63RS0039-01-2021-007937-80 2-696/2022 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 17 мая 2022 года г. Самара Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-696/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, участковой избирательной комиссии № 2901 Ленинского района г. Самары Самарской области, прокурору Ленинского района г. Самары о признании незаконными решений, действий, бездействия, взыскании денежных средств, установил: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, участковой избирательной комиссии № 2901 Ленинского района г. Самары Самарской области, прокурору Ленинского района г. Самары, отделу полиции № 5 У МВД России по г. Самаре о признании незаконными бездействия, действий и решений. В обоснование заявления указано, что заявитель 17-19 сентября 2021 года как член УИК №2901 Ленинского района г.Самары с правом решающего голоса принял участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. График дежурств членов УИК №2901 на 2021 год не был утвержден решением коллегиального органа на заседании комиссии с обязательным, надлежащим, письменным, заблаговременным извещением всех членов комиссии. Протоколы заседаний комиссии составлялись и подписывались лишь некоторыми членами УИК № 2901 задним числом, без надлежащего и заблаговременного извещения и участия всех членов УИК. Истца не пригласили заблаговременно и не известили надлежащим образом о дате и времени заседания УИК №2901 при рассмотрении вопросов о распределении обязанностей членов комиссии в период выборов и подготовки к ним, о распределении по отдельным статьям расходов бюджетных средств, выделенных УИК №2901 на выборы. За полностью отработанные три дня выборов истцу выплачено вознаграждение с коэффициентом 0,2, тогда как нормативный коэффициент по выборам в СГД составляет 1,5, а по выборам в ГД ФС РФ – 2,0. Значительно и произвольно занижено количество отработанных истцом часов в дни голосования. Не выплачена надбавка за вредные условия работы во время пандемии COVID-19. В итоге истцу не выплачена общая сумма в размере 14 813,31 руб. По мнению истца, его денежные средства присвоены председателем УИК №2901 ФИО2 и его заместителем С.З. На премиальные выплаты им необоснованно выделено 320 000 рублей. Бухгалтер ТИК Ленинского района г.Самары присвоила себе 180 000 руб. Неоднократные обращения истца в прокуратуру Ленинского района г.Самары оставлены без ответа по существу, перенаправлены в ОП №5 УМВД России по г.Самаре, где реальной проверки не проводилось. Считает, что полиция и прокуратура укрывают хищение и присвоение бюджетных средств в избирательных комиссиях. Ответ на обращение в ТИК Ленинского района г.Самары, поданное 20.09.2021, истцу не дан. Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения (т.1 л.д. 132-135), просит суд: 1) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение графика работы членов УИК № 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва за сентябрь 2021 года от 01.09.2021 в УИК № 2901 Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 2) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение графика работы членов УИК № 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, за сентябрь 2021 года от 01.09.2021 в УИК № 2901 Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 3) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение сведений о фактически отработанном времени членами УИК 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва за сентябрь 2021 года от 22.09.2021 в УИК № 2901 Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 4) Признать незаконным и необоснованным единоличное утверждение сведений о фактически отработанном времени членами УИК 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва за сентябрь 2021 года от 20.09.2021 в УИК № 2901 Ленинского района г. Самары без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 5) Признать незаконным и необоснованным решение УИК № 2901 Ленинского района г. Самары № 1/2 от 20.09.2021 «О размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса», принятое двумя членами комиссии без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 6) Признать незаконным и необоснованным решение УИК № 2901 Ленинского района г. Самары № 2/2 от 20.09.2021 «О размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу при подготовке и проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса», принятое двумя членами комиссии без заблаговременного и надлежащего извещения в письменной форме и участия всех членов комиссии с правом решающего голоса и без составления протокола заседания комиссии; 7) Признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответа ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области от 30.09.2020 № б/н на № 6 от 20.09.2021; на № 206-р-648-21/1470-206 от 17.09.2021; на № 206-р-654-21/1476-206 от 21.09.2021; 8) Признать незаконным ненаправление и невручение истцу в установленный законом месячный срок ответов избирательной комиссии Самарской области исх. № 01-26/3163-04 от 12.10.2021; исх. № 01-26/3253 - 04 от 12.10.2021; исх. № 01-26/3296-04 от 18.11.2021; исх. № 01-26/3367-04 от 18.11.2021; 9) Признать незаконным и необоснованным произвольное установление количества отработанных истцом часов 17 - 19 сентября 2021 года при его участии в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; 