ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-538/2012 от 22.05.2012 Гайского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-538/ 2012РЕШЕНИЕ    именем Российской Федерации

 22 мая 2012 года                  город Гай Оренбургской области

 Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

 председательствующий судья Карагодина Е.Л.

 при секретаре Ильбаковой М.М.,

 с участием старшего помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипова Р.Ш.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Гайский мясокомбинат» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

 установил:

 Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанными требованиями к что Обществу с ограниченной ответственностью «Гайский мясокомбинат» (далее ООО «Гайский мясокомбинат») по следующим основаниям. Ответчик осуществляя свою производственную деятельность в <адрес>. Предметом его деятельности являются производство мяса и мясопродуктов, производство мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы, производство продуктов из мяса и мяса птицы, животноводство и др. В ходе производственной деятельности образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные брак (1 класс опасности отхода), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом (2 класс опасности отхода), масла индустриальные отработанные, масла компрессорные отработанные, масла моторные отработанные (все отходы 3 класса опасности), покрышки отработанные (4 класс опасности отхода), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности отхода), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) (4 класс опасности отхода), отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты (4 класса опасности отхода), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (5 класса опасности отхода), прочие отходы бумаги и картона (упаковочные материалы использованные) (4 класс опасности), отходы полипропилена в виде пленки (полипропиленовая тара использованная) (5 класс опасности отхода). В нарушение требований законодательства на ООО «Гайский мясокомбинат» отсутствуют: инвентаризация отходов производства и потребления; паспорта отходов; отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ; учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; производственный экологический контроль и приказ о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля; договора со специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов на утилизацию. Нарушения ответчиком требований закона ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.

 В судебном заседании прокурор Каипов Р.Ш. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

 В судебном заседании инженер-эколог ГБУ «***» М.О.О. пояснила, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в отношении ООО «Гайский мясокомбинат» были установлены нарушения природоохранного законодательства в обращении с отходами.

 Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит следующему.

 Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 На основании ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 В силу ч. 1 ст. 39 Закона от 10.01.2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 В соответствии со ст. 11 Закона от 24.06.1998 года юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

 Согласно п.п. 2, 4, 6 «Правил инвентаризации объектов размещения отходов», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49, правила инвентаризации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы); инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет; по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

 В силу п. 3 ст. 14 Закона от 24.06.1998 года на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

 В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 Закона от 24.06.1998 года лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

 На основании п. 3 ст. 18 Закона от 24.06.1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 В соответствии с положениями пунктов 2 - 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 28.01.2011 № 17, форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных. Отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. При заполнении формы N 2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511, в последовательности, начиная с 1 класса опасности по 5 класс опасности включительно.

 Пунктами 1, 2 ст. 19 Закона от 24.06.1998 года определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 В соответствии с пунктами 3 - 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов 1-4 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

 На основании п. 1 ст. 26 Закона от 24.06.1998 года юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

 В силу частей 1, 2 ст. 67 Закона от 10.01.2002 года производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

 Согласно п. 5.1.14, 5.5.11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 30 июля 2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), а также ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов 1-4 класса опасности.

 В соответствии с приложением 2 «Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода» к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды.

 Решением единственного учредителя ООО *** от ДД.ММ.ГГГГ ООО *** переименовано в ООО «Гайский мясокомбинат», утвержден устав ООО «Гайский мясокомбинат» в новой редакции, генеральным директором назначена К.Е.В.

 Как следует из п. 2.2. Устава ООО «Гайский мясокомбинат» основными видами деятельности ответчика являются растениеводство, животноводство, производство мяса, мясопродуктов и субпродуктов сельскохозяйственной птицы и др.

 Согласно информационному письму инженера-эколога ГБУ «***» М.О.О. от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения ООО «Гайский мясокомбинат» обязательных требований природоохранного законодательства РФ в части соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, проведенной совместно со старшим помощником Орского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в результате хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы, сама деятельность осуществляется с нарушениями законодательства об охране окружающей среды, а именно: производственно-экологический контроль не осуществляется, отсутствует приказ о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля; не проведена инвентаризация отходов производства и потребления; не подтверждено отнесение образующихся отходов 1-4 классов опасности к конкретному классу опасности, не представлены паспорта отходов 1-4 класса опасности; лица, допущенные к деятельности по временному накоплению отходов 1-4 класса опасности, не имеют профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 класса опасности; требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности при временном хранении отходов 4-5 классов опасности, подобных ТБО, не соблюдены, место временного накопления мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности отхода), прочих отходов бумаги и картона (упаковочные материалы использованные) не соответствуют требованиям закона; отсутствуют договора со специализированными организациями на утилизацию отходов 2 класса опасности; не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, предоставляемая субъектами малого и среднего предпринимательства в уполномоченные органы исполнительной власти; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; плата за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки не вносилась.

