Дело № 2-538/2020
№***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Агафоновой А.С.,
с участием представителя истца ФИО1 Демидцевой Е.А., выступающей на основании письменного заявления истца от 21.05.2020г. и ордера адвоката №*** от 21.05.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Клик сервис» о признании недействительным п. 6.2 абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №*** от 10.11.2019г., взыскании денежных средств по договору, компенсации морального вреда, штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, судебных расходов по оплате услуг представителя,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Клик сервис», в котором просит: признать недействительным п. 6.2 абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №*** от 10.11.2019г. в части, предусматривающей невозможность возврата потребителю неиспользованного остатка денежных средств, взыскать денежные средства по абонентскому договору в размере 35400 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 22700 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя.
Исковые требования обоснованы тем, что 10.11.2019г. истец приобрел в автосалоне г. Казань автомобиль Хендай Крета. Автомобиль был взят в кредит, который истец получил в банке ПАО «Плюс Банк». Вместе с данным кредитным договором истцу были фактически навязаны договор страхования жизни и абонентский договор на оказание услуг «Помощь на дорогах» №*** от 10.11.2019г. с ответчиком ООО «Клик сервис». За данную услугу с истца взяли 35400 руб., которые перечислил от имени истца банк, эта сумма вошла в сумму кредита. Истец пытался отказаться от заключения договора, но истцу сказали, что это обязательно, иначе кредит истец не получит, данные по договору об оказании услуг имеются в кредитном договоре с банком. Приехав домой в г. Воткинск, истец проконсультировался у юриста, и истцу посоветовали отказаться от данного договора, направив ответчику заявление об отказе от услуг и расторжении договора. Заявление истец отправил 13.11.2019г., т.е. через три дня после заключения данного договора. Соответственно, никаких услуг от ответчика истец не получал, да и никакие услуги истцу не оказывались. 06.12.2019г. заявление истца было получено ответчиком. 20.12.2019г. ответчик отправил истцу уведомление о том, что истец вправе отказаться от данного договора в соответствие с законом о защите прав потребителей. Однако, подписав и оплатив договор, истец подтвердил, что ознакомлен с Правилами пользования информационной поддержкой ответчика, размещенными на сайте ответчика, истцу готовы вернуть 10% от оплаченной им суммы в размере 3540 рублей, в том случае, если истец отправит уведомление в адрес ответчика о согласии на такую сумму. Остальные деньги пошли на фактически понесенные расходы. Однако, в чем заключаются эти расходы, не указано. Ни с какими правилами истца не знакомили, в договоре ссылки на сайт нет. Истец не согласен на такую сумму, т.к. никакие услуги ответчиком не оказывались. Ответчик не исполнил ни одной услуги, указанной в договоре, поэтому должен вернуть уплаченную абонентскую плату в полном объеме. Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию причиненного истцу морального вреда за причиненные истцу морально-нравственные страдания и неудобства, которые заключаются в том, что истец вынужден был обращаться к юристу и в суд за защитой законных прав. Кроме того, при удовлетворении иска просит взыскать в пользу истца штраф за отказ от добровольного исполнения законных требований истца в размере 50% от удовлетворенной суммы.
В судебном заседании истец ФИО1, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ, представил заявление, в котором дело просил рассмотреть в отсутствие истца. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца адвокат Демидцева Е.А. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ознакомившись с возражениями, ответчик ссылается на то, что оказывались услуги истцу, а именно был обеспечен доступ к личному кабинету, к иным услугам, что был направлен ключ, однако никаких кодов доступа истец не получал. Договор был заключен 10.11, а 13.11 уже было направлено заявление об отказе от услуг. Никаких услуг не оказывалось, ДТП не происходило, никаких ключей, кодов доступа не приходило. Кроме того, был заключен агентский договор с банком, которому оплатили сумму в размере 82% от суммы, но подтверждающих документов не представлено. Расходами ответчика указанные суммы не являются. В п. 1.1 договора указаны услуги. Считает, что расходы должны быть связаны с теми услугами, которые оказывались, каких-либо иных, в том числе по оплате услуг агента, не должен нести истец. Расходами на оказание услуг истцу они не являются. П. 6.2. соглашения является незаконным, так как это право истца на расторжение договора. Пункт о том, что нельзя вернуть остаток денежных средств незаконен. Должна быть возвращена абонентская плата. В кредитном договоре конкретно указано, что стоимость оказания услуг 35400 р. п. 11. Данная услуга была навязана. Сторонами факт оплаты не оспаривается. Представлен акт оказанных услуг, где рядом с фамилией истца указана оплаченная сумма 35400 руб. Что касается агентского договора, предметы договоров абсолютно разные, не считает, что эту сумму должен платить истец, поскольку предмет договора с Клик-сервис разный. Имеются все основания говорить о том, что договор может быть расторгнут.
Представитель ответчика ООО «Клик сервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела или о рассмотрении дела без его участия не просил. Представил возражение на иск, в котором в удовлетворении заявленных требований просил истцу отказать.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо представитель ПАО «Плюс банк» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела или о рассмотрении дела без его участия не просил.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснение представителя истца, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно:
- согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.01.2020г., ПАО «Плюс банк» является действующим юридическим лицом с адресом местонахождения <...>;
- согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.01.2020г., ООО «Клик сервис» является действующим юридическим лицом с адресом местонахождения г. Москва, ул. Бутлерова, <...> эт., пом. XI ком. 61 (РМ22);
- 10 ноября 2019г. года между ООО «Клик сервис», в лице генерального директора ФИО5, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и ФИО1, именуемый в дальнейшем «Заказчик» или «Клиент», с другой стороны, заключен абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №Z94G28158912 от 10.11.2019г., по условиям которого исполнитель по требованию Заказчика обязуется оказывать Заказчику в объеме и в порядке, предусмотренные настоящим Договором и Правилами оказания услуг, следующие виды принимаемых и оплаченных Заказчиком услуг: вызов экстренных служб, неограниченный доступ к библиотеке документов Круглосуточная дистанционная юридическая консультация, техническая консультация по телефону №***, эвакуация автомобиля Услуга такси Европротокол, письменное составление документов, дистанционная помощь в урегулировании спора в досудебном порядке, официальный звонок адвоката от имени клиента, оценка судебной перспективы/заключение юриста, подбор юридических и экспертных компаний, подготовка искового заявления, удаленная экстренная и неотложная помощь, экстренная дистанционная консультация по охране здоровья, профильная консультация специалиста по телефону или онлайн (п.1.1). Внесение абонентской платы осуществляется Заказчиком единовременно в размере, определяемом в соответствии с п. 2.2 Договора (п.2.1). Плата за абонентское обслуживание по настоящему Договору сроком 12 мес. Составляет 35400 рублей (п. 2.2). Услуги считаются оплаченными, а Заказчик приобретшим право требовать от Исполнителя предоставления услуг, предусмотренных настоящим Договором, с момента зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя (п. 2.3). Все работы/услуги, не включенные в настоящий Договор, оплачиваются Заказчиком дополнительно (п. 3.1.9). Заказчик обязан своевременно уплатить предусмотренную настоящим Договором абонентскую плату независимо от того, было ли или будет ли затребованы им от Исполнителя предусмотренные настоящим Договором услуги (п. 3.1.1). Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке по инициативе одной из сторон в соответствии с порядком, оговоренным в разделе 6 Договора (п. 5.2). Исполнитель по письменному заявлению Заказчика вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке любое время, произведя с Исполнителем все расчеты, оплатив задолженность (при ее наличии) и фактически понесенные Исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по настоящему договору. В этом случае, неиспользованный остаток абонентской платы не возвращается (п. 6.2). К действиям, направленным на отказ от исполнения настоящего Договора Стороны относят письменное заявление Заказчика об отказе от исполнения абонентского договора и перечисление причитающихся Исполнителю по договору денежных средств в установленном настоящим договором порядке. В этом случае, настоящий договор считается расторгнутым по истечении 30 календарных дней с момента получения Исполнителем письменного уведомления от Заказчика, в случае, если взаиморасчеты были выполнены (п. 6.4);
- согласно правил оказания услуг ООО «Клик сервис», утвержденных приказом Генерального директора ООО «Клик сервис» №*** от 03.04.2019г., настоящие Правила оказания услуг ООО «Клик сервис» регулируют взаимоотношения между клиентом, обратившимся в ООО «Клик сервис» и ООО «Клик сервис» за юридическими и иными сопряженными с ними (сервисное, информационно-справочное обслуживание, сопутствующая передача данных и иных) услугами (п. 1.1). Правила устанавливаются компанией самостоятельно, являются публичной офертой на заключение договора об оказании услуг и могут быть приняты клиентом не иначе, как путем присоединения к ним в целом (п. 1.2). Принимая Правила, клиент тем самым полностью и безоговорочно принимает положения любых приложений к Правилам, а также документов, разработанных на их основе (п. 1.3). В случае досрочного отказа клиента от договора оказания услуг, клиент обязан направить компании заявление об отказе от договора оказания услуг по установленной форме, расположенной в личном кабинете клиента на сайте официальном компании в сети «Интернет» по адресу clik.msk.ru. Заявление об отказе от договора оказания услуг направляется клиентом в компанию почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением о доставке. В заявлении об отказе от догвоора оказания услуг клиент в обязательном порядке указывает все необходимые личные данные и свои банковские реквизиты. Возврат денежных средство возможен только путем перечисления денежных средств на банковский счет клиента. Возврат денежных средств наличным путем и почтовым переводом не осуществляется (п. 3.8). При досрочном отказе клиента от договора оказания услуг в течение 3 рабочих дней путем предоставления компании в данный период заявления об отказе от договора оказания услуг с указанием всех необходимых данных и реквизитов банковского счета клиента с момента заключения договора оказания услуг уплаченная клиентом сумма подлежит возврату в полном объеме в течение 14 календарных дней с даты получения такого заявления. Датой получения компанией заявления об отказе от договора оказания услуг считается дата поступления документов на почтовый адрес компании (п. 3.98). В случае досрочного отказа клиента от договора оказания услуг, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.8.1 настоящих правил, путем направления клиентом заявления об отказе от договора оказания услуг по истечение срока, установленного в п. 3.9 настоящих Правил, денежные средства, оплаченные клиентом, возвращаются компанией за минусом фактически понесенных расходов компании, в течение 14 календарных дней с даты получения такого заявления. Датой получения компанией заявления об отказе от договора оказания услуг считается дата поступления документов на почтовый адрес компании (п. 3.10);
- 10.11.2019г. между ФИО1 (заемщик) и ПАО «Плюс Банк» был заключен кредитный договор по программе «ДилерПлюс» на следующих условиях: сумма кредита 885810 рублей (п. 1 индивидуальных условий предоставления ПАО «Плюс Банк» кредита физическим лицам по программе «ДилерПлюс» (далее - договор)), срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору (п. 2). В течение всего срока действия договора проценты за пользование кредитом начисляются по ставке 16,7% годовых (п. 4). Количество платежей 84, ежемесячный платеж 17949 руб. (п. 6). Кредит предоставляется банком на следующие цели: 830000 руб. на покупку транспортного средства с индивидуальными признаками, определенными в п. 1 раздела 2 настоящего договора, 20410 руб. на оплату страховой премии по договору личного страхования, заключенному заемщиком со страховщиком и услуг, связанных с личным страхованием, информация о данном виде страхования указана в п. 21 договора, 35400 руб. на оплату услуг по договору на оказание услуг «Помощь на дорогах», заключенному заемщиком с компанией, предоставляющей данные услуги. Информация по договору об оказании услуг «Помощь на дорогах» указана в п. 22 договора (п. 11). Информация по договору оказания услуг «Помощь на дорогах». Минимальный перечень услуг: вызов экстренных служб, неограниченный доступ к библиотеке документов, круглосуточная дистанционная юридическая консультация, техническая консультация по телефону 24/7, эвакуация автомобиля, услуга такси Европротокол, письменное составление документов, помощь в урегулировании спора в досудебном порядке, официальный звонок адвоката от имени клиента, оценка судебной перспективы, заключение юриста, подбор юридических и экспертных компаний, подготовка искового заявления, экстренная и неотложная помощь, экстренная консультация по охране здоровья, профильная консультация специалиста. Наименование компании, поставщика услуг - ООО «Клик сервис», номер договора №***, срок договора 12 месяцев (п. 22). Залогодатель передает в залог кредитору транспортное средство <***>, <***>., стоимостью 1210000 руб. (п. 1 раздела 2 договора);
- 10.11.2019г. между ФИО1 (покупатель) и ООО «Орион» (продавец) заключен договор купли-продажи транспортного средства <***>. (п. 2.1), по цене 1210000 руб. (п. 3.1.1). Денежная сумма в размере 830000 руб. выплачивается покупателем продавцу в течение 5 дней с момента заключения договора денежными средствами, предоставленными ему кредитной организацией (банком) в качестве заемных средств для покупки товара, при этом указанная сумма перечисляется кредитной организацией (банком) на расчетный счет продавца, либо собственными денежными средствами путем передачи наличных денежных средств в кассу продавца или путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца (п. 3.2.1.1). Оплата в размере 380000 производится покупателем путем зачета подлежащих выплате ему от ООО «Орион» во исполнение договора купли-продажи автомобиля от 30.10.2019г. за Volksvagenpolo, либо собственными денежными средствами путем передачи наличных денежных средств в кассу продавца или путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца (п. 3.2.1.2). 10.11.2019г. согласно акту приема-передачи транспортного средства, автомобиль <***> г.в. передан ФИО1 ООО «Орион»;
- заявлением от 13.11.2019г. в адрес ООО «Клик-сервис» ФИО1 просил расторгнуть абонентский договор на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г., в связи с тем, что в услугах организации не нуждается, вернуть в полном объеме денежные средства, уплаченные по договору в срок до 30.11.2019г. в размере 35400 руб. на приложенные банковские реквизиты. К заявлению ФИО1, приложены реквизиты для возврата денежных средств. Согласно почтового уведомления заявление ФИО1 от 13.11.2019г. получено представителем по доверенности ООО «Клик сервис» 06.12.2019г., направлено по юридическому адресу ООО «Клик сервис», указанному в выписке из ЕГРЮЛ;
- исходящим письмом от 20.12.2019г. ФИО1 генеральный директор ООО «Клик сервис» ФИО2 указал, что подписав и оплатив договор, ФИО1 подтвердил, что ознакомлен с Правилами пользования информационно-правовой поддержкой ООО «Клик сервис», размещенными на сайте clik.msk.ru. ФИО1 будут возвращены денежные средства, уплаченные им, в соответствии с договором за вычетом фактически понесенных расходов в следующем порядке 10% стоимости услуги (3540 руб.) в течение 10 рабочих дней с момента поступления в адрес ООО «Клик сервис» подтверждения ФИО1, предложено направить подтверждающее письмо в свободной форме;
- 21.05.2019г. между ООО «Клик сервис» (заказчик) и ПАО «Плюс Банк» (агент) заключен агентский договор №***, согласно условиям которого агент принимает на себя обязательства по оказанию услуг по консультированию агентом физических лиц и в соответствии с предоставленными полномочиями совершить юридические и иные действия, предусмотренные настоящим договором и связанные с поиском и консультированием клиентов, оказанию консультационной помощи при оформлении документов клиентами, в целях заключения такими клиентами с заказчиком абонентских договоров на оказание услуг «Помощь на дорогах», а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные агентом услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором (п. 1.1). Договоры «Помощь на дорогах» заключаются путем подписания между заказчиком и привлеченными агентом клиентами двустороннего абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» (п. 1.2). Права и обязанности по заключенным договорам «Помощь на дорогах» с клиентами возникают непосредственно у Заказчика. Агент не оказывает услуги «Помощь на дорогах», не вправе заключать от имени заказчика договоры «Помощь на дорогах», вносить в них дополнения и изменения (п. 1.3). Размер (ставка) вознаграждения агента за оказанные услуги по настоящему договору определяются в размере 81,66% от стоимости заключенного договора «Помощь на дорогах». Вознаграждение агента включает в себя НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ (п. 3.6). Итоговая сумма вознаграждения агента за отчетный период определяется как произведение размера (ставки) вознаграждения, указанного в п. 3.7 настоящего договора, на размер оплаты по вступившим в силу в соответствующем отчетном периоде договоров «Помощь на дорогах», заключенных заказчиком с привлеченными исполнителем клиентами, и указывается в акте оказанных услуг за такой отчетный период (п. 3.7);
- согласно акта оказанных услуг №*** от 12.11.2019г., ООО «Клик сервис» сдал, а ПАО «Плюс Банк» принял услуги по агентскому договору №*** от 21.05.2019г. за отчетный период с 05.11.2019г. по 11.11.2019г. в том числе, по договору с ФИО1 №*** от 10.11.2019г. по программе правовая помощь онлайн в размере оплаты по договору 35400 руб., вознаграждение исполнителя (ПАО «Плюс банк») составило 28907 руб. 64 коп.