10) Признать незаконным и необоснованным произвольное занижение коэффициентов выплаты вознаграждения при участии истца в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 17 - 19 сентября 2021 года без соответствующего финансово-экономического обоснования; 11) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу вознаграждения за участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу 17 - 19 сентября 2021 года в размере меньшем, чем 8208 рублей; 12) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу вознаграждения за участие в организации и проведении выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 17 - 19 сентября 2021 года в размере меньшем, чем 8664 рубля; 13) Признать незаконным и необоснованным начисление и выплату истцу денежной суммы в размере меньшем, чем 6800 рублей за работу члена УИК № 2901 Ленинского района г. Самары во вредных условиях труда во время пандемии COVID-19 за участие в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 17-19 сентября 2021 года; 14) Признать незаконным и необоснованным распределение выплат вознаграждения и премиальных выплат между членами УИК № 2901 Ленинского района г. Самары, в том числе между председателем, заместителем и секретарем и иными членами комиссии; 15) Взыскать солидарно с Избирательной комиссии Самарской области и (или) территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области и (или) участковой избирательной комиссии № 2901 Ленинского района города Самары Самарской области недоначисленную и невыплаченную сумму вознаграждения, компенсации за работу в условиях эпидемии COVID-19 в размере 14 813 рублей 31 копейка; 16) Признать незаконным и необоснованным бездействие прокурора Ленинского района г. Самары, выразившееся в уклонении от проведения проверки доводов обращений истца и непринятие им мер прокурорского реагирования; 17) Признать незаконным и необоснованным бездействие ОП № 5 У МВД России по г. Самаре, выразившееся в создании процессуальной видимости проведения проверки, в действительности не проводившейся; 18) Обязать ответчиков в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца и сообщить об этом суду; 19) Взыскать с ответчиков в пользу истца все судебные расходы по делу, включая уплаченную государственную пошлину. Определением суда от 23.12.2021 заявленные требования на основании ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ приняты к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия ОП № 5 У МВД России по г. Самаре, выразившегося в непроведении проверки, прекращено отдельным определением от 17.05.2022. В судебном заседании ФИО1, его представители по устному ходатайству ФИО3, ФИО4 требования поддержали в полном объеме. Представитель Избирательной комиссии Самарской области по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 40-41) Председатель Территориальной избирательная комиссия Ленинского района г. Самары Самарской области ФИО6 просила в удовлетворении иска отказать согласно доводам письменного отзыва (т.1 л.д. 181-184). Представитель Прокуратуры Самарской области и прокурора Ленинского района г. Самары по доверенности старший помощник прокурора Ленинского района г. Самары Лотхов М.В. требования к прокурору не признал. Председатель участковой избирательной комиссия № 2901 Ленинского района г. Самары Самарской области ФИО2 не явился, в предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец 17-19 сентября 2021 года принимал участие в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва в качестве члена УИК №2901 Ленинского района г.Самары с правом решающего голоса. В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов. В соответствии с указанным нормативным положением при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва действовал порядок, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.06.2021 № 12/94-8 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва». Согласно данному Порядку размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за один час работы члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет 38,00 руб. На выборах регионального уровня, проводимых на территории Самарской области, применяется постановление Избирательной комиссии Самарской области от 13.06.2018 № 53/353-6 «Об утверждении Порядка и размеров выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда, вознаграждения, а также иных выплат за счет средств областного бюджета в период подготовки и проведения на территории Самарской области выборов, референдумов, голосования по отзыву Губернатора Самарской области». Согласно данному Порядку размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за один час работы члену участковой избирательной комиссии составляет 80% от размера дополнительной оплаты труда председателя соответствующей комиссии. Названными нормативными правовыми актами предусмотрено, что при расчете дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов учитывается ведомственный коэффициент, размер которого устанавливается решением соответствующей избирательной комиссии с учетом личного вклада каждого члена комиссии в работу по подготовке и проведению выборов, объема и сложности выполняемых обязанностей, компетентности и ответственности каждого при выполнении заданий. Также установлены предельные значения ведомственных коэффициентов. Так, по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,0 в пределах средств, предусмотренных на выплату дополнительной оплаты труда (вознаграждения) (пункт 3 Порядка по выборам депутатов Государственной Думы). По выборам депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва члену избирательной комиссии может выплачиваться вознаграждение за активную работу с учетом ведомственного коэффициента не более 1,5 (абзац I пункта 9 Порядка по выборам депутатов Губернской Думы в редакции постановления Комиссии от 03.06.2021 № 176/1173-6). Решениями УИК № 2901 от 20.09.2021 № 1/2 и 2/2 определены размеры ведомственных коэффициентов в пределах установленных значений по выборам федерального и регионального уровней в отношении каждого члена УИК. В отношении истца коэффициент определен в размере 0,2 (т.1 л.д.48-49, 57-58). Несогласие с размером коэффициента не может являться основанием для признания данных решений незаконными и необоснованными, поскольку определение размера ведомственного коэффициента относится к исключительной компетенции соответствующей избирательной комиссии и производится с учетом вклада каждого члена комиссии в работу по подготовке и проведению выборов, объема и сложности выполняемых обязанностей, компетентности и ответственности каждого при выполнении заданий. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений органов публичной власти, принимаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Пунктом 4 Порядка по выборам депутатов Государственной Думы установлено, что для организации работы в период подготовки и проведения выборов избирательная комиссия утверждает график работы членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе. Избирательные комиссии ежемесячно ведут учет сведений о фактически отработанном времени, за которое выплачивается компенсация, дополнительная оплата труда (вознаграждение). Каждый член избирательной комиссии должен быть ознакомлен под подпись с данными, содержащимися в графике работы членов избирательной комиссии и в сведениях о фактически отработанном времени. Решениями УИК № 2901 от 01.09.2021 № 1/1, 2/1 утверждены графики работы членов УИК № 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, за сентябрь 2021 года (т. 1 л.д. 43-44, 51-52). 20.09.2021 утверждены сведения о фактически отработанном времени членами УИК 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва за сентябрь 2021 года (т.1 л.д. 45-47). 22.09.2021 утверждены сведения о фактически отработанном времени членами УИК 2901 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе в период подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва, за сентябрь 2021 года (т.1 л.д. 53-55). С графиком работы и сведениями о фактически отработанном времени ознакомлены все члены УИК № 2901, в том числе истец. Согласно расчетным ведомостям дополнительная оплата труда (вознаграждение) начислена всем членам УИК № 2901 с учетом сведений о фактически отработанном времени и утвержденного размера ведомственного коэффициента. Размер вознаграждения истца по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ составил 2 644,80 руб., по выборам депутатов Самарской Губернской Думы – 3 006,72 руб. (т.1 л.д. 50, 56). Получение данных выплат истец не оспаривает. Также истцу произведена выплата за работу в условиях сохраняющихся рисков заражения новой коронавирусной инфекцией в размере 3 207,1 руб. По информации Избирательной комиссии Самарской области данная сумма была рассчитана в соответствии с постановлением Комиссии от 21.10.2021 № 233/1479-6 с учетом коэффициента в размере 1,28 от суммы дополнительной оплаты труда и вознаграждения за фактически отработанное время непосредственно ФИО1 в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного Комиссией. Доводы истца о том, что размер указанной выплаты должен составлять 6 800 рублей, являются несостоятельными. Данная сумма была указана в письме Избирательной комиссии Самарской области от 18.09.2021 № 01-26/2715-04 как примерная, рассчитанная по среднему значению (т.1 л.д. 18). Согласно информации Избирательной комиссии Самарской области территориальной избирательной комиссией Ленинского района г.Самары были представлены отчеты о расходовании данной избирательной комиссией средств, выделенных ей на подготовку и проведение соответствующих выборов федерального и регионального уровней. При проверке указанных отчетов Комиссией нарушений, допущенных при определении суммы дополнительной оплаты труда (вознаграждения), подлежащей выплате членам всех участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе УИК № 2901, выявлено не было. Комиссией установлено, что расчет суммы дополнительной оплаты труда (вознаграждения) в отношении всех членов УИК № 2901, в том числе председателя и его заместителя, производился на равных условиях в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Таким образом, доводы истца о присвоении председателем УИК № 2901 и его заместителем денежных средств, подлежащих выплате истцу, о незаконном и необоснованном распределении денежных средств между членами УИК № 2901, являются необоснованными, не подтверждены ни материалами дела, ни актами правоохранительных органов. Доводы истца о ненадлежащем его уведомлении в письменной форме о проведении заседаний УИК № 2901 являются несостоятельными. Подпункт «а» пункта 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ, закрепляя право члена комиссии на заблаговременное извещение его о заседаниях соответствующей комиссии, не определяет форму такого извещения. Соответственно, информирование члена комиссии о предстоящем заседании комиссии может осуществляться не только в письменной форме, но и иными способами, в том числе посредством телефонограмм, системы мгновенного обмена сообщениями, по электронной почте и т.д. Согласно пояснениям председателя УИК № 2901 ФИО2 он лично извещал истца о заседании комиссии по телефону, а также вел с ним переписку в мессенджере Вайбер. В ходе телефонного разговора истец сообщил ему, что в связи с занятостью на работе будет участвовать в работе участковой избирательной комиссии только в дни голосования 17-19 сентября 2021г. Доводы истца о единоличном принятии оспариваемых решений без участия членов комиссии с правом решающего голоса не нашли подтверждения. В ходе судебного разбирательства допрошены в качестве свидетелей члены УИК № 2901 Н.М., У.С., Х.А., С.З., С.М., которые пояснили, что график работы утверждался на заседании комиссии 01.09.2021 с участием присутствовавших членов комиссии, при составлении графика учитывалась занятость членов комиссии. Вопрос о размере вознаграждения разрешался членами УИК после подведения итогов голосования, все члены комиссии были ознакомлены со сведениями о фактически отработанном времени. Свидетель С.З. пояснила, что размер вознаграждения определялся с учетом вклада каждого члена УИК в работу комиссии, решение принималось коллегиально. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны, непротиворечивы, сведений о заинтересованности данных лиц в исходе дела не имеется. Доводы о нарушении участковой избирательной комиссией требований закона об обязательном ведении протокола заседания комиссии подлежат отклонению. Действующее избирательное законодательство, в том числе Федеральный закон № 67-ФЗ, не содержит прямой нормы об обязательном ведении протоколов заседаний участковых избирательных комиссий и предусматривает лишь обязательное подписание решения комиссии председателем и секретарем комиссии (п. 16 ст. 28 Федеральный закон № 67-ФЗ). Ссылка истца на Примерную инструкцию по делопроизводству в участковой комиссии, являющуюся приложением к выписке из протокола заседания ЦИК России от 20.11.2013 № 204-2-6, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствуют сведения об утверждении данной инструкции и придании ей обязательного характера. Доводы о неправомерном уменьшении количества отработанных истцом часов 17 и 18 сентября 2021 года при его участии в организации и проведении выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу и выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ опровергаются представленными доказательствами. Из пояснений свидетелей следует, что 17 и 18 сентября 2021 года в течение всего времени голосования, то есть с 08.00 час. до 20.00 час., истец преимущественно находился на избирательном участке и исполнял обязанности члена УИК. Согласно утвержденным сведениям о фактически отработанном времени членами УИК № 2901 от 20.09.2021 и 22.09.2021, истец отработал на выборах 17 и 18 сентября 2021 года каждый день по 12 часов, из которых 6 часов с 08.00 до 14.00 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 6 часов с 14.00 до 20.00 на выборах депутатов Самарской Губернской Думы. Таким образом, фактически отработанное истцом время соответствует сведениям, которые внесены в табель учета отработанного времени. Поскольку в данном случае имело место совмещение дней голосования по выборам разного уровня, фактически отработанные часы распределены между соответствующими графиками по каждому виду выборов. Аналогичным образом произведено распределение отработанного времени всех членов УИК. Сведений о том, что такое распределение фактически отработанного времени между разными видами выборов при их совмещении противоречит требованиям какого-либо нормативного правового акта, участниками процесса не представлено. Учитывая изложенное, оснований для вывода о том, что истцу не в полном объеме выплачено вознаграждение за работу в УИК № 2901 при подготовке и проведении выборов, и, соответственно, для взыскания с ответчиков невыплаченной суммы вознаграждения, а также компенсации за работу в условиях эпидемии COVID-19, не имеется. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно пункту 3 статьи 5 и части 1 статьи 9 названного Федерального закона гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона N59-ФЗ). Согласно части 3 статьи 8 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона. Из материалов дела следует, что 20.09.2021 в ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области поступило обращение (вх. №6) ФИО1 по вопросу возможного хищения в УИК № 2901 и ТИК Ленинского района г.Самары денежных средств, выделенных на организацию и проведение выборов. Заявления аналогичного содержания от 15.09.2021 и 20.09.2021 поступили в ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области из прокуратуры Ленинского района г.Самары (исх. № 206-р-648-21/1470-206 от 17.09.2021 и № 206-р-654-21/1476-206 от 21.09.2021) (т. 1 л.д. 19-23). На данные обращения территориальной избирательной комиссией Ленинского района г.Самары подготовлен письменный ответ от 30.09.2020 № б/н (т. 1 л.