ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5397/19 от 26.12.2019 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2019-005551-94

Дело № 2-5397/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нальчик 26 декабря 2019г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре – Казиевой Р.Д., с участием: представителя прокурора <адрес> – помощника прокурора г. Нальчика - Мизиевой ФИО5, действующей по доверенности от 18.11.2019г. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратура <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Вита», в котором просит обязать ООО «Вита» подать в Северо-Кавказское региональное управление Росприроднадзора в двухмесячный срок расчеты суммы экологического сбора, -

у с т а н о в и л :

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Вита» с исковым заявлением, в котором просит обязать подать в Северо-Кавказское региональное управление Росприроднадзора в двухмесячный срок расчеты экологического сбора, мотивируя тем, что в результате прокурорской проверки установлено, что ООО «Вита» нарушает нормы закона об охране окружающей среды, т.к. не исполняет обязательные требования о предоставлении расчетов суммы экологического сбора за 2016-2018г.г. в Северо-Кавказское региональное управление Росприроднадзора.

В судебном заседании помощник прокурора г.Нальчика - Мизиева ФИО6 исковые требования прокурора <адрес> поддержала, по основаниям, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик – ООО «Вита», надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечил явку в суд своего представителя, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд по правилам п. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ООО «Вита».

Третье лицо – Северо-Кавказское региональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания обратилось в суд с заявлением о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно п.1 ст.24.2 производители, импортеры товаров, обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно п.7 с.24.2 производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Федерального закона.

Согласно п.6 ст.24.5 названного закона экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив, выраженный в относительных единицах.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1886-р.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2491-р согласно указанному Распоряжению на 2016 год был установлен норматив утилизации для следующих групп товаров: бумага и картон гофрированные и тара «бумажная и картонная; мешки и сумки бумажные; изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности; принадлежности канцелярские бумажные; изделия из бумаги и картона прочие; нефть и нефтепродукты; шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов резиновых шин; изделия из резины прочие; изделия пластмассовые упаковочные; пыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс; стекло листовое |тое и обработанное; стекло полое; тара металлическая легкая; бочки, барабаны, банки. ящики и аналогичные емкости алюминиевые для любых веществ (кроме в) вместимостью не более 300 л; аккумуляторы; батареи аккумуляторные; услуги изданию газет. На 2017г. перечень товаров, для которых установлен норматив утилизации дополнен следующими: деревянные тара и изделия, изделия пластмассовые строительные, изделия пластмассовые прочие, зеркала, изделия стеклянные изолирующие, бочки и аналогичные емкости из черных металлов, компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, вика бытовая электронная, приборы оптические и фотографическое оборудование, оборудование электрическое осветительное, инструменты ручные с ионизированным приводом, оборудование промышленное холодильное и вентиляционное машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки. Лица, производящие товары из приведенных и. либо производящие товары, которые реализуются в упаковке из товаров указанных групп, обязаны осуществлять утилизацию товаров, либо вносить экологический сбор.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 о порядке взимания экологического сбора уплата экологического сбора и выставление расчета суммы экологического сбора осуществляются, начиная с 2017г., ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 10 Правил взимания экологического сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 закреплено: для уплаты экологического сбора плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: копии платежных документов об уплате экологического сбора; документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Согласно п. 25 Правил взимания экологического сбора, утвержденного. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 в случае невнесения (или внесения не в ом объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет (плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Предпринимаемые Северо-Кавказским региональным Управлением Росприроднадзора меры к понуждению ООО «Вита» представить расчеты суммы экологического сбора за 2016-2018 гг. результатов не дали, что утверждается материалами проверки.

Из материалов дела следует, что ООО «Вита» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, состоит на учете в налоговом органе, является действующим.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Федеральным законом от 19.12.2016г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" определено, что администратором доходов Федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор определено, что администратором доходов Федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды было установлено, что ответчик не представил расчет суммы экологического сбора за 2016-2018г.г.

Факт того, что ответчик не исполнял обязанность по расчету вышеуказанного экологического сбора, судом установлен.

Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения Требования -РЭ от 28.05.2019г. о предоставлении расчета экологического сбора и копий платежных документов о его уплате.

Деятельность Северо-Кавказского регионального Управления Росприроднадзора связана с начислением, учетом и контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет и штрафов по ним, взысканием задолженности по платежам в бюджет пеней и штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Неправомерные действия ООО «Вита» препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, кроме того затрагиваются интересы как государства, так и интересы определенного круга лиц - жителей Кабардино-Балкарской Республики, так как в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

Неуплата названных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено и не оспорено ответчиком, что расчеты суммы экологического сбора за 2016-2018г.г. в Северо-Кавказское региональное Управление Росприроднадзора, которое является взыскателем экологического сбора, не предоставлялись.

Данными взыскателя: Северо - Кавказское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются:

ОГРН 1102650002212, дата государственной регистрации 18.11.2010г., ИНН 2626042723, КПП 262601001; адрес места нахождения: 360000, РФ, КБР, <адрес>А; платежные реквизиты: УФК по Кабардино-Балкарской Республике (Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора), л/с 04041А56520, расчетный счет 40 в Отделении - НБ Кабардино-Балкарская Республика, БИК 048327001.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,-

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ООО «Вита» подать в Северо-Кавказское региональное Управление Росприроднадзора в двухмесячный срок расчеты суммы экологического сбора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий – Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского городского суда- Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_______» ______________________________2020г.

Судья Нальчикского городского суда Р.С.Блиева