ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-539/2017 от 14.06.2017 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-539/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2017 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Хмелевской Т.С.,

секретаря судебного заседания Брошко Н.А.,

с участием представителя истца – помощника Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Попсуй Е.П.,

представителя ответчика – открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" об обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" об обязании устранить выявленные нарушения.

Иск мотивирован тем, что Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 10 плана ра­боты на 2 полугодие 2016 года с привлечением сотрудников транспортной по­лиции проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безо­пасности и противодействии терроризму в деятельности железнодорожной станции Тихорецкая структурного подразделения Северо-Кавказской дирек­ции управления движением структурного подразделения Центральной дирек­ции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - железнодорожная станция Тихорецкая), в ходе которой выявлены нарушения в обозначенной сфере правовых отношений, требующие принятия мер по судебному принуж­дению к их фактическому устранению.

Так, по результатам категорирования железнодорожной станции Тихорецкая данной станции установлена 1 категория, реестровый номер . Дата внесения в реестр ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление об установлении кате­гории направлено ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день получено ОАО «РЖД».

В ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости железнодо­рожной станции Тихорецкая (реестровый номер объекта транспортной инфра­структуры ).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тихорецкая.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) субъекты транспортной инфраструктуры разра­батывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. При этом реа­лизация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение требований Федерального закона № 16-ФЗ Министерст­вом транспорта Российской Федерации изданы приказы от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасно­сти объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Порядок) и от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств же­лезнодорожного транспорта» (далее - Требования).

В силу п. 3 Порядка план обеспечения транспортной безопасности опре­деляет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от по­тенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Подпункт 11 п. 4 Порядка содержит положение, согласно которому в пла­не обеспечения транспортной безопасности отражаются сведения о местах раз­мещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безо­пасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, ис­пользуемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Согласно подпункта 5.31 п. 5 Требований субъект транспортной инфраструк­туры обязан оснастить ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами ОТИ.

Из п. 5.8 Требований следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести меся­цев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ или ТС.

В соответствии с п.п. 5.12, 5.13 Требований субъект транспортной инфра­структуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, оп­ределенными законодательством Российской Федерации, а также допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, пер­сонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасно­сти ОТИ или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и фи­зических лиц, что установлено п. 4 данных Требований.

Изучением в ходе проверки плана обеспечения ТБ объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тихорецкая установлено, что п. 8.1 «Перечень инженерных сооружений» указанного плана на ОТИ железнодорож­ная станция Тихорецкая предусмотрено наличие, в том числе, следующих ин­женерных сооружений:

- периметровое ограждение по границе технологического сектора зоны транспортной безопасности;

- металлические двери с кодовым замком и металлические решетки на оконных проемах критических элементов (поста ЭЦ центрального, постов ЭЦ парков «К», «С»);

- информационные стенды на КПП.

Однако, проведенной проверкой установлено, что вопреки ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ, п. 3, подпункта 11 п. 4 Порядка, п. 4, подпункта 5.31 п. 5 Требований, периметровое ограждение технологического сектора зоны транс­портной безопасности ст. Тихорецкая со стороны <данные изъяты> от­сутствует, при подъезде к станции имеется металлический шлагбаум, прива­ренный в открытом состоянии.

Объект транспортной инфраструктуры также не оборудован периметровым ограждением в районе парков «К» и «С», где дислоцированы посты ЭЦ, являющиеся критически важными элементами управления станцией Тихорец­кая.

Кроме того, на постах ЭЦ, расположенных в парках «К» и «С» не на всех окнах установлены металлические решетки, что создает угрозу захвата крити­ческих элементов станции Тихорецкая, на контрольно-пропускных пунктах по­стов ЭЦ (КПП №№ 1, 3, 4) станции отсутствуют необходимые информацион­ные стенды.

Приложением № 4 к Плану обеспечения транспортной безопасности станции Тихорецкая «Номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности железнодорожной стан­ции Тихорецкая» в качестве сотрудников ОАО «РЖД», непосредственно свя­занных с обеспечением транспортной безопасности данной станции указаны начальник станции и заместитель начальника станции по технической работе.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что начальник станции не ат­тестован в соответствии с требованиями законодательства Российской Федера­ции, необходимое обучение не проходил.

