Дело № 2-54/2022 (УИД 69RS0021-01-2021-002017-20)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
гор.Нелидово 09 марта 2022 г.
Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Михаленко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой И.С.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению
У С Т А Н О В И Л:
Нелидовский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению.
В обоснование исковых требований указал, что Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. По результатам проверки установлено, что администрацией муниципального образования Тверской области Нелидовский городской округ допущены нарушения законодательства. Согласно Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Согласно перечню и журналу учета и защитных сооружений гражданской обороны, на территории муниципального образования Нелидовский городской округ имеется, в том числе пять защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности, в том числе защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в здании школы по адресу: <...>. В ходе проверки на указанном объекте выявлены нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, а именно: не создано звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; не обеспечено наличие и сохранность инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом защитного сооружения гражданской обороны; не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем; не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; отсутствует необходимая документация. Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) к использованию по назначению не готово.
Прокурор просил суд возложить на Администрацию муниципального образования Тверской области Нелидовский городской округ и МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложить обязанность по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению, а именно: создать звено по обслуживанию ЗСГО; обеспечить наличие и сохранность инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом ЗСГО; обеспечить проведение технического обслуживания и ремонта технических систем; провести планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; обеспечить необходимой документацией.
В судебном заседании помощник прокурора Кондратьева О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнения исковых требований. В уточненных 31 января 2022 года требованиях просила возложить на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда принять меры посредством обеспечения финансирования МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» на исполнение следующих мероприятий по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению, а именно: составить локальную смету (локальный сметный расчет) на ремонт помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>; выделить денежные средства на соответствующий ремонт помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования принять меры по проведению соответствующего ремонта помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>; созданию звена по обслуживанию ЗСГО; обеспечению наличия и сохранности инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом ЗСГО.
Ответчики Администрация Нелидовского городского округа Тверской области и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоселковская средняя общеобразовательная школа», будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, заявлений об уважительности причин своей неявки суду не представили, об отложении дела не просили. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – директор МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» ФИО1 в судебном заседании с необходимостью ремонта помещения ПРУ согласилась. Пояснила, что для проведения мероприятий необходимо финансирование со стороны Администрации Нелидовского городского округа Тверской области.
Представители третьих лиц Управления образования Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и ОНД и ПР по Нелидовскому, Оленинскому и Бельскому районам ГУ МЧС России по Тверской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Начальник ОНД и ПР по Нелидовскому, Оленинскому и Бельскому районам ГУ МЧС России по Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований в области гражданской обороны самостоятельно проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Статус ЗСГО, как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗСГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет ЗСГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО, в журнале учета ЗСГО
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, расположенное в здании школы по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...> входит в перечень ЗСГО, расположенных на территории муниципального образования Нелидовский городской округ и находящихся в муниципальной собственности.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 января 2022 года №КУВИ-001/2022-9387574 подтверждается, что собственником здания школы с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский район, сельское поселение Новоселковское, держ. Новоселки, ул. Центральная, д. 45 площадью 2694,3 кв.м. является Муниципальное образование «Нелидовский район» Тверской области. Право оперативного управления на здание зарегистрировано 30 октября 2006 года за Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Новоселковская средняя общеобразовательная школа».
МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» школа является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является Муниципальное образование Нелидовский городской округ Тверской области.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее – Правила) установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
В соответствии с п. 1.4. Правил для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В соответствии с п. 3.2.1 и 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
Пунктами 5.1 и 5.2 Правил предусмотрено проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем и строительных конструкций.
В соответствии с п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкция по обслуживанию ДЭС; Инструкция о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
Согласно сведениям отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нелидовскому, Оленинскому, Бельскому районам от 25 октября 2021 года при проверке соблюдения законодательства в области гражданской обороны были выявлены нарушения в пользовании и обслуживании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...> а именно: не создано звено по обслуживанию ЗСГО; не обеспечено наличие и сохранность инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом ЗСГО; не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем; не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций; отсутствует необходимая документация.
Противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...> имеет паспорт ЗСГО от 25 июня 2003 года, в соответствии с которым Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» является организацией, эксплуатирующей защитное сооружение.
В соответствии с п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих ЗСГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Таким образом, школа является организацией, эксплуатирующей ЗС ГО и в соответствии с положениями Правил, обеспечивающей готовность и использования ЗС ГО по назначению.
Проведенной проверкой установлено, что школой, при эксплуатации защитных сооружений, допущены многочисленные нарушения Правил, свидетельствующие о невозможности перевода их в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации и неготовности к приему укрываемых.
Данные обстоятельства ответчиками не оспорены.
Изложенное приводит к нарушению прав и законных интересов обучающихся, которые в случае наступления чрезвычайных ситуаций могут быть подвергнуты опасности, а не устранение выявленных в ходе проверки нарушений могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям.
В силу требований п. 4.1.3 Приказа № 583 комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
Результаты оценки технического состояния ЗС ГО, согласно п. 4.1.6 Приказа № 583 оформляются актом по форме приложения № 13 к Приказу. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, по форме приложения № 14 к Приказу. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО.
На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций (п. 4.1.7 Приказа № 583).
Помимо необходимости выполнения вышеуказанных мероприятий, п. 5.2.1 Приказа № 583 предусматривает выполнение эксплуатирующей организацией двух видов ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущего и капитального. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. Периодичность проведения ремонтов в отношении строительных конструкций ЗС ГО является нормативно определенной.
МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» в качестве лица эксплуатирующего ЗС ГО не предоставило подтверждения фактического выполнения контрольных, защитных или ремонтных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Таким образом, Администрация Нелидовского городского округа Тверской области, исполняя обязанности собственника объекта недвижимости, в котором размещено ЗС ГО, также несет обязательства по финансированию мероприятий для приведения ЗС ГО – противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны с учетом выявленных нарушений.
Администрация относится к субъекту ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ специальных условий (правил эксплуатации объектов гражданской защиты).
Поскольку доказательств полного или частичного устранения ответчиками перечисленных в исковом заявлении недостатков, а также доказательств выделения денежных средств на содержание объекта гражданской обороны Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» суду не представлено, то, с учетом уточнения истцом требований, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
Учитывая объем и сложность исполнения требований прокурора, принимая во внимание необходимость заблаговременного планирования ремонтных работ на основе проектно-сметной документации, суд считает возможным увеличить срок исполнения заявленных требований в части проведения ремонтных работ до одного года.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению удовлетворить.
Возложить на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда принять меры посредством обеспечения финансирования МБОУ «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» на исполнение следующих мероприятий по организации работ по приведению противорадиационного укрытия в состояние готовности к использованию по назначению, а именно:
- составить локальную смету (локальный сметный расчет) на ремонт помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>;
- выделить денежные средства на соответствующий ремонт помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоселковская средняя общеобразовательная школа» в течение года с момента поступления финансирования принять меры:
- по проведению соответствующего ремонта помещений ПРУ по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, <...>;
- по созданию звена по обслуживанию ЗСГО;
- по обеспечению наличия и сохранности инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом ЗСГО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Михаленко
Мотивированное решение составлено 11 марта 2022 года.
Дело № 2-54/2022 (УИД 69RS0021-01-2021-002017-20)