Дело №2-5398/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:председательствующего судьи Ларькова А.М.,
при секретаре Шарыпиной Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
... г.Н. Новгорода, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено.
В обоснование поданного заявления указано, что прокуратурой ... г.Н.Новгорода в рамках осуществления предусмотренных законом мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции путем мониторинга сайтов сети «Интернет» выявлена страница в свободном доступе, содержащая информацию, распространение которой запрещено, а именно: на электронной странице сайта (марка обезличена) размещена статья «Закупщики и откаты. Теневая экономика без купюр».
Данная статья содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как коммерческий подкуп, являющиеся элементами коррупционного поведения. Доступ к данным сведениям не ограничен и предоставляется.
Просит суд признать информацию, размещенную на Интернет - странице (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель заявителя - прокурор ... г. Н. Новгорода Ч.Л.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по ... в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, просил рассмотреть заявление в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения заявителя, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой ... Г.Н.Новгорода в рамках осуществления предусмотренных законом мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции путем мониторинга сайтов сети «Интернет» выявлена страница в свободном доступе, содержащая информацию, распространение которой запрещено, а именно: на электронной странице сайта (марка обезличена) размещена статья «Закупщики и откаты. Теневая экономика без купюр».
Данная статья содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как коммерческий подкуп, являющиеся элементами коррупционного поведения.
Установлено, что вход на сайт свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от (дата) (далее - Федеральный закон от (дата) №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ).
Из указанного следует, что сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) -часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу положений ч.6 ст. 10 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (коммерческий подкуп) наступает уголовная ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по коммерческому подкупу, за который законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений ч. 1 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация о пропаганде коммерческого подкупа, за который предусмотрена уголовная ответственность), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из преамбулы Федерального закона от (дата) №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон от (дата) №114-ФЗ), настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, усганавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно ст.3 Федерального закона от (дата)№...-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от (дата)№...-Ф3) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и др.
Учитывая нормы приведенных выше законов, следует сделать вывод о том, что правоотношения, вытекающие из Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии коррупции в Российской Федерации», являются сходными применительно к целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Между тем, если правовой механизм для признания в судебном порядке информационных материалов экстремистскими определен Федеральным законом от (дата) №114-ФЗ, в том числе применительно к правилам определения подсудности такого спора, то в Федеральном законе от (дата)№...-Ф3 такой правовой механизм отсутствует.
Согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от (дата) №114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
В соответствии с п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№..., ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от (дата) №149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения страницы сайта http://iqreview.ru/profession/purchasing-agent-and-recoil-bribe/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№..., формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра -организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от (дата)№...-Ф3, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Статьей 3 Федерального закона от (дата)№...-Ф3 установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона от (дата)№...-Ф3 одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к коммерческому подкупу и предлагающей способы избежания наказания за данные преступления, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
С учетом приведенных норм права и установленных в ходе прокурорской проверки обстоятельств, суд приходит к выводу, что размещенная на сайте (марка обезличена) информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ, содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как коммерческий подкуп, являющиеся элементами коррупционного поведения. Размещенные на странице указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц.
Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора ... г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет странице, информацией, распространение которой запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на электронной странице сайта (марка обезличена), информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд ....
Судья А.М. Ларьков