Во исполнение требований федерального законодательства о транспорт­ной безопасности и противодействии терроризму ОАО «Российские железные дороги» принят ряд ведомственных нормативных актов.

Так, в силу пп. 2.2, 5.11 Положения о железнодорожной станции, утвер­жденного распоряжением ОАО «РЖД» от 31.05.2011 № 1186р, к числу основ­ных требований работы железнодорожной станции, в том числе относится ор­ганизация антитеррористической деятельности. Все сооружения и технические устройства железнодорожной станции, а также организация работы на желез­нодорожной станции должны обеспечивать безопасность работников, пассажи­ров и других лиц, безопасность движения поездов, сохранность вагонного пар­ка и перевозимых грузов.

Из содержания пп. 2, 5 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 12.12.2011 № 183, следует, что целью организации транспортной безопасности в ОАО «РЖД» является создание условий надежного и устойчивого функцио­нирования объектов железнодорожного транспорта и реализация комплексного подхода к их защищенности от актов незаконного вмешательства. При этом од­ним из основных принципов организации обеспечения транспортной безопас­ности в ОАО «РЖД» является приоритет мероприятий по предупреждению ак­тов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их по­следствий.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего зако­нодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожной станции Тихорецкая негативно влияют на обеспечение его антитеррористиче­ской и противодиверсионной защищенности от актов незаконного вмешатель­ства, в связи с чем уровень обеспечения транспортной безопасности на упомя­нутой станции, относящейся к объектам повышенной опасности, не соответст­вует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств.

Из пп. 2.6.1-2.6.3 плана обеспечения ТБ станции следует, что в течение суток на указанной станции имеют остановку 48 пар грузовых поездов, 35 пар поездов (включая пригородные), перерабатывающая способность 83 пары поез­дов в сутки.

Совершение акта незаконного вмешательства на железнодорожной стан­ции Тихорецкая, являющейся местом массового пребывания людей, может по­влечь многочисленные человеческие жертвы, причинение крупного имущест­венного ущерба, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта на Ти­хорецком железнодорожном узле.

С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устой­чивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности.

Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо- Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Цен­тральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить периметровые ограждения железнодорожной станции Тихорецкая со стороны <адрес>, в <адрес>, а также в районе парков «К» и «С» станции Тихорецкая; установить информационные стенды на контрольно-пропускных пунк­тах постов ЭЦ (КПП №№ 1,3,4) станции Тихорецкая; установить на оконные проемы постов ЭЦ станции Тихорецкая метал­лические решетки; осуществить специальную профессиональную подготовку начальника железнодорожной станции Тихорецкая ФИО4 в соответствии с требо­ваниями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель истца - помощник Кавказского транспортного прокурора Попсуй Е.П. заявленные исковые требования уточнила, пояснив, что Кавказской транспортной прокуратурой установлено, что после направ­ления в суд указанного искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ на должность начальни­ка железнодорожной станции Тихорецкая назначен ФИО5, который яв­ляется должностным лицом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности на указанной станции. Транспортной прокуратурой также установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО5 прошел обучение в объеме 80 часов по вопросам обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС в <данные изъяты> и имеет удостоверение о повышении ква­лификации .

В представленных ответчиком в суд возражениях и приложенных к нему документах на исковое заявление отсутствуют сведения о намерении ис­полнить требования плана обеспечения транспортной безопасности железно­дорожной станции Тихорецкая в установленные, не только законодательст­вом, но самим ответчиком сроки, на что ссылается ответчик в своих возраже­ниях. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии намерения ис­полнить требования указанного плана обеспечения транспортной безопасно­сти станции Тихорецкая.

В исковом заявлении прокурора содержатся исковые требования об исполнении плана обеспечения транспортной безопасности станции Тихорецкая лишь в части выполнения действий владельцем объек­та транспортной инфраструктуры, предусмотренных требованиями действующего законодательства, а не в полном объеме, предусмотренном соответ­ствующими этапами реализации Плана ТБ.

Кроме того, доводами возражения на исковое заявление Кавказского транспортного прокурора представитель ответчика пытается ввести в заблуждение суд, поскольку пунктом 22 Плана ТБ, на который в своих возражени­ях ссылается представитель ответчика, установлены сроки для осуществле­ния специальной профессиональной подготовки начальника железнодорож­ной станции Тихорецкая в соответствии с требованиями действующего зако­нодательства - 2017 год, подпункт 1.4 п. 22 Плана ТБ.

В пункте 22 Плана ТБ сроки установки на оконных проемах постов ЭЦ станции Тихорецкая металлических реше­ток не установлены, однако необходимость их наличия подробно отражены прокурором в исковом заявлении.

Приведенные в иске прокурора требования об установке периметрового ограждения железнодорожной станции Тихорецкая со стороны <адрес>, в <адрес>, а также в районе парков «К» и «С» станции Тихорецкая вы­званы необходимость минимизации рисков возможных актов незаконного вмешательства в нормальную деятельность объекта транспортной инфра­структуры, включенного в Реестр маршрутной сети перевозки болельщиков в период проведения Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка Конфедерации 2017 года.

Установка периметрового заграждения по границе технологического, перевозочного секторов зоны транспорт­ной безопасности, а также критических элементов запланирована согласно подпункта 3.6 п. 22 Плана ТБ на 2018 год, однако ответчиком не принимается никаких мер к организации работы по исполнению в упомянутый срок дан­ного обязательства, а представленными суду вместе с возражениями представителем ответчика «Предложениями от Северо-Кавказской дирекции управ­ления движением по программе «Транспортная безопасность» на период 2018-2020 гг.» подтверждается намерение ответчика не выполнить указанное требование Плана ТБ в срок, так как финансирование по станции Тихорецкая только планируется на 2020 год. Ответчиком неверно трактуются нормы федерального законодательства, регламентирующие сроки реализации Плана ТБ. Законодателем установлен срок реализации планов транспортной безопасности не позднее 6 месяцев со дня утверждения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а сроки реализации данных планов устанавливаются самостоятельно владельцем объекта инфраструктуры, но они не должны превышать упомянутых 6 месяцев, чего ответчик в возражениях не указал, пытаясь по-своему трактовать требования действующего законодательства.

Просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в тече­ние 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить периметровые ограждения железнодорожной станции Тихорецкая со стороны <адрес>, в <адрес>, а также в районе парков «К» и «С» стан­ции Тихорецкая; информационные стенды на контрольно-пропускных пунктах постов ЭЦ (КПП №№ 1,3,4) станции Тихорецкая; на оконные проемы постов ЭЦ станции Тихорецкая металлические ре­шетки.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО1 исковые требования не признал, возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что считает требования Кавказского транспортного прокурора незаконными, необоснованным и неподлежащими удовлетворению, поскольку требования истца противоречат нормам Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регламентирующим порядок и сроки реализации планов транспортной безопасности. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. Согласно пункту 22 утвержденного Плана ОТБ, реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на станции Тихорецкая запланирована в течение 2017-2018 годов в 4 этапах. При таких обстоятельствах, сроки для реализации планов обеспечения транспортной безопасности определяются субъектом транспортной инфраструктуры самостоятёльно и отражаются в соответствующем плане обеспечения транспортной безопасности. Никаких ограничений по количеству этапов реализации планов и сроках их реализации Законом о транспортной безопасности не установлено.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт Правительством Российской Федерации не принят.

