ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-539/2022 от 28.04.2022 Кировского районного суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0013-01-2022-000589-23

Дело № 2-539/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего – судьи Микитюк О.А. при секретаре-К.В.В. с участием помощника прокурора Х.Е.В. и третьего лица Б.Р.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования КПС к Администрации КСПР об понуждении совершить действия, с участием третьего лица: ИП Б.Р.Н., -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования КПС обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию КСПР в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере торговой деятельности путем принудительного демонтажа (сноса): 1) нестационарного торгового объекта, ориентировочной площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; 2) нестационарного торгового объекта, ориентировочной площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , за счет средств бюджета муниципального образования КСПР с дальнейшим возложением расходов, связанных с проведением работ по демонтажу (сносу) и хранению объектов, на индивидуального предпринимателя Б.Р.Н.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Кировского сельского поселения требований законодательства в сфере размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на землях муниципальной собственности. При проведении проверки выявлено, что в рамках реализации представленных полномочий комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования КСПР выявлены неправомерно размещенные НТО вне схемы размещения НТО на территории муниципального образования КСРП, а также отсутствие договоров, предоставляющих право на размещение НТО, принадлежащих ИП Б.Р.Н., расположенных по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

26.01.2021 администрацией КСРП вынесены постановления и о демонтаже (сносе) нестационарных торговых объектов, размещенных по адресу: <адрес>, принадлежащих Б.Р.Н..

Администрацией КСПР на протяжении длительного времени меры по составлению акта об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе) не принимались, принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов более года не осуществлялся.

28.01.2022 прокуратурой района в адрес администрации КСПР внесено представление об устранении нарушений закона и необходимость осуществить принудительный демонтаж (снос) НТО, однако требования прокурора, заявленные в представлении, исполнены частично. Незаконные размещения НТО на земле муниципальной собственности являются отступлением от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов, приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов, а также, не поступлению денежных средств в бюджет муниципального образования КСПР, тем самым сокращая доходную часть и создает дефицит местного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, добавив, что отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения не может служить основанием для уклонения от принудительного сноса и наличие решения суда о сносе приведет к выделению денежных средств.

Б.Р.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку он длительное время зарегистрирован индивидуальным предпринимателем, осуществлял торговую деятельность в указанных НТО. На его имя был оформлен паспорта на НТО, а также с ним был заключен договор сервитута на земельные участки, на которых расположены НТО. В 2021 года также был заключен оговор аренды земельных участков, на которых находятся НТО, но по представлению прокурора данные договора расторгнуты. Он неоднократно обращался в администрацию сельского поселения для решения вопроса о законности размещения НТО, однако, должностные лица не знали как решить это вопрос.

Представитель администрации Кировского сельского поселения представил заявление с просьбой рассматривать дело их отсутствие не возражал против удовлетворения иска.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым иск удовлетворить частично.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения должностными лицами администрации КСРП требований законодательства в сфере размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на землях муниципальной собственности.

При проведении проверки выявлено наличие нестационарных торговых объектов, ориентировочной площадью 30 кв.м. каждый, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

26.01.2021 администрацией КСРП вынесены постановления и о демонтаже (сносе) нестационарных торговых объектов, размещенных по адресу: <адрес>, принадлежащих Б.Р.Н..

Указанные постановления направлены в адрес Б.Р.Н. 03.02.2022 года

Администрацией КСПР меры по составлению акта об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе) не приняты, принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов более года не осуществлялся.

28.01.2022 прокуратурой района в адрес администрации КСПР внесено представление об устранении нарушений закона и необходимость осуществить принудительный демонтаж (снос) НТО.

Требования прокурора исполнены частично. 16.02.2022 года составлен акт о неисполнении постановлений и о демонтаже (сносе) нестационарных торговых объектов, размещенных по адресу: <адрес>, принадлежащих Б.Р.Н..

Из материалов дела усматривается, что выше указанный объекты не внесены в Схему размещения НТО на территории муниципального образование КСРП, утвержденной 30.03.2021 года постановлением администрации КСРП № 130.

Доказательств обратного суду не представлено.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", одной из целей которого является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (пункт 4 части 2 статьи 1). Отношения в области торговой деятельности регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 поименованного федерального закона).

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 05.05.2015 № 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления планируют размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования; обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории муниципального образования и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (ч. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 05.05.2015 № 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым»).

Отношения, возникающие между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) и постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 № 402 «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым» (далее - Порядок № 402).

В соответствии со ст. 2 Закона № 381-ФЗ к нестационарным торговым объектам (далее - НТО) относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Согласно ст. 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 6 раздела 2 Порядка № 402 НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО.

Разделом 8 Порядка № 402 регламентирован порядок осуществления платы за размещение НТО.

Самовольное размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, запрещается (п. 19

Порядка № 402).

В соответствии с п. 24 Порядка № 402 контроль за размещением НТО осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенных норм, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 № 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок № 465), в соответствии с которым уполномоченный орган муниципального образования осуществляет полномочия по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов, организации работ по их демонтажу (сносу), взысканию компенсации расходов, связанных с их демонтажем, перемещением, транспортированием и хранением.

Согласно п. 3.5 Порядка № 465 в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта, Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта.

В соответствии с п. 3.8 Порядка № 465 владелец нестационарного объекта в течение пяти рабочих дней с даты его извещения о предстоящем демонтаже (сносе) обязан самостоятельно произвести демонтаж (снос) нестационарного объекта и привести место его размещения в первоначальное состояние.

Согласно ст. 53 Устава муниципального образования КСПР, утвержденного решением сессии КСПР от 24.11.2014 № 26, администрация КСПР создает условия для развития сельскохозяйственного производства и расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В силу п. 3.9 Порядка № 465 по истечении пяти рабочих дней для самостоятельного демонтажа (сноса) нестационарного объекта, администрация КСПР составляет акт об исполнении (неисполнении) владельцем нестационарного объекта постановления о демонтаже (сносе).

В случае неисполнения владельцем постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта либо если владелец объекта не установлен, Уполномоченный орган на основании постановления о демонтаже (сносе) осуществляет организацию принудительного демонтажа (сноса) объекта в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного в пункте 3.8.

Между тем, в нарушение установленных номами права сроков, администрацией КСПР принудительный демонтаж (снос) вышеуказанных нестационарных объектов не осуществлен.

Исходя из изложенного, системного анализа выше указанных норм закона, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию принудительно демонтировать спорные объекты.

Суд не принимает доводы Б.Р.Н. о том, что спорные НТО размещены на законных основаниях, поскольку предоставленный суду паспорт привязки стационарной малой архитектурной формы действовал по 24.11.2014 года. Доказательств, что действие данного паспорта продлено суду не представлено.

Кроме того, как указано выше, спорные НТО не включены в Схему размещения НТО на территории муниципального образование КСРП, утвержденной 30.03.2021 года постановлением администрации КСРП № 130, что является обязательным условием для размещения НТО на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности.

Однако, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска в части дальнейшего возложением расходов, связанных с проведением работ по демонтажу (сносу) и хранению объектов, на индивидуального предпринимателя Б.Р.Н., поскольку это право администрации возмещать понесенные расходы.

Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Полный текст решения изготовлен 05.05.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурор <адрес> Республики Крым удовлетворить.

Обязать администрацию КСПР в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере торговой деятельности путем принудительного демонтажа (сноса) нестационарных торговых объектов, ориентировочной площадью 30 кв.м. каждый, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Кировский районный суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Микитюк