 Согласно имеющимся в деле объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Гайский мясокомбинат» К.Е.В. полностью согласилась с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства в области обращения с отходами.

 Факт образования в результате производственной деятельности ответчика отходов 1-5 класса опасности подтверждается следующими документами:

 - договорами на оказание услуг, заключенными между ООО *** и ЗАО «***», о принятии последним на себя обязательств по вывозу ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок (отработанные и брак) (договор № от ДД.ММ.ГГГГ) и отработанных автомобильных покрышек и отработанных моторных масел (отходов) (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), между ООО *** и ***, согласно которому *** принимает на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), а также между ООО «Гайский мясокомбинат» и *** о принятии последним на себя обязательств по вывозу твердых бытовых отходов (договор № от ДД.ММ.ГГГГ);

 - расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ;

 - справками о сдаче-приемке ЗАО «***» отработанных ртутьсодержащих лам (от ДД.ММ.ГГГГ), отработанных покрышек (от ДД.ММ.ГГГГ), отработанных моторных масел (от ДД.ММ.ГГГГ);

 - счетами-фактурами об оплате вывоза *** твердых бытовых отходов за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;

 - оборотно-сальдовой ведомостью за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ООО «Гайский мясокомбинат» имеет *** единиц автотранспорта.

 В соответствии с приказом генерального директора ООО *** № от ДД.ММ.ГГГГ лицом, ответственным за выполнение природоохранных мероприятий, назначен главный инженер Ч.С.А. Аналогичный приказ был вынесен ООО «Гайский мясокомбинат» № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение нарушения ответчиком законодательства в области обращения с отходами.

 Неисполнение ООО «Гайский мясокомбинат» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

 При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

 На основании ст. 206 ГПК РФ понуждение к совершению действий, не связанных с передачей имущества или денежных средств, требует от суда установления сроков, в течение которых судебное решение должно быть исполнено. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит достаточным для устранения ответчиком нарушений законодательства об охране окружающей среды.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Гайский мясокомбинат» в отсутствие: проведенной инвентаризации отходов производства и потребления; паспортов отходов на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности отхода), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом (2 класс опасности отхода), масло компрессорное отработанное (3 класс опасности отхода), масло индустриальное отработанное (3 класса опасности отхода), масло моторное отработанное (3 класс опасности отхода), покрышки отработанные (4 класс опасности отхода), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности отхода), отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты (4 класс опасности отхода); отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ; учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; производственного экологического контроля на предприятии и приказа о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля; договоров со специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов на утилизацию аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с не слитым электролитом (2 класса опасности отхода); а также деятельность в части допуска лиц, не имеющих профессиональной подготовки, к деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Гайский мясокомбинат» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды путем:

 - проведения инвентаризации отходов производства и потребления и направления ее в уведомительном порядке в Управление Росприроднадзора по <адрес>;

 - разработки паспортов отходов на следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класса опасности отхода), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом (2 класс опасности отхода), масло компрессорное отработанное (3 класс опасности отхода), масло индустриальное отработанное (3 класс опасности отхода), масло моторное отработанное (3 класс опасности отхода), покрышки отработанные (4 класс опасности отхода), мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (4 класс опасности отхода), отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты (4 класс опасности отхода);

 - предоставление в Управление Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в уведомительном порядке в порядке, предусмотренном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;

 - организации проведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов путем заведения журнала учета отходов в порядке, установленном утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;

 - издания приказа о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля;

 - заключения договоров со специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) на утилизацию аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных, с не слитым электролитом (2 класса опасности отхода);

 - организации профессиональной подготовки по работе с отходами 1-4 класса опасности лиц, допущенных к работе с отходами 1- 4 класса опасности.

 Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья         Е.Л. Карагодина

 Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2012 года.