ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5389/18 от 03.09.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-5389/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Максаковой И.Н.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «АЦТЭКА» о возложении обязанности согласовать акт приемочной комиссии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Компания «АЦТЭКА» о возложении обязанности согласовать акт приемочной комиссии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указав, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году истцом было принято решение о переустройстве жилого помещения путем установки индивидуального отопительного прибора и отключения от централизованной системы теплоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в ООО «Светоч» о выдаче разрешения на отказ от централизованного отопления. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ ООО «Светоч», содержащий перечень необходимых разрешений и документов для осуществления переустройства. ДД.ММ.ГГГГ истцом было инициировано внеочередное общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме. На повестку дня был поставлен вопрос об отказе и дальнейшем отключении от централизованного отопления в <адрес>. По результатам голосования 16 голосов «за» и 1 «против». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за изменением порядка начисления платы. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ ООО «Компания «АЦТЭКА», в котором ответчик не возражает против выполнения работ по демонтажу радиаторов. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт выполненных работ по демонтажу приборов отопления. В квитанции за ДД.ММ.ГГГГ года ответчик изменил порядок начисления, указав на необходимость внесения платы только за остаточное тепло от стояка системы отопления. А за ДД.ММ.ГГГГ года оплату за тепло начислена в полном объеме. Обратившись к ответчику с пакетом документов, необходимых для изменения порядка начисления платы, ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ, в котором ответчик указывает на несоблюдение установленного порядка проведения переустройства и необходимость согласования с органами местного самоуправления. Те же доводы изложены в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, где ответчик указывает на необходимость получения согласования в администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, а также указывает на необходимость получения согласия 100% собственников жилых помещений МКД. Обратившись в Приамурскую администрацию, истец была перенаправлена в Отдел архитектуры и землепользования Администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО. ДД.ММ.ГГГГ отделом выдано решение о согласовании переустройства, установлен срок выполнения работ – до ДД.ММ.ГГГГ. поскольку работы были выполнены досрочно, истец обратилась в отдел для составления акта о подтверждении завершения переустройства жилого помещения, который был составлен ДД.ММ.ГГГГ. В состав комиссии по согласованию входит представитель теплоснабжающей организации – ООО «Компания «АЦТЭКА», однако на обращение о согласовании (подписании ) Акта ответчик отвечает отказом, мотивируя отказ необходимостью получения согласия на перепланировку (переустройство) всеми собственниками жилых помещений в МКД. Просит обязать ООО «Компания «АЦТЭКА» согласовать акт приемочной комиссии о подтверждении завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы на оказание юридических услуг в размере 7000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что просит обязать ответчика согласовать произведенную перепланировку, в связи с необходимостью признания факта отсутствия в ее квартире централизованного отопления и прекращении начисления платы за данную коммунальную услугу.

Ответчик ООО «Компания «АЦТЭКА» в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого с исковыми требованиями не согласен. Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении», регулирует всю систему взаимоотношений в теплоснабжении и направленный на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей. Пункт 15 статьи 14 Закона устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения». Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. Приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, их демонтаж без соответствующего разрешения уполномоченных органов и технического проекта, может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла. Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение по заявлению о переустройстве жилого помещения. Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст. 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения. Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли. При установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия. Данные разрешения истцом не предоставлены. Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представленный протокол общего собрания собственников жилых помещений не соответствует требованиям законодательства. Просит отказать в удовлетворении требований.

В соответствии с ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов.

Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой:

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.

Согласно п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно пп. "е" п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 35 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил).

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления., что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 года N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ООО «Светоч» с заявлением о предоставлении разрешения н отказ от централизованного отопления.

ДД.ММ.ГГГГ истцу представлен ответ с указанием документов, предоставление которых обязательно.

Решением общего собрания собственников жилых помещений МКД <адрес> ЕАО принято положительное решение по вопросу отказа и дальнейшего отключения системы отопления в квартире <адрес>, с условием если не будет нарушена целостность работы системы отопления дома, работу по отключению квартиры с демонтажем труб и радиаторов собственник квартиры выполняет за счет собственных средств.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ООО «Компания «АЦТЭКА» с заявлением о расчете отопления согласно проекту.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик выдал разрешение на демонтаж радиаторов.

ДД.ММ.ГГГГ произведен демонтаж приборов отопления, о чем ООО «Светоч» составлен акт.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

Администрацией муниципального района «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, установлен срок производства ремонтно-строительных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района подписан акт завершения перепланировки жилого помещения, который должен быть согласован с руководителем теплоснабжающей организации ООО «Компания «АЦТЭКА», однако последним отказано в согласовании акта на основании ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку уменьшение размера общего имущества в многоквартирном жилом доме возможно только с согласия всех собственников жилых помещений; представленные протоколы общего собрания собственников не соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации; кроме того, согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Истцом в качестве доказательства согласования вопроса индивидуального отопления с собственниками других квартир предоставлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, согласно которого на голосование был поставлен вопрос об отказе и дальнейшем отключении системы отопления в квартире <адрес>. С условием если не будет нарушена целостность работы системы отопления дома, работу по отключению квартиры с демонтажем труб и радиаторов собственник квартиры выполняет за счет собственных средств.

Переустройство отопления квартир административных истцов с центрального на индивидуальное является переустройством квартир, которое согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, кроме того, система центрального отопления дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, а доказательств, подтверждающих возможность перехода на отопление жилого помещения истца с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в случаях, определенных схемой теплоснабжения, истцом не представлено.

Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, вместе с тем такое согласие истцом не получено.

Таким образом, отказ теплоснабжающей организации ООО «Компания «АЦТЭКА» в согласовании переустройства жилого помещения истца является законным, поскольку внутридомовые системы тепло- и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем изменения системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. Однако согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартире истца не получено, также истцом не представлено доказательств того, что возможный демонтаж существующих теплогенераторов (батарей) будет произведен способом, исключающим уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с изложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Компания «АЦТЭКА» о возложении обязанности согласовать акт приемочной комиссии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение изготовлено 17.09.2018.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>