Указанные обстоятельства дела установлены судом и сторонами не оспариваются.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Анализируя требование истца о признании в части условий абонентского договора, изложенных в п. 6.2, недействительными, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Гражданско-правовые отношения, которые возникли между сторонами, в связи с заключением абонентского договора, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Судом достоверно установлено, и не оспаривается сторонами, что 10 ноября 2019г. года между ООО «Клик сервис», в лице генерального директора ФИО5, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и ФИО1, именуемый в дальнейшем «Заказчик» или «Клиент», с другой стороны, заключен абонентский договор на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г., по условиям которого исполнитель по требованию Заказчика обязуется оказывать Заказчику в объеме и в порядке, предусмотренные настоящим Договором и Правилами оказания услуг, следующие виды принимаемых и оплаченных Заказчиком услуг: вызов экстренных служб, неограниченный доступ к библиотеке документов Круглосуточная дистанционная юридическая консультация, техническая консультация по телефону №***, эвакуация автомобиля Услуга такси Европротокол, письменное составление документов, дистанционная помощь в урегулировании спора в досудебном порядке, официальный звонок адвоката от имени клиента, оценка судебной перспективы/заключение юриста, подбор юридических и экспертных компаний, подготовка искового заявления, удаленная экстренная и неотложная помощь, экстренная дистанционная консультация по охране здоровья, профильная консультация специалиста по телефону или онлайн (п.1.1). Внесение абонентской платы осуществляется Заказчиком единовременно в размере, определяемом в соответствии с п. 2.2 Договора (п.2.1). Плата за абонентское обслуживание по настоящему Договору сроком 12 мес. Составляет 35400 рублей (п. 2.2). Услуги считаются оплаченными, а Заказчик приобретшим право требовать от Исполнителя предоставления услуг, предусмотренных настоящим Договором, с момента зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя (п. 2.3). Все работы/услуги, не включенные в настоящий Договор, оплачиваются Заказчиком дополнительно (п. 3.1.9). Заказчик обязан своевременно уплатить предусмотренную настоящим Договором абонентскую плату независимо от того, было ли или будет ли затребованы им от Исполнителя предусмотренные настоящим Договором услуги (п. 3.1.1). Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке по инициативе одной из сторон в соответствии с порядком, оговоренным в разделе 6 Договора (п. 5.2). Исполнитель по письменному заявлению Заказчика вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке любое время, произведя с Исполнителем все расчеты, оплатив задолженность (при ее наличии) и фактически понесенные Исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по настоящему договору. В этом случае, неиспользованный остаток абонентской платы не возвращается (п. 6.2). К действиям, направленным на отказ от исполнения настоящего Договора Стороны относят письменное заявление Заказчика об отказе от исполнения абонентского договора и перечисление причитающихся Исполнителю по договору денежных средств в установленном настоящим договором порядке. В этом случае, настоящий договор считается расторгнутым по истечении 30 календарных дней с момента получения Исполнителем письменного уведомления от Заказчика, в случае, если взаиморасчеты были выполнены (п. 6.4).
Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что договор абонентского обслуживания от 10.11.2019 г. с ООО "Клик сервис" заключен истцом в целях удовлетворения его бытовых нужд, предметом договора является оказание различных услуг по требованию заказчика. Соответственно, правоотношения между сторонами регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии со ст. 32 данного Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, право потребителя отказаться от договора об оказании услуг прямо предусмотрено законом.
Согласно п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Из смысла данной нормы следует, что отказ заказчика от договора возможен в любое время: как до начала исполнения договора, так и в процессе его исполнения.
Поскольку право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, то оно не может быть ограничено соглашением сторон.
Кроме того, положения ст. 429.4 ГК РФ не ограничивает право заказчика, в том числе, потребителя, отказаться от договора. Не предусматривает данная норма и обязанности заказчика производить какие-либо платежи исполнителю после расторжения договора.
В части отказа от исполнения договора в одностороннем порядке оспариваемый пункт договора закону не противоречит.
Вместе с тем, содержащееся в пункте 6.2. абонентского договора условие, согласно которому неиспользованный остаток денежных средств при расторжении договора не возвращается прямо противоречит нормам пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилам оказания услуг ООО «Клик сервис».
Так, согласно Правил оказания услуг ООО "Клик Сервис", утвержденных приказом Генерального директора ООО "Клик Сервис" N №*** от 3 апреля 2019 года заказчик имеет право на досрочный отказ от договора путем направления заявления об отказе от договора оказания услуг почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением о доставке. Уплаченная клиентом сумма подлежит возврату в полном объеме в течение 14 календарных дней с даты получения такого заявления. Датой получения компанией заявления об отказе от договора оказания услуг считается дата поступления документов на почтовый адрес компании.
Как разъяснено в пункте 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", статья 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности").
В силу пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования истца о признании недействительным п. 6.2 абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г. в части, предусматривающей невозможность возврата потребителю неиспользованного остатка денежных средств.
Анализируя требования истца о возврате денежных средств, уплаченных по договору, в размере 35400 руб., суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, из материалов дела следует, что 10.11.2019г. между ПАО "Плюс банк" и ФИО1 был заключен кредитный договор на по программе «ДилерПлюс» на следующих условиях: сумма кредита 885810 рублей (п. 1 индивидуальных условий предоставления ПАО «Плюс Банк» кредита физическим лицам по программе «ДилерПлюс» (далее - договор)), срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору (п. 2). В течение всего срока действия договора проценты за пользование кредитом начисляются по ставке 16,7% годовых (п. 4). Количество платежей 84, ежемесячный платеж 17949 руб. (п. 6). Кредит предоставляется банком на следующие цели: 830000 руб. на покупку транспортного средства с индивидуальными признаками, определенными в п. 1 раздела 2 настоящего договора, 20410 руб. на оплату страховой премии по договору личного страхования, заключенному заемщиком со страховщиком и услуг, связанных с личным страхованием, информация о данном виде страхования указана в п. 21 договора, 35400 руб. на оплату услуг по договору на оказание услуг «Помощь на дорогах», заключенному заемщиком с компанией, предоставляющей данные услуги. Информация по договору об оказании услуг «Помощь на дорогах» указана в п. 22 договора (п. 11). Информация по договору оказания услуг «Помощь на дорогах». Минимальный перечень услуг: вызов экстренных служб, неограниченный доступ к библиотеке документов, круглосуточная дистанционная юридическая консультация, техническая консультация по телефону 24/7, эвакуация автомобиля, услуга такси Европротокол, письменное составление документов, помощь в урегулировании спора в досудебном порядке, официальный звонок адвоката от имени клиента, оценка судебной перспективы, заключение юриста, подбор юридических и экспертных компаний, подготовка искового заявления, экстренная и неотложная помощь, экстренная консультация по охране здоровья, профильная консультация специалиста. Наименование компании, поставщика услуг - ООО «Клик сервис», номер договора №***, срок договора 12 месяцев (п. 22). Залогодатель передает в залог кредитору транспортное средство <***>., стоимостью 1210000 руб. (п. 1 раздела 2 договора).
В тот же день между истцом и ООО "Клик сервис" был заключен абонентский договор на оказание услуг.
Судом установлено, что абонентский договор заключен в соответствии с Правилами оказания услуг ООО «Клик сервис», утвержденных приказом Генерального директора ООО "Клик Сервис" N №*** от 3 апреля 2019 года (далее - Правила оказания услуг), с которыми с момента подписания данного договора истец считается ознакомившимся (п. 5.7 абонентского договора).
Оплата услуг ООО «Клик сервис» произведена ООО «Плюс банк» за счет кредитных денежных средств, полученных истцом по кредитному договору от 10.11.2019г., что следует из условий кредитного договора, а также акта оказанных услуг от 12.11.2019г. между ПАО «Плюс банк» и ООО «Клик сервис».
13.11.2019г. ФИО1 оформил письменное заявление об одностороннем отказе от исполнения договора и возврате уплаченных денежных средств в размере 35400 рублей, направив заявление почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением в адрес ответчика с приложением банковских реквизитов 13.11.2019г. согласно положений Правил оказания услуг. Согласно почтового уведомления, заявление истца получено ответчиком 06.12.2019г.
20.12.2019г. ООО «Клик сервис» принято решение о частичной выплате денежных средств по договору оказания услуг в размере 3540 руб., о чем в адрес истца направлено письменный ответ.
Между тем, по мнению суда, ответчиком не учтены положения Правил оказания услуг, изложенные в п. 3.9, согласно которых при отказе от договора в течение 3х рабочих дней уплаченная клиентом сумма подлежит возврату в полном объеме в течение 14 календарных дней с даты получения заявления об отказе от договора.
