания расходов по оплате госпошлины.
Поскольку суд считает возможным взыскать в пользу фио 1 с ФКУ ДСД «Черноморье» убытки, причиненные в связи с изъятием недвижимого имущества всего в сумме № рублей, а истцом по встречному иску были заявлены требования о взыскании рыночной стоимости изымаемого земельного участка в сумме № рублей, убытков, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке в сумме № рублей, всего в сумме № рублей, то суд отказывает во взыскании в пользу фио 7 денежных средств в сумме № рубля.
Таким образом, госпошлина, подлежащая взысканию с фио 1 в доход бюджета, составляет № рублей, которую суд рассчитывает исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к фио 1 об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка - удовлетворить в части.
Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>, путем прекращения права фио 1, посредством перечисления со стороны ФКУ ДСД «Черномoрье» денежной суммы в размере № рублей на банковский счет фио 1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, город Сочи, Центральный район, <адрес>.
В остальной части исковых требований Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к фио 1 - отказать.
Встречное исковое заявление фио 1 к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании недействительным отчета об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в связи с изъятием недвижимого имущества в части определения размера компенсации и рыночной стоимости изымаемого имущества - удовлетворить в части.
Признать отчет об оценке имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненный независимым оценщиком ООО «Южный региональный Центр Оценки-ВЕАКОН» в части касающегося определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка недействительным; признать п. 2 ст. 2 соглашения об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения, в части касающегося определения денежных сумм, подлежащих выплате в качестве выкупной цены и убытков недействительным.
Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года заключить с фио 1 соглашение об изъятии земельного участка в целях размещения объекта олимпийского строительства федерального значения с определением денежных сумм, подлежащих выплате истцу в качестве выкупной цены и убытков, с определением рыночной стоимости изымаемого земельного участка в сумме № рублей, убытков, связанных с утратой многолетних насаждений в сумме № рублей.
Обязать ФКУ ДСД «Черноморье» осуществить оплату фио 1 выкупной цены и убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества в следующих размерах: рыночная стоимость изымаемого земельного участка в сумме № рублей, размер убытков, связанных с утратой многолетних насаждений в сумме № рублей, всего в размере № рублей.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований фио 1 к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - отказать.
Взыскать с фио 1 в доход бюджета государственную пошлину в сумме № рублей.
На решение сторонами и лицами, участвовавшими в рассмотрении и разрешении дела, могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд г.Сочи в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Н.П. Ващенко