Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-539/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» апреля 2011 г.
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе:
судьи Коваленко И.А.
при секретаре Рарог Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева А.А. к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, 3-и лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, МУ «Отдел образования Первомайского района» г. Ростова-на-Дону о предоставлении вне очереди жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, и относится к числу лиц из детей-сирот, на которого распространяются положения ФЗ от 21.12.1996 года №159. Он являлся воспитанником Детского дома №1 г. Ростова-на-Дону, однако в связи с халатным обращением органов опеки и попечительства не был поставлен на льготную очередь для получения жилья. Истец просил суд вынести решение, которым обязать Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону поставить его на льготную очередь для получения жилья.
Истец в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону Теняева С.Е, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель 3-го лица МУ «Отдел образования Первомайского района г.Ростова-на-Дону» Горун А.С. в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.
Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, а поэтому суд считает возможным постановить решение в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика и 3-го лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что решением №175 исполнительного комитета Боковского районного Совета народных депутатов от мая 1981 года, в связи с тем, что гражданка ФИО. лишена родительских прав, а отца у детей нет, Медведев А.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, а также его братья и сестры были определены в детский дом.
В сообщении ГОУ Специальная общеобразовательная школа закрытого типа Чертковского района РО следует, что Медведев А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до направления в спецшколу ( с 1980 года) воспитывался в дошкольно-школьном Детском доме №1 г. Ростова-на-Дону, расположенном
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при Первомайском райисполкоме г. Ростова-на-Дону от 13.02.1992 года Медведев А.А. был направлен в спецшколу. С 28.02.1992 года по 12.03.1992 года находился в Таганрогском приемнике-распределителе. На основании путевки МО ПО от 03.02.1992 года был направлен в Ростовскую специальную школу Боковского района Ростовской области с. Маньково.
Из материалов дела следует, что Медведев А.А. выбыл из детского дома № 1 в возрасте х лет и был устроен на работу на Ростовский сборочный завод АО «Ростсельмаш» с предоставлением общежития.
В 1995 году постановка на квартирный учет граждан из числа детей-сирот регулировалась Жилищным кодексом РСФСР и осуществлялась на основании личного заявления, по достижению совершеннолетия.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, либо по месту жительства (регистрации) в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов; либо на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, то есть по месту работы (ст. 30, Жилищный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 24.06.1983))
В 17 лет администрация Первомайского района не имела оснований для постановки Мeдвeдeвa А.А. на квартирный учет, так как он не достиг совершеннолетия.
По достижении 18-летнего возраста, с ДД.ММ.ГГГГ Медведев А.А. имел право стать на квартирный учет как нуждающийся в жилом помещении в порядке ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот момент, однако не сделал этого.
В соответствии с правилами учета граждан в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ростовской области, утвержденные решением Ростовского областного совета народных депутатов от 29.04.1991 № 112, действовавшие на момент выхода Медведева из детского дома для принятия на квартирный учет гражданин самостоятельно подает заявление в уполномоченный орган, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, однако этого сделано не было.
В настоящее время постановка на квартирный учет регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым, граждане указанной категории подлежат постановке на квартирный учет в возрасте до 23 лет.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Из смысла ст. 1 данного закона его действие распространяется на лиц (из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в возрасте от 18 до 23 лет.
Ранее п.3 Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года содержал расшифровку места жительства детей и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Одновременно с сохранившимся до настоящего времени указанием на то, что обеспечение жилой площадью должно производиться органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года), устанавливалось, что «жилое помещение предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрацией их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их …. Находится за пределами территории РФ».
Но вышеуказанный пункт утратил силу согласно ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 года, которым также был введен абзац 3 п.1 ст. 8 Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года, в соответствии с которым дополнительные гарантии прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение должны устанавливаться законодательством субъектов РФ.
В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Администрацией Ростовской области 18.09.2006 года принято Постановление «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся под опекой (попечительством) №384.
В соответствии с данным постановлением, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет.
Как следует из приложенных к исковому заявлению документов, истец не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет.
Поскольку истец достиг 33- летнего возраста, суд приходит к выводу о том, что у администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону нет оснований для постановки его на квартирный учет в льготную очередь детей - сирот и лиц из их числа.
Кроме того, принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи с приложением всех необходимых документов. Такого заявления в администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону не поступало.
Как следует из ответа Медведеву А.А. заместителя министра ФИО2, в котором указывается, что в период с 04.04.1996 по 04.04.2001 Медведев А.А. должен был самостоятельно обратится в администрацию Боковского района Ростовской области в соответствии с действующей на тот момент редакции 159-ФЗ, так как лицам из числа детей сирот жилое помещение предоставлялось однократно по месту выявления и первичного устройства, либо по месту регистрации рождения.
Ссылка истца на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 09.20.2009 года, приложенное к иску, не может являться основанием к удовлетворению заявления, поскольку, указанному в решении суда лицу, жилое помещение обязана предоставить Администрация района по месту его рождения.
Таким образом, учитывая норм действующей редакции Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону не имеет оснований для постановки Медведева А.А. на квартирный учет, поэтому в удовлетворении иска истцу должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Медведева А.А. к Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, 3-и лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, МУ «Отдел образования Первомайского района» г. Ростова-на-Дону о предоставлении вне очереди жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростоблсуд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.
С У Д Ь Я –
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2011г.