ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-537/2016 от 28.03.2016 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

Гр. дело № 2-537/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2016 года г. Мичуринск

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Юрьевой Т.В.,

при секретаре Егоровой Н.В.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2,

представителя администрации г. Мичуринска - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Мичуринска об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении границ муниципальных земель и принадлежащего истцу земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать неправомерным решение администрации г. Мичуринска в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ... составленный ... и заключении соглашения о перераспределении границ муниципальных земель и принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...

Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: ... кадастровый номер участка .... ... она обратилась в администрацию г. Мичуринска о перераспределении между земельным участком истца по вышеуказанному адресу площадью 395,0 кв.м. и не разграниченными муниципальными землями г. Мичуринска с увеличением на 40,0 кв.м., на что получила отказ ввиду того, что земельные участки общего пользования приватизации не подлежат.

Истец считает данный отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения перераспределенного земельного участка незаконным в связи с тем, что принадлежащий ей на праве собственности земельный участок граничит с землями муниципальной собственности г. Мичуринска, расположенными с фасадной стороны её земельного участка (перед домом). Эти городские земли общего пользования не стоят на государственном кадастровом учёте. План земельного участка истца согласован между смежниками земельных участков, расположенных по ул. ... Испрашиваемый истцом земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, данный участок не нарушает прав третьих лиц, не пересекает красных линий. Поэтому просит суд удовлетворить указанные выше исковые требования.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте явки в суд уведомлена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 исковые требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, по основаниям, изложенным в решении от ..., так как спорный земельный участок относится к землям общего пользования. На указанной земле должен располагаться тротуар, отделяющий проезжую часть дороги от частного домовладения. Федеральная и муниципальная собственность на этот земельный участок не разграничена, то есть образование нового земельного участка создаст препятствия для неограниченного круга лиц, приведет к нарушению требований ст. 85 ЗК РФ в части запрета на приватизацию земель общего пользования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности - достаточности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Ч.1 ст.11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ч.4 ст.11.2 ЗК РФ указано, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст.39.28 ЗК РФ.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ч.4 ст.3.3 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым № ... площадью 395,0 кв.м из категории земель поселений, а также расположенного на нем жилого дома площадью 59,0 кв.м. по адресу: ... на основании свидетельств о регистрации права собственности от 08...

ФИО1 обратилась в администрацию г. Мичуринска с заявлением от 09.12.2015 года, в котором просила осуществить перераспределение между земельным участком с кадастровым ... площадью 395,0 кв.м по адресу: ... и неразграниченными землями г. Мичуринска согласно схеме с увеличением её земельного участка на 40 кв.м. для благоустройства территории (л.д.35).

Администрация г. Мичуринска направила истцу ответ № ... которым отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельный участок площадью 40 кв.м. находится на территории общего пользования и не подлежит приватизации (л.д. 36).

Суд считает, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков вынесен компетентным органом в пределах полномочий.

В судебном заседании было установлено, что земельный участок, испрашиваемый истцом не является муниципальной собственностью, а относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, поэтому ст.39.29 ЗК РФ не может быть применена.

Исходя из п. 1 п.п.2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.2 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Кроме того, ч.12. ст.85 ЗК РФ содержит запрет в той части, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Поскольку спорный земельный участок не является муниципальной собственностью, а относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, ввиду препятствия неопределенного круга лиц по рациональному использованию территории спорного участка, который относится к территории общего пользования, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

Доводы заявителя, что увеличение земельного участка ей необходим для благоустройства территории перед домомтакже не является доказательством законности требований ... так как препятствий в обслуживании дома и в благоустройстве прилегающей территории у неё нет.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Мичуринска об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении границ муниципальных земель и принадлежащего ФИО1 земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01 апреля 2016 года.

Судья - Т.В. Юрьева