д. 194-196). Согласно пояснениям представителя ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области ответ направлен в адрес заявителя простой почтой через почтовый ящик, доказательства направления ответа отсутствуют. Из материалов дела также следует, что обращение ФИО1 аналогичного содержания поступило в Избирательную комиссию Самарской области из Центральной избирательной комиссии РФ. На данное обращение заявителю на электронную почту направлен письменный ответ от 11.10.2021 № 01-26/3143-04 с приложением письма ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области от 30.09.2020 № б/н (т.1 л.д. 59-67). Также обращения ФИО1 по вопросу нецелевого расходования и присвоения денежных средств в УИК № 2901 и ТИК Ленинского района г.Самары поступили в Избирательную комиссию Самарской области из прокуратуры Самарской области, СУ СК России по Самарской области, Ленинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Самарской области. На данные обращения заявителю на электронную почту направлены письменные ответы от 12.10.2021 исх. № 01-26/3163-04; от 22.10.2021 исх. № 01-26/3253-04; от 18.11.2021 исх. № 01-26/3296-04; от 18.11.2021 исх. № 01-26/3367-04 (т. 1 л.д. 68-91). Факт направления данных ответов подтверждается выпиской (скриншотом) из программы электронного документооборота Избирательной комиссии Самарской области (т. 1 л.д. 215-224). Таким образом, обращения ФИО1 рассмотрены в установленный законом срок с подготовкой и направлением письменных ответов, следовательно, незаконного бездействия, выразившегося в нарушении требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Избирательной комиссией Самарской области не допущено. Вместе с тем, поскольку отсутствуют доказательства направления заявителю ответа ТИК Ленинского района г.Самары от 30.09.2020 № б/н, требования истца в части признания незаконным ненаправления территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Самары Самарской области данного ответа подлежат удовлетворению. Прокуратура Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1). Согласно ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. В соответствии с п.3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N45, по результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции, в том числе о принятии к разрешению или о направлении в другие органы. Согласно п.3.1 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. Из материалов дела следует, что 15.09.2021 и 20.09.2021 в прокуратуру Ленинского района г.Самары поступили заявления ФИО1 о проведении проверки по факту нецелевого расходования бюджетных средств в УИК № 2901 и ТИК Ленинского района г.Самары и о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 185.1 УК РФ. На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона N59-ФЗ указанные обращения направлены для рассмотрения начальнику ОП №5 У МВД России по г.Самаре, о чем заявителю направлены соответствующие уведомления (т. 1 л.д. 20-23). Обращение аналогичного содержания, поступившее в прокуратуру Ленинского района г.Самары 28.09.2021, в соответствии со ст. 150, 151 УПК РФ направлено начальнику ОП №5 У МВД России по г.Самаре для организации и проверки доводов (т.1 л.д. 24). По результатам проверки (КУСП №10512 от 30.09.2021) оперуполномоченным ОВ и РП по Ленинскому району ОЭБ и ПК У МВД России по г. Самаре вынесено постановление от 28.12.2021 об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления (т.3 л.д. 7-41). Постановлением заместителем прокурора Ленинского района г.Самары от 01.03.2022 постановление от 28.12.2021 об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал проверки направлен в ОП №5 У МВД России по г.Самаре для проведения дополнительной проверки (т. 3 л.д. 5-6). Таким образом, обращения заявителя рассмотрены прокуратурой Ленинского района г. Самары в установленном порядке в рамках имеющихся полномочий. Учитывая, что в заявлениях ставился вопрос о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц по факту возможных противоправных действий, обращения направлены в орган, уполномоченный на возбуждение уголовного дела. Направление обращения в другой орган является одним из предусмотренных законом решений, принимаемых органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения. Целесообразность такого решения судом не оценивается. Несогласие истца с тем, что прокурор не нашел оснований для принятия мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения обращения, не свидетельствует о его бездействии. Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке. Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным бездействия прокурора Ленинского района г. Самары, выразившегося в уклонении от проведения проверки доводов обращений истца и непринятии им мер прокурорского реагирования, не имеется. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению только в части признания незаконным бездействия ТИК Ленинского района г. Самары Самарской области, выразившегося в ненаправлении ФИО1 ответа от 30.09.2020. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области, выразившееся в ненаправлении ФИО1 ответа от 30.09.2020 на обращения от 20.09.2021, 17.09.2021, 21.09.2021. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья (подпись) А.И. Иванова Копия верна: судья Мотивированное решение изготовлено 24.05.2022. |