ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-537/2022 от 27.04.2022 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-537/2022

УИД: 66RS0028-01-2022-000493-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2022 года город Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гаевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.В.,

с участием старшего помощника Ирбитского межрайонного прокурора Чернавина Н.Ю.,

представителя ответчика администрации Ирбитского МО Волкова А.В.,

представителей ответчика МУП «ЖКХ Ирбитского района» Шиховой Т.И., Сивкова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ирбитского муниципального образования, Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Ирбитского района» об обязании организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных и площадок для складирования угля,

установил:

Ирбитский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ирбитского МО, МУП «ЖКХ Ирбитского района» об обязании организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных, а также площадок для складирования угля.

В обосновании заявленных требований прокурор указал на то, что в результате проведенной Министерством финансов Свердловской области камеральной проверки в отношении администрации Ирбитского МО и МУП «ЖКХ Ирбитского района» по вопросу использования средств, выделенных из резервного фонда Правительства Свердловской области в 2020 году на погашение задолженности за каменный уголь, было выявлено несоблюдение условий хранения угля (уголь хранится без штабелирования – в отвалах), что не обеспечивает его сохранность и ведет к ухудшению его качества (свойств). Из ответа администрации Ирбитского МО на представление прокурора следует, что органом местного самоуправления приняты меры для устранения нарушений закона. МУП «ЖКХ Ирбитского района» на требования прокурора сообщило об отсутствии приборов учета тепловой энергии на котельных (угольных), расположенных в Ирбитском районе и являющихся муниципальной собственностью, кроме того представлены фотографии, свидетельствующие о несоответствующем хранении угля. Прокурор просил возложить на администрацию Ирбитского МО и МУП «ЖКХ Ирбитского района» обязанность, в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; д.<данные изъяты>. ; <адрес>А, кот., а также в указанный срок возложить обязанность на МУП «ЖКХ <адрес>» организовать площадки для складирования угля.

В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Чернавин Н.Ю. уточнил заявленные требования относительно срока их исполнения, просил обязать администрацию Ирбитского МО в срок до 2024 года организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных, а МУП «ЖКХ Ирбитского района» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать площадки для складирования угля.

Представитель ответчика администрации Ирбитского МО Волков А.В., а также представители ответчика МУП «ЖКХ Ирбитского района» Шихова Т.И. и Сивков М.А. не возражали против удовлетворения заявленных прокурором требований, полагая срок для исполнения решения в части установления приборов учета заниженным.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив добытые доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Инструкцией по хранению каменноугольного топлива на теплоэнергетических предприятиях местных Советов депутатов трудящихся РСФСР, утвержденной приказом Минжилкомхоза РСФСР от 14.02.1974 N 65 предусмотрено, что все каменноугольное топливо, поступившее на склад для длительного хранения, должно укладываться в штабель по мере выгрузки его из вагонов (автомашин); угли, предназначенные для текущего расхода, которые не могут быть использованы в течение 3 - 5 дней, укладываются в штабели правильной формы отдельно от углей длительного хранения с соблюдением установленных правил хранения; запрещается хранить уголь в бесформенных кучах, так как в этих случаях происходит усиленное окисление угля, его выдувание ветром и вымывание осадками; ответственными за организацию правильного хранения угля и за выполнение требований настоящей Инструкции являются руководитель предприятия и заведующий угольным складом (§§19, 20, 44).

Судом установлено, что угольные котельные, расположенные в <адрес> по адресам: <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; д.<данные изъяты>, <адрес>А, кот. ; <адрес>А, кот., являются муниципальным имуществом Ирбитского МО и закреплены за МУП «ЖКХ <адрес>» на праве хозяйственного ведения (л.д. 16-23, 24, 35-41).

Из акта внеплановой камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Министерством финансов Свердловской области в отношении администрации Ирбитского МО и МУП «ЖКХ Ирбитского района» об использовании средств, выделенных из резервного фонда Правительства Свердловской области в 2020 году на погашение задолженности за каменный уголь, установлено, что хранение угля осуществляется в бесформенных кучах, штабелирование угля на складе котельной не осуществляется (л.д. 45-56).

Распоряжением главы Ирбитского МО -РГ от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений, согласно которых необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по установке в котельных приборов учета вырабатываемой тепловой энергии в целях предотвращения необоснованного списания угольного топлива, а также организовать работу по сохранности каменного угля (л.д. 42-43).

Однако, по настоящее время выявленные нарушения при работе угольных котельных не устранены, распоряжение главы Ирбитского МО не исполнено, что не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика.

Факт ненадлежащего хранения угля также подтверждается представленными фотоснимками, из которых следует, что уголь хранится навалом (не в штабелях) и покрыт снегом (л.д. 25-31).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что котельные находятся на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Ирбитского МО», в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по организации площадок для складирования угля, на данную организацию.

Проведенной Министерством финансов Свердловской области в отношении администрации Ирбитского МО и МУП «ЖКХ Ирбитского района» внеплановой камеральной проверки также выявлено, что в угольных котельных отсутствуют приборы учета вырабатываемой энергии, в связи с чем определить фактическую потребность предприятия в объеме угольного топлива не представляется возможным (л.д. 42-43).

На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 01.01.2011 г. завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).

Поскольку вышеуказанные котельные в нарушение действующего законодательства приборами учета тепловой энергии не оснащены, суд приходит к выводу о возложении обязанности по их оборудованию приборами учета тепловой энергии на собственника - администрацию Ирбитского МО.

Доказательств того, что котельные не подлежат оснащению приборами учета по причине ветхости, аварийности, сносу или капитальному ремонту здания, а также по причине потребления тепловой энергии здания менее чем две десятых Гкал/ч, материалы дела не содержат.

Заявленные прокурор срок по организации установок приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных, суд считает не обоснованно сокращенным, поскольку как следует из материалов дела, между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и администрацией Ирбитского МО достигнуто соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2024 году бюджету Ирбитского МО субсидии на реализацию муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 5 000 000 рублей (л.д. 112-119, 120-127).

Таким образом, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Ирбитского МО организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а на МУП «ЖКХ Ирбитского района» организовать площадки для складирования угля в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

По мнению суда данный срок является достаточным для исполнения решения суда, разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер по организации учета используемых энергетических ресурсов создается угроза оказания услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества и возможности определения фактической потребности предприятия в объеме угольного топлива.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования по иску Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ирбитского муниципального образования, Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Ирбитского района» об обязании организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных и площадок для складирования угля, – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ирбитского муниципального образования организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных, расположенных в <адрес> по следующим адреса: <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; д.<данные изъяты>, <адрес>А, кот. ; <адрес>А, кот., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>» организовать площадки для складирования угля для угольных котельных, расположенных в <адрес> по следующим адреса: <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; <адрес>, кот. ; д.<данные изъяты>, <адрес>А, кот. ; <адрес>А, кот., в течении двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>