До издания данного акта применяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. № 43, в части, не противоречащей Закону о транспортной безопасности. Указанный нормативный акт издан во исполнение статьи 8 Закона о транспортной безопасности, следовательно, он не может противоречить положениям Закона о транспортной безопасности, имеющего большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку Законом о транспортной безопасности никаких ограничений по срокам реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не установлено, то пункт 5.8 Требований в части установления шестимесячного срока для реализации планов обеспечения транспортной безопасности не применим. Законность и обоснованность правовой позиции ОАО «РЖД» по данному делу, подтверждается правоприменительной судебной практикой, а именно вступившим в законную силу Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2015 года по делу №А40-11661/2015

Незаконными и необоснованными являются и требования прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», выразившегося в несоблюдении требований законодательства о транспортной безопасности в виде непринятия мер по реализации плана ОТБ станции Тихорецкая.

Положения Закона о транспортной безопасности и имеющиеся доказательства свидетельствуют о вмешательстве истца в хозяйственную деятельность ответчика.

Согласно части 4 статьи 9 Закона о транспортной безопасности реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Согласно Федеральному закону от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является единым хозяйствующим субъектом, созданным в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Северо-Кавказского регионального центра безопасности направлено предложение о включении в инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2018 - 2020 годы по программе «Транспортная безопасность» оснащение ТСО и досмотровым оборудованием станции Тихорецкая.

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Заместителя начальника Центральной дирекции управления движением также направлено предложение о включении в инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2018 - 2020 годы по программе «Транспортная безопасность» оснащение ТСО и досмотровым оборудованием станции Тихорецкая.

Таким образом, изложенное подтверждает принятие ОАО «РЖД» мер к поэтапной реализации плана ОТБ станции Тихорецкая в соответствии с требованиями Закона о транспортной безопасности, а также позицию о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», которое вправе самостоятельно определять количество этапов и сроки реализации планов ОТБ с учетом инвестиционных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Просит отказать Кавказскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку не реально в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граж­дан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Поэтому доводы представителя ответчика о том, что предъявляя иск, прокуратура вмешивается в хозяйственную деятельность ответчика, несостоятельны, поскольку иске прокурора идут речь о соблюдении ответчиком Федерального закона ль 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с частью 1 и частью 2 ст. 9 указанного Федерального закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) субъекты транспортной инфраструктуры разра­батывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. При этом реа­лизация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение требований Федерального закона № 16-ФЗ Министерст­вом транспорта Российской Федерации изданы приказы от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасно­сти объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Порядок) и от 08.02.2011 № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств же­лезнодорожного транспорта» (далее - Требования).

В силу пункта 3 Порядка план обеспечения транспортной безопасности опре­деляет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от по­тенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

Подпункт 11 пункта 4 Порядка содержит положение, согласно которому в пла­не обеспечения транспортной безопасности отражаются сведения о местах раз­мещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безо­пасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, ис­пользуемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Согласно подпункта 5.31 пункта 5 Требований субъект транспортной инфраструк­туры обязан оснастить ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами ОТИ.

Из пункта 5.8 Требований следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести меся­цев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ или ТС.

Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех.

Во исполнение требований федерального законодательства о транспорт­ной безопасности и противодействии терроризму ОАО «Российские железные дороги» принят ряд ведомственных нормативных актов.

Так, в силу пп. 2.2, 5.11 Положения о железнодорожной станции, утвер­жденного распоряжением ОАО «РЖД» от 31.05.2011 № 1186р, к числу основ­ных требований работы железнодорожной станции, в том числе относится ор­ганизация антитеррористической деятельности. Все сооружения и технические устройства железнодорожной станции, а также организация работы на желез­нодорожной станции должны обеспечивать безопасность работников, пассажи­ров и других лиц, безопасность движения поездов, сохранность вагонного пар­ка и перевозимых грузов.

Из содержания пункта 2 и пункта 5 Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 12.12.2011 № 183, следует, что целью организации транспортной безопасности в ОАО «РЖД» является создание условий надежного и устойчивого функцио­нирования объектов железнодорожного транспорта и реализация комплексного подхода к их защищенности от актов незаконного вмешательства. При этом од­ним из основных принципов организации обеспечения транспортной безопас­ности в ОАО «РЖД» является приоритет мероприятий по предупреждению ак­тов незаконного вмешательства перед мероприятиями по устранению их по­следствий.

