РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2012 года п. Веселый
Багаевский районный суд Ростовской области в составе: судьи Васильева А.А.
при секретаре: Дю Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Веселовском районе о назначении досрочной трудовой пенсии, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Весёловском районе (далее, ГУ ПФР), ссылаясь на то, что она более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность, согласно п.п. 19 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В течение своей трудовой деятельности в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности старшей пионервожатой Веселовской восьмилетней школы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности инструктора
Дома Культуры по работе с детьми, а так же руководителем детского вокального кружка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ время обучения в Краснодарском
государственном институте культуры.
В соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 1 Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 (которое на момент выполнения ею данной трудовой функции являлось нормативным актом, устанавливающим и закрепляющими право на выслугу лет) учителям, и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
-работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве
штатных пионервожатых,
-время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если
ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая
деятельность.
Кроме того, согласно п. 3 порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденного приказом Минвуза СССР от 27.08.1987 г. №605 преподавателям, методистам и другим работникам в стаж педагогической работы засчитываются время работы инструкторов по работе среди детей и подростков профсоюзного учреждения (Дома или Дворца культуры), а также время обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Также обращает внимание на то, что в силу пункта 2.6. (положение о кружках, студиях, организуемых на принципах самоокупаемости...) указанного положения руководитель кружка разрабатывает программы учебно-воспитательной работы, проводит занятия, всоответствии с программой, учебным планом и расписанием работы кружка. Должностными обязанностями преподавателя «Положения о детских музыкальных школах» предусмотрено, что преподаватель обязан вооружить учащихся прочными знаниями основ искусств (музыкального, изобразительного и т.д.), заниматься развитием способностей учащихся. Эта педагогическая деятельность в РДК может быть отнесена к внешкольным учреждениям, т.к. в данном учреждении проводилась учебная и воспитательная работа с детьми школьного возраста.
В настоящее время в связи с изменением общественного строя с 1991г. вышеуказанные должности были упразднены, а вышеуказанный нормативно-правовой акт не применяется на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", который утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Однако, при обращении в ГУ ПФР в Веселовском районе Ростовской области для назначения пенсии за выслугу лет, вышеуказанный стаж в должности старшей пионервожатой, инструктора, и время обучения не были засчитаны ей в стаж педагогической работы с детьми. На её заявления в 2007 году и 08.06.2011 г. о включении в стаж преподавательской работы с детьми, дающий право на пенсию за выслугу лет, вышеуказанных периодов работы в должности старшей пионервожатой, инструктора по работе с детьми, время обучения и о назначении ей пенсии по выслуге лет, ПФР в Веселовском районе Ростовской области ей незаконно было отказано, что подтверждается протоколами заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 20.12.2007 года и 08.09.2011 г., без указания на то каких - либо причин.
Помимо этого, согласно вышеуказанным протоколам от 20.12.2007 года и 08.09.2011 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также неправомерно не включены периоды работы: с 02.06.2001г. по 31.08.2001г., с 15.01.2002г. по 31.08.2002г., с 01.09.2006г по 31.08.2008г. и с 14.07.2009г. по 08.06.2011г., а всего 4 года 9 мес.13 дней в должности преподавателя теории, сольфеджио и музыкальной литературы (и.о. директора МОУ ДО «Веселовская детская школа искусств»), поскольку согласно пункта 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, годы работы в МОУ ДОД Веселовская ДШИ за периоды, начиная с 01.01.2001г. засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
-на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
-у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.10.1999г по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Однако, как полагает истец, с данным выводом нельзя согласиться, ввиду того, что указанные условия у неё соблюдены, т.к. с учетом необоснованно исключенных комиссией из стажа периодов её работы на 01.01.2001г. её стаж составляет 18 лет 5 месяцев 8 дней, а с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. она работала преподавателем в Веселовской ДШИ, т.е. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Таким образом, истец с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовыхпенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и 1 статьи 28 названного Закона), периоды её работы в должности старшей пионервожатой, инструктора, время обучения и периоды работы с 02.06.2001г. по 31.08.2001г., с 15.01.2002г. по 31.08.2002г., с 01.09.2006г по 31.08.2008г. и с 14.07.2009г. по 08.06.2011г. в должности преподавателя теории, сольфеджио и музыкальной литературы (и.о. директора МОУ ДО «Веселовская детская школа искусств»), подлежащих зачету в специальный стаж работы, не согласна.
Считает, что данные протоколы ПФР в Веселовском районе Ростовской области являются неправомерными и нарушающими её права и законные интересы, создающими препятствия к осуществлению её права на пенсионное обеспечение по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
В судебном заседании истец доводы иска поддержала, пояснив, что её требования исчерпывающие, она с 1982г. работает с детьми (пионервожатой, инструктором, учителем- преподавателем, и.о. директора детской школы искусств). Все периоды её работы отражены в трудовой книжке, и она до настоящего времени продолжает свою трудовую деятельность.
Представитель ПФР в Весёловском районе ФИО2 (по доверенности) с требованиями не согласилась, пояснив, что в 2007г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как её страховой стаж составлял менее 25 лет, а именно 22 года 3 месяца 21 день.
8.09.2011г. ей также правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как Списками должность инструктора по работе с детьми и наименование учреждения «Дом Культуры» не предусмотрены. Время обучения истца на дневной (очной) форме обучения не может быть включено в льготный стаж, так как за этот период она никаких отчислений с ПФР не производила. Данные периоды обучения могут быть включены в льготный стаж при условии, если стаж на работы по льготным должностям составляет не менее 16 лет 8 месяцев на 1.10.1993г., однако у истца данный стаж составляет 6 лет 11 мес.3 дня. С вышеуказанной даты Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. № 1397 утрачивает свою силу. Последних 4 периода работы, указанных в иске, не могут быть включены в льготный стаж, так как для их включения необходимо, чтобы с 1.01.2001г. у претендента было в наличии соблюдение двух условий: стаж работы по льготным должностям не менее 16 лет 8 месяцев; имеется факт работы в указанных должностях в период с 1.11.1999г. по 31.12.2000г. У истца не соблюдено первое условие, то есть отсутствует стаж работы- 16 лет 8 месяцев.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным, однако подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Действительно в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 8.09.2011г. № 165 истцу периоды работы с 16.08.1982г. по 18.01.1983г. в качестве пионервожатой в Весёловской восьмилетней школы (5 мес. 3 дня), а также периоды обучения на заочном отделении в Краснодарском государственном институте культуры с 29.11.1983г. по 31.08.1984г. (9 мес.3 дня) включены в специальный трудовой стаж. Также установлено, что на 8.09.2011г. страховой стаж истца составил 25 лет 10 мес.22 дня.
Из Приложения №6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений (Приказ Минвуза СССР от 27.08.1987г. №605 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений»), а также Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях усматривается, что преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений: п.3 …периоды времени при условии, если эти периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: п. а) в должности инструкторов по работе среди детей и подростков профсоюзного учреждения клубного типа (клуба, Дома или Дворца культуры)…б) время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, в высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах…время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.
Стороны не оспаривали того, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работала пионервожатой, затем инструктором в РДК по работе с детьми, а после окончания института с ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя теории, сальфеджио и музыкальной литературы в ДМШ (и.о. директора ДМШ).
Суд считает возможным согласиться с доводами истца относительно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подтвержденной им в Определении Конституционного суда РФ от 5.11.2002 г. года № 320-О и в ряде других решений, придание обратной силы предписаниям подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую, деятельность, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, несовместимо с требованиями статей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Изменение условий установления пенсии в связи с особыми условиями труда является в данном случае таким ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ст.55 ч. З Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Поэтому изменение законодателем ранее установленных условий, оказывающее неблагоприятноевоздействие на правовое положение лиц, нуждающихся и рассчитывающих на реализацию приобретенных прав, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
То есть, применяя нормы ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ, т.е. данные нормы не могут отменять права, приобретенные на основании ранее действовавшего законодательства.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Вносимые законодателем при переходе к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Применение Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, вступают в силу немедленно после провозглашения и имеют общеобязательное значение, а также обязывают всех правоприменителей, включая суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Истец суду пояснила, что, принимая решение о своем трудоустройстве и планируя свое будущее, она исходила из закрепленных в действовавших в тот период нормативных правовых актах условий исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет. Тем самым она рассчитывала на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагала, что сможет реализовать приобретенное право на зачисление стажа работы в качестве старшей пионервожатой, инструктора в стаж педагогической работы с детьми и получение трудовой пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета. Так как право на зачисление стажа работы в должности старшей пионервожатой, инструктора, и время обучения в стаж работы по специальности, которая дает право на пенсию за выслугу лет, онаприобрела в период выполнения указанной работы в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», то в отношении её трудового стажа за период с 1983 по 1987 год возможно применение норм этого нормативного акта, действовавшего на тот момент, предоставлявшего право на пенсию за выслугу лет и предусматривавшего включение в стаж работы по специальности работу в школах в качестве штатных пионервожатых, инструктора, и время обучения в высшем учебном заведении.
При этом необходимо также учитывать тождественность выполняемой ею трудовой функции в качестве старшей пионервожатой, инструктора, и время обучения, условий и характера этой деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно педагогическая деятельность, связанная с воспитанием несовершеннолетних детей, в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по воспитанию детей, с учетом целей и задач, направлений деятельности общеобразовательной школы, где она продолжает работать и в настоящее время.
Из Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также приложенного к нему Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009г. №449) в наименовании должностей и учреждений п.2 указаны, в том числе, директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель… Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества….детская школа искусств.
При таких обстоятельствах периоды работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя теории, сольфеджио и музыкальной литературы (и.о. директора МОУ ДО «Весёловская детская школа искусств» также подлежат включению в льготный стаж работы.
При этом учитывается, что включение судом истцу в льготный стаж работы периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора Дома культуры по работе с детьми и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- время обучения в институте культуры уже образует льготный стаж работы истца более 16 лет 8 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, суд не может согласиться с истцом в части необходимости начисления льготной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что решение Комиссии ПФР от ДД.ММ.ГГГГ ею в установленный законом срок не обжаловано в вышестоящий орган, а в суде Багаевского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ она отказалась от своих требований о признании данного решения незаконным и производство по делу было прекращено.
В пользу истца с ответчика необходимо взыскать судебные расходы в порядке ст.98 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Веселовском районе включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора Дома культуры по работе с детьми;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ время обучения в Краснодарском государственном институте культуры;
со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя теории, сольфеджио и музыкальной литературы (и.о. директора МОУ ДО «Весёловская детская школа искусств).
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Веселовском районе назначить ФИО1 трудовую пенсию, по основаниям, предусмотренным Федеральном законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Веселовском районе в пользу ФИО1 госпошлину по делу в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: