ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5385/2018 от 03.07.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-5385/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юшковой И.С.,

при секретаре Золотько Е.В., с участием:

заместителя Сыктывкарского транспортного прокурора Белякова А.И.,

представителя ответчика Соленковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 июля 2018 года гражданское дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к АО «Комиавиатранс» об обязании совершить определённые действия,

установил:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к АО «Комиавиатранс» об обязании обеспечить в аэропорту города Сыктывкара предоставление специального подъёмного устройства- амбулифта. В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ о социальной защите инвалидов в аэропорту г. Сыктывкар выявлено нарушение ответчиком требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Воздушного кодекса РФ по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), которое в аэропорту отсутствует, что нарушает права неопределённого круга лиц, инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным судном.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что до проведения проверки соблюдения АО «Комиавиатранс» требований законодательства, вопрос об обеспечении аэропорта г. Сыктывкара амбулифтом не рассматривался и не решался. Только после публикации в газете «...» обращения инвалида об отсутствии в аэропорту г. Сыктывкара специальной техники для посадки и высадки инвалидов и после проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности АО «Комиавиатранс» ответчиком начал разрабатываться план мероприятий по доступности для инвалидов услуг воздушного транспорта. При этом само по себе утверждение «Дорожной карты» и планирование закупки амбулифта в 2020 году не свидетельствует о том, что фактически требования Федерального закона будут исполнены.

Представитель ответчика иск не признал, полагая требования прокурора не основанными на законе, так как в настоящее время обязательного требования по оснащению всех аэропортов амбулаторными автолифтами нормативными документами не предусмотрено. Также представитель ответчика просил учесть, что затраты на приобретение амбулифта являются для АО «Комиавиатранс» значительными, а пассажиропоток инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не высокий. В аэропорте г. Сыктывкара принимаются все меры по созданию условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственное пользование воздушным судном, в том числе используется ступенькоход ... (лестничный подъёмник). Жалоб от инвалидов не проступало.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 15 названного Федерального закона предусматривает, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно подпункту 4 п. 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги: обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Согласно пункта 23 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты", утверждённых приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150, с учётом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе: средствами посадки-высадки пассажиров в/из ВС; средствами обслуживания пассажиров-инвалидов.

Как установлено в судебном заседании Сыктывкарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнений требований законодательства в сфере соблюдения прав пассажиров на объектах воздушного транспорта, также проверка в сфере эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта и иной спецтехники, задействованной в обслуживании пассажиров при осуществлении аэропортовой деятельности и проверка исполнения требований законодательства о безопасности полётов в АО «Комиавиатранс», в ходе которой выявлены нарушения, которые отражены в акте от 30.05.2018. В частности в акте отмечено, что в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, аэропорт г. Сыктывкара не оснащён специальным подъёмным устройством для посадки на воздушное судно и высадки с него пассажиров с ограниченными возможностями.

В аэропорту Сыктывкар на регулярной основе выполняется перевозка пассажиров, в том числе пассажиров с ограниченными возможностями, на воздушных судах .... Для доставки пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями на другие типы воздушных судов персоналом АО «Комиавиатранс» используется ступенькоход ... (лестничный подъёмник). Вместе с тем использование указанного ступенькохода на воздушных судах типа ... невозможно по причине конструктивных особенностей воздушного судна (высота ступенек бортового трапа данного воздушного судна превышает технические характеристики подъёмного механизма ступенькоход ...).

Отсутствие в аэропорту Сыктывкар специального подъемного устройства (амбулифт), с помощью которого осуществляется посадка и высадка пассажиров с ограниченными возможностями на борт воздушного судна, представителем ответчика в суде не отрицалось,

С учётом названных положений закона и установленных по делу обстоятельств суд находит требования Сыктывкарского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что имеющиеся в аэропорту Сыктывкар подъёмное приспособление ступенькоход ... (лестничный подъёмник) не равнозначно по техническим характеристикам амбулифту, наличие которого является обязательным. Отсутствие у АО «Комиавиатранс» достаточных средств для приобретения амбулифта не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения обязательных норм и требований, установленных воздушным законодательством.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать АО «Комиавиатранс» обеспечить в аэропорту города Сыктывкара в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставление специального подъёмного устройства- амбулифта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Юшкова