В судебном заседании установлено, что Кавказской транспортной прокуратурой в соответствии с пунктом 10 плана ра­боты на 2 полугодие 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в деятельности железнодорожной станции Тихорецкая структурного подразделения Северо-Кавказской дирек­ции управления движением структурного подразделения Центральной дирек­ции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - железнодорожная станция Тихорецкая), в ходе которой выявлены нарушения вопреки требований части 1 и части 2 статьи 9 Федерального закона №16-ФЗ, пункта 3 и подпункта 11 пункта 4 Порядка плана обеспечения ТБ, пункта 4 и подпункта 5.31 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ:

- отсутствует периметровое ограждение технологического сектора зоны транспортной безопасности <адрес> со стороны <адрес>, при подъезде к станции имеется металлический шлагбаум, приваренный в открытом состоянии;

- отсутствует периметровое ограждение в районе парков "К" и "С" станции Тихорецкая, где дислоцированы посты ЭЦ, являющиеся критически важными элементами управления станцией Тихорецкая;

- не на всех окнах зданий постов ЭЦ, расположенных в районе парков К" и "С" станции Тихорецкая установлены металлические решетки;

- на контрольно-пропускных пунктах постов ЭЦ (КПП №№1,3,4) станции отсутствуют необходимые информационные стенды

Согласно уведомления направленного Управлением транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта исходящий от ДД.ММ.ГГГГ1 года железнодорожной станции Тихорецкая – структурному подразделению Северо-Кавказской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" присвоена первая категория по транспортной безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности разработан, согласно утвержденных результатов оценки уязвимости, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта ФИО7ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тихорецкая - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением, структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (л.д. 33-39).

Согласно пункта 8.1 перечня инженерных сооружений Плана обеспечения ТБ объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Тихорецкая предусмотрено наличие, в том числе, следующих инженерных сооружений:

- периметровое ограждение по границе технологического сектора зоны транспортной безопасности;

- металлические двери с кодовым замком и металлические решетки на оконных проемах критических элементов (поста ЭЦ центрального, постов ЭЦ парков «К», «С»);

- информационные стенды на КПП.

ОАО "Российские железные дороги" разработаны этапы и сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 71-74).

Доводы представителя ответчика о том, что сроки реализации планов обеспечения транспортной безопасности определяются субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно и отражаются в соответствующем плане обеспечения транспортной безопасности, не состоятельны, поскольку из пункта 5.8 Приказа Минтранса РФ от 8 февраля 2011года №43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

Выявленные прокуратурой в ходе проверки нарушения требований действующего зако­нодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожной станции Тихорецкая негативно влияют на обеспечение его антитеррористиче­ской и противодиверсионной защищенности от актов незаконного вмешатель­ства.

Приведенные в иске прокурора такие требования, как установка периметрового ограждения железнодорожной станции Тихорецкая со стороны <адрес>, в <адрес>, а также в районе парков «К» и «С» станции Тихорецкая вы­званы необходимость минимизации рисков возможных актов незаконного вмешательства в нормальную деятельность объекта транспортной инфра­структуры, включенного в Реестр маршрутной сети перевозки болельщиков в период проведения Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка Конфедерации 2017 года.

Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение зако­нодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожной станции Тихорецкая негативно влияет на обеспечение его антитеррористической и противодиверсионной защищенности от актов незаконного вмешатель­ства, в связи с чем уровень обеспечения транспортной безопасности на данной станции, относящейся к объектам повышенной опасности, не соответст­вует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств.

При таких обстоятельствах исковые требования Кавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Кавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО "РЖД" об обязании устранить выявленные нарушения.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в тече­ние 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить периметровые ограждения железнодорожной станции Тихорецкая со стороны <адрес>, а также в районе парков «К» и «С» стан­ции Тихорецкая; информационные стенды на контрольно-пропускных пунктах постов ЭЦ (КПП №№ 1,3,4) станции Тихорецкая; на оконные проемы постов ЭЦ станции Тихорецкая металлические ре­шетки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья