дело № 2-53/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2017 г. г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., с участием помощников прокурора Суражского района Кондратенко Д.И., Киселев Д.В., Цыганок И.В., ответчиков: Каструба А.Н., Мельникова Н.А., Лаврова В,И., представителей третьих лиц без самостоятельных требований: акционерного общества «Транснефть-Дружба» Сподобцев А.И., Панкратов П.М., общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Балтика» Берлейн Д.В., Васильев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Суражского района в интересах неопределенного круга лиц и Суражского муниципального района Брянской области о признании недействительными межевого плана и проекта межевания земельного многоконтурного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости,
у с т а н о в и л :
с указанным заявлением прокурор Суражского района обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Из него следует, что Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. приобрели в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 74 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Участок образован в результате кадастровых работ по его выделу в счет условных земельных долей из участка с кадастровым № и является многоконтурным.
ДД.ММ.ГГГГМельникова Н.А. и Лаврова В,И., действуя через представителя, продали участок Каструба А.Н.
Основанием для кадастрового учета земельного участка послужил межевой план, изготовленный кадастровым инженером ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» Ермакова О.Д.
При изготовлении межевого плана были допущены грубые нарушения Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Так, согласно п.1 ст.4 Закона минимальные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут устанавливаться законами субъектов РФ.
Размер земельного участка проданного Каструба А.Н. противоречит требованиям п. 1 ст. 3 Закона Брянской области от 09 июня 2006 г. №40-3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» (далее — Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области), в соответствии с которым минимальный размер новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается не менее 0,5 гектара за исключением случаев, установленных настоящим законом.
При этом документы территориального планирования, