ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5399/19 от 17.07.2019 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-5399/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания А.И. Хузиахметовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г.Казани, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к ПАО «ВымпелКом» о признании базовой станции сотовой радиотелефонной связи самовольной постройкой, сносе базовой станции сотовой радиотелефонной связи,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Советского района г.Казани обратился в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением к ПАО «ВымпелКом» о признании базовой станции сотовой радиотелефонной связи самовольной постройкой, сносе базовой станции сотовой радиотелефонной связи. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Советского района г.Казани проведена проверка по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического, градостроительного законодательства при возведении объекта – вышки базовой станции цифровой сотовой связи, размещенной на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> расположенном по адресу: <адрес изъят>. В ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1 16.05.2018 между ФИО1 и ПАО «ВымпелКом» заключен договор аренды, согласно которому ФИО1 передала последнему во временное владение и пользование земельный участок, общей площадью 10 кв.м., в целях размещения и эксплуатации антенно-мачтового сооружения для размещения на нем антенно-фидерных устройств базовой станции сотовой радиотелефонной связи. Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> относится к категории земель населенных пунктов, видом разрешенного использования участка является размещение торговых объектов, магазинов розничной торговли общей площадью не более <данные изъяты> кв.м. Прокурор указывает, что в соответствии с законодательством о связи вышка является особо опасным и технически сложным объектом связи, на строительство которого необходимо получение соответствующего разрешения. Вместе с тем, ответчиком разрешение на строительство объекта не получалось, как не получалось и разрешение на ввод его в эксплуатацию. Кроме того, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта строительства базовой станции сотовой связи требованиям санитарных норм и правил ответчиком также не получено. В ходе проверки также установлено, что расстояние от станции сотовой связи до ближайшего жилого дома составляет 4 м, что является нарушением СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», согласно пункту 4.3 которого противопожарное расстояние между жилыми зданиями и сооружениями технического назначения должно составлять не менее 8 м. На этом основании прокурор просит признать возведенное антенно-мачтовое сооружение – вышку сотовой базовой станции, расположенную по адресу: <адрес изъят>, на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, самовольной постройкой; обязать ПАО «ВымпелКом» снести антенно-мачтовое сооружение – вышку сотовой связи базовой станции, расположенное по адресу: <адрес изъят>.

Прокурор в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика не согласился с заявлением в полном объеме, представил письменные возражения.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства извещалась.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.

В силу пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

Статья 1079 ГК РФ осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности относит к деятельности, связанной с повышенной опасностью.

Установлено, что прокуратурой Советского района г.Казани проведена проверка на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического, градостроительного законодательства при возведении объекта-вышки базовой станции цифровой сотовой связи, размещенной на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, расположенном по адресу: <адрес изъят>.

Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1

16.05.2018 между ФИО1 и ПАО «ВымпелКом» заключен договор аренды, согласно которому ФИО1 передала последнему во временное владение и пользование земельный участок, общей площадью 10 кв.м., в целях размещения и эксплуатации антенно-мачтового сооружения для размещения на нем антенно-фидерных устройств базовой станции сотовой радиотелефонной связи.

Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> относится к категории земель населенных пунктов, видом разрешенного использования участка является размещение торговых объектов, магазинов розничной торговли общей площадью не более 400 кв.м.

Прокурор указывает, что по смыслу законодательства о связи вышка сотовой связи является особо опасным и технически сложным объектом связи, на строительство которого необходимо получение соответствующего разрешения. При этом при размещении станции сотовой связи допущены нарушения. Вместе с тем, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Действительно, из содержания статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что на возведение объектов капитального строительства, по общему правилу, требуется получение разрешения на строительство.

Однако согласно Перечню объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешений на строительство, утвержденному распоряжением Кабинета Министров РТ от 24.06.2011 №1038-р (в редакции распоряжения от 31.03.2017 №599-р), для строительства антенно-мачтовых сооружений связи высотой до 50 метров включительно, за исключением сооружений связи, отнесенных законодательством к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, выдача разрешения на строительство не требуется.

Базовая станция сотовой связи, о сносе которой просит прокурор, не относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам. Так, статья 48.1 Градостроительного кодекса РФ относит к особо опасным и технически сложным объектам сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи (часть 1). В свою очередь, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров (пункт 14.1); в данном случае такие характеристики у станции отсутствуют: согласно рабочей документации, подготовленной ООО «Мегастрой», заглубление подземной части предусматривается до 3,9 метров, высота станции – 28 м. Тем более не относится станция сотовой связи к уникальным объектам, характеристики которых приведены в части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того, возведение станции сотовой связи не влекло необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:240613:63 и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540.

Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ от 18.03.2016 №Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.

Не допущено ответчиком и нарушений санитарных норм и правил. Соответствие объекта санитарно-эпидемиологическим нормам подтверждается заключением ООО «ЭспертАрт» от 03.12.2018, согласно которому проект зон ограничения застройки передающего радиотехнического объекта на размещение станции сотовой связи соответствует СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи». 11.02.2019 Управлением Роспотребнадзора по РТ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта строительства базовой станции сотовой связи приведенным санитарным нормам и правилам.

Довод прокурора о том, что станция сотовой связи размещена с нарушением противопожарных требований, нужно отклонить. Как пояснил прокурор, в ходе проверки установлено, что расстояние станции сотовой связи до ближайшего жилого дома составляет 4 м, что является нарушением СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», согласно которым противопожарное расстояние между жилыми зданиями и сооружениями технического назначения должно составлять не менее 8 м. Действительно, согласно таблице в пункте 4.3 указанного Свода правил минимальное расстояние от сооружений, в том числе сооружений технического назначения, до жилых и общественных зданий в зависимости от степени огнестойкости зданий и класса конструктивной пожарной опасности составляет от 6 до 15 м. Вместе с тем, как указывалось, ответчику Управлением Роспотребнадзора по РТ выдано заключение о соответствии проекта строительства базовой станции сотовой связи СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». Согласно пункту 3 приложения 3 к названным санитарным нормам и правилам расстояние от оси излучения антенны до ближайшего строения должно составлять не менее 7 м. Выдачей заключения Управление подтвердило, таким образом, соответствие проекта в числе прочих требований и этому нормативному требованию. Напротив, довод прокурора о том, что расстояние станции до ближайшего жилого здания не соответствует требованиям СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», нужно отклонить, поскольку это обстоятельство какими-либо письменными материалами не подтверждается; более того, в самом заявлении прокурора имеется указание на то, что расстояние между станцией сотовой связи и жилым домом составляет не менее 4 м.

При таком положении в удовлетворении заявления необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

прокурору Советского района г.Казани, обратившемуся в защиту прав неопределенного круга лиц, в удовлетворении заявления к ПАО «ВымпелКом» о признании базовой станции сотовой радиотелефонной связи самовольной постройкой, сносе базовой станции сотовой радиотелефонной связи отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов