Дело № 2-5383/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2016 года г.Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Лыковой Т.В.,
при секретаре Бесединой Д.М.,
с участием:
представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к территориальному органу Министерства социального развития *** о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит признать отказ территориального органа Министерства социального развития *** выраженный в письме от ****** незаконным; возложить на отдел пособий и социальных выплат *** обязанность принять решение о назначении ФИО2 ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного в ***, без учета ежемесячной денежной выплаты осуществляемой за счет средств федерального бюджета.
В обоснование исковых требований указано, что ****ФИО2 обратилась в отдел пособий и социальных выплат *** по месту жительства (территориальный орган Министерства социального развития ***) с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи и назначении ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.1 Федерального закона от **** № 181-ФЗ (ред. от ****) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так как ни в Перечне видов доходов, ни при определении прожиточного минимума ЕДВ не учитывается. **** письмом за **, за подписью начальника отдела, заявление истца оставлено без рассмотрения, что подтверждает факт отказа в оказании социальной поддержки инвалиду возложенной действующим законодательством на субъект Российской Федерации. Считает, что исполнительный орган государственной власти ***, умышленно уклоняясь от реализации мер социальной поддержки, завуалированно и необоснованно обвинил инвалида в обращении в некомпетентный орган, сославшись на Пенсионный фонд Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) установленная статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не является предметом регулирования вышеуказанного Закона № 178-ФЗ, так как Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не регулирует правоотношения пенсионеров-инвалидов и не возлагает обязанность на Пенсионный Фонд Российской Федерации по оказанию мер социальной поддержки инвалидам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Кроме того, нетрудоспособный пенсионер, не являющийся инвалидом и возможно никогда не работавший, среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума, имеет право на доплату до прожиточного минимума из федерального бюджета, тогда как нетрудоспособный пенсионер-инвалид не имеет такого права, замещая эту федеральную доплату ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) инвалида, являющейся компенсационной выплатой по случаю утраты здоровья, что прямо противоречит конституционному равенству всех перед законом и конституционному запрету на ограничение прав инвалидов на прожиточный минимум, подлежащий расчету без учета ЕДВ. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. При оказании органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственной социальной помощи инвалидам, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) являющаяся расходным обязательством Российской Федерации не учитывается при определении прожиточного минимума малоимущего, при определении его среднедушевого дохода, а также при назначении мер социальной поддержки. Согласно справке УПФР в *** от ****** среднедушевой доход ФИО3 составляет 5 951,82 рублей, что ниже уровня прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Кроме того, судебным постановлением Новосибирского областного суда от ****** истец признана самостоятельно ведущей хозяйство, не являющейся членом семьи собственника жилого помещения, вселенной временно и не имеющей права пользования жилым помещением, в котором проживает, а именно одиноко проживающей. В соответствии с Постановлением администрации *** от ******-па отдел пособий и социальных выплат *** является территориальным органом министерства социального развития ***, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в министерстве финансов и налоговой политики ***, в ГРКЦ ГУ Банка России по *** и органах Федерального казначейства, самостоятельно осуществляет функции, в том числе: по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке; по назначению, перерасчету и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат в порядке, установленном действующим законодательством. Учитывая изложенное и принимая во внимание государственные гарантии, предоставленные истцу на получение минимальных денежных доходов, исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ФИО2. считается малоимущей и имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, подлежащей расчету без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), установленной инвалидам, обязанность по выплате указанного ежемесячного пособия следует возложить на отдел пособий и социальных выплат *** - территориальный орган Министерства социального развития ***.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, обеспечила явку представителя.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Территориального органа Министерства социального развития *** в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором указано, что ФИО2 обращалась в отдел с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии ****. В ответе (исх.** от ****) на данное заявление ей разъяснили что региональная социальная доплата к пенсии, назначается на основании Постановления *****-па от ****. Право на региональную социальную доплату к пенсии имеет пенсионер, у которого общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на соответствующий год. В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, то территориальными органами ПФР пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается через Пенсионный фонд РФ за счет средств федерального бюджета. *** в регионе прожиточный минимум пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в 2016 году определен в размере 8 803 рубля. Величина установленного прожиточного минимума утверждена на уровне величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, в связи с чем с **** неработающим пенсионерам была установлена федеральная социальная доплата к пенсии. Поэтому уполномоченными органами для назначения и выплаты доплаты к пенсии с **** определены органы Пенсионного фонда РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что ФИО2 является пенсионером, размер социальной пенсии составляет 5 951,82 рублей, что подтверждается справкой УПФР в *** от ****** (л.д. 13).
ФИО2 является инвалидом второй группы (л.д. 12).
****ФИО2 обратилась в отдел пособий и социальных выплат *** по месту жительства (территориальный орган Министерства социального развития ***) с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи и назначении ежемесячного пособия в размере суммы недостающей до величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, без учета ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам, установленной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.1 Федерального закона от **** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д. 9).
**** заявление истца оставлено без рассмотрения, рекомендовано обратиться в пенсионный фонд *** (л.д. 10).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от **** N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Как следует из преамбулы указанного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от **** N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от **** N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
В силу ст. 7 указанного закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально- демографических групп населения.
В силу преамбулы Федерального закона от **** N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки (ч. 1 ст. 6).
В соответствии с ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона от **** N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. *** от **** N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в ***» областной исполнительный орган государственной власти ***, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в соответствии с компетенцией предоставляет дополнительные меры социальной поддержки инвалидам.
Согласно Положению о министерстве социального развития ***, утвержденному Постановлением *** от **** N 490-п, министерство социального развития *** является областным исполнительным органом государственной власти ***, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан в ***, опеки и попечительства, отдыха и оздоровления отдельных категорий граждан, в том числе детей, на территории *** в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством *** полномочий, координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении территориальных органов, а также подведомственных государственных учреждений ***.
В силу п. 8 указанного Положения, в полномочия министерства входит, в том числе предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам.
Согласно п. 2 Порядка установления, пересмотра и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением администрации *** от **** N 422-па «О региональной социальной доплате к пенсии» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальным органом министерства социального развития *** - отделом пособий и социальных выплат по месту его жительства или по месту его пребывания по выбору пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальным органом министерства социального развития *** - отделом пособий и социальных выплат по месту его жительства.
Согласно ст. *** от **** N 17-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в *** на 2016 год» в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от **** N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», величина прожиточного минимума пенсионера в *** на 2016 год установлена в размере 8 803 рублей.
Таким образом, установлено, что среднедушевой доход пенсионера-инвалида ФИО2 ниже величины прожиточного минимума, установленного в ***, следовательно, она имеет право на получение социальной поддержки за счет средств субъекта Российской Федерации. При этом при определении среднедушевого дохода ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) не учитывается.
При таких обстоятельствах, действия территориального органа Министерства социального развития *** по отказу в рассмотрении вопроса об установлении социальной доплаты к пенсии ФИО2 являются незаконным, на ответчика подлежит возложению обязанность по принятию решения об установлении региональной социальной доплаты к пенсии в порядке и сроки, установленные Порядком установления, пересмотра и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденном Постановлением администрации *** от **** N 422-па.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия территориального органа Министерства социального развития *** по отказу в принятии решения об установлении социальной доплаты к пенсии ФИО2 незаконным.
Возложить на территориальный орган Министерства социального развития *** обязанность принять решение об установлении социальной доплаты к пенсии ФИО2, недостающей до величины прожиточного минимума, установленного в ***.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т. В. Лыкова
Решение в окончательной форме принято ****.