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом в адрес ответчика направлено письменное заявление об отказе от договора, абонентский договор между сторонами является расторгнутым.
Положениями статьи 32 Закона о защите прав потребителей право на удержание каких-либо денежных средств, за исключением фактически понесенных расходов, исполнителю не предоставлено, равно как не предусмотрено статьей 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации право исполнителя удерживать денежные средства, внесенные в счет будущих периодов, в которых исполнение по договору не будет произведено ввиду его расторжения.
Между тем, в материалы настоящего дела ответчиком не представлено доказательств несения ответчиком каких-либо расходов в связи с исполнением заключенного с истцом договора.
Ссылку ответчика на агентский договор №*** от 21.05.2019г. между ООО «Клик сервис» и ПАО «Плюс банк», включении в цену услуг по абонентскому договору размера вознаграждения ПАО «Плюс банк» и необходимости учета указанного вознаграждения в состав оказанных услуг по абонентскому договору, суд считает несостоятельной, не основанной также на положениях агентского договора №*** от 21.05.2019г.
Так, согласно п. 1.3 названного агентского договора, права и обязанности по заключенным договорам «Помощь на дорогах» с клиентами возникают непосредственно у Заказчика. Агент не оказывает услуги «Помощь на дорогах», не вправе заключать от имени заказчика договоры «Помощь на дорогах», вносить в них дополнения и изменения.
Таким образом, агентский договор регулирует правоотношения, возникшие исключительно между ПАО «Плюс банк» и ООО «Клик сервис».
Включение ООО «Клик сервис» в стоимость платы за абонентское обслуживание вознаграждения ПАО «Плюс банк» является исключительно усмотрением ответчика, и не свидетельствует о фактически понесенных расходах по абонентскому договору, заключенному между истцом и ответчиком. Из положений абонентского договора следует, что стоимость абонентской платы за 12 месяцев обслуживания определена в размере 35400 руб., при этом, как следует из условий абонентского договора и Правил оказания услуг, в стоимость абонентского обслуживания входит оказание услуг ответчиком, поименованных в п. 1.1 договора.
Как установлено судом, истец отказался от услуг ответчика на третий рабочий день с момента заключения абонентского договора (10.11.2019 воскресение, выходной день, следующий за ним рабочий день - 11.11.2019), направил соответствующее заявление в адрес ответчика 13.11.2019г. Соответственно, в соответствии с п. 3.9 Правил оказания услуг, абонентская плата по договору подлежит возврату истцу в полном объеме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 35400 рублей.
Ссылка представителя ответчика в возражениях на иск на сложившуюся судебную практику в виде решений судов первой инстанции и апелляционных определений по другим гражданским делам, принятые по спору с иными фактическими обстоятельствами дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку ни источниками права, ни разъяснением судебной практики они не являются, преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют. В силу действующего законодательства судами при рассмотрении гражданских дел принимаются во внимание только разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в постановлениях Пленума и обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, данные им в пределах своей компетенции и в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
Кроме того, истцом заявлено требование компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Анализируя данное требование, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, а в соответствии с частью 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Таким образом, суд, установив, что ответчик не выполнил своевременно обязанность по выполнению заказанных работ, считает обоснованными и подлежащими удовлетворению частично требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Исходя из требований разумности и справедливости, учитывая степень физических и нравственных страданий истца, поведение сторон, в ходе исполнения договора, последующие их действия, длительность не исполнения ответчиком требований истца, продолжительность неудобств, которые испытывает истец, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Клик сервис» компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Согласно пункту 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В своих требованиях истцом определена сумма штрафа в размере 22700 руб.
Вместе с тем, сумма штрафа исчисляется согласно требований Закона о защите прав потребителей. В соответствии с положения указанного Закона, поскольку сумма удовлетворенных требований составляет 36400 руб., следовательно, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 18200 руб. исходя из расчета: (35400 руб.+1000 руб.):2.
Таким образом, суд определяет штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 18200 руб.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Ответчик ходатайствовал о снижении размера штрафа. Между тем, оснований для применения ст. 333 ГК РФ при определении подлежащей взысканию штрафа судом не усматривается, оснований считать размер штрафа явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства у суда не имеется. Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что и денежная сумма, определенная ответчиком истцу к возврату в размере 3540 руб. до настоящего времени истцу не возращена.
Истцом также заявлено ходатайство о взыскании расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 15000 руб.
В силу части 1 статьи 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1).
По смыслу изложенного, основным критерием определения размера судебных расходов на оплату услуг представителя является их разумность.
В подтверждение несения указанных расходов представлены: договор на оказание юридических услуг от 14 января 2020 года, заключенного между ФИО1 (Доверитель) и адвокатом АП УР Демидцевой Е.А. (Адвокат), предметом которого является поручение доверителем адвокату обязательства оказания квалифицированной юридической помощи по представлению интересов доверителя в суде общей юрисдикции (Воткинском районном суда) и последующих судебных инстанциях за определенное в договоре вознаграждение в качестве истца по иску к ООО «Клик сервис» о защите прав потребителя. Стоимость услуг по договору определяется в сумме 15000 руб., из которых 10000 руб. оплачено при подписании настоящего договора, остальные 5000 руб. будут выплачены в срок до 30.01.2020г. (п. 2.2).
Согласно копии квитанции 011646 от 26.12.2019г., ФИО1 адвокату Демидцевой Е.А. оплачено за составление иска к ООО «Клик сервис» о защите прав потребителя 3000 руб. Согласно копии квитанции 011570 от 30.01.2020г., ФИО1 адвокату Демидцевой Е.А. оплачено за ведение гражданского дела по иску к ООО «Клик сервис» о защите прав потребителя 12000 руб.
Представленные в материалы дела доказательства дают суду основание сделать вывод о несении истцом ФИО1 в связи с рассмотрением дела указанных расходов, учитывая, что исковые требования истца удовлетворены частично.
Несение расходов ответчиком подтверждено документально, понесенные ФИО1 расходы суд относит к судебным издержкам (статья 94 ГПК Российской Федерации), которые истец просит взыскать с ответчика..
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание сложность настоящего дела, проделанную представителем Демидцевой Е.А. работу, с учетом характера и объема оказанных представителем Демидцевой Е.А. истцу ФИО1. юридических услуг, объема рассмотренных материалов гражданского дела, суд, с учетом требований разумности и справедливости, характера и сложности спора, учитывая реальные затраты времени на участие представителя в деле, а именно, составление иска в интересах ФИО1, наличие в деле ордера адвоката на представление интересов истца на дату проведения предварительного судебного заседания, участие представителя Демидцевой Е.А. в предварительном судебном заседании 21.05.2020 г., судебном заседании 15.056.2020 года, в ходе которых представитель истца принимала активное процессуальное участие, воспользовавшись правами, представленными лицам, участвующим в деле, ст. 35 ГПК РФ, путем даче объяснений по делу в интересах истца ФИО1., поддерживании заявленных исковых требований, учитывая также, что судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований истца частично, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, сложность дела, длительность рассмотрения дела, в котором представитель истца принимала участие, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании расходов по оплате юридических услуг подлежат удовлетворению частично, поскольку суд считает, что размер заявленных расходов на оплату услуг представителя завышен, в связи с чем, подлежит взысканию в пользу истца ФИО1 с ответчика ООО «Клик сервис» 10 000 руб.
Данный размер расходов соответствует требованиям разумности, соотносится с объемом защищаемого права, конкретными обстоятельствами дела.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ).
Соответственно, с учетом ст. 333.19 НК РФ, в доход бюджета муниципального образования «Город Воткинск» с ответчика ООО «Клик сервис» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1562 руб., из которой: 1262 руб. - за требование имущественного характера исходя из суммы удовлетворённых требований равной 35400 руб., 300 руб. - за требование неимущественного характера о компенсации морального вреда.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ООО «Клик сервис» о признании недействительным п. 6.2 абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г., взыскании денежных средств по договору, компенсации морального вреда, штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, судебных расходов по оплате услуг представителя,- удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 6.2 абонентского договора на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г. в части, предусматривающей невозможность возврата потребителю неиспользованного остатка денежных средств
Взыскать с ООО «Клик сервис» в пользу ФИО1 сумму, оплаченную по абонентскому договору на оказание услуг «Помощь на дорогах» №№*** от 10.11.2019г. в размере 35400 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 18200 рублей.
Взыскать с ООО «Клик сервис» в доход бюджета МО «Город Воткинск» сумму государственной пошлины в размере 1562 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) через Воткинский районный суд УР.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2020 года.
Судья Е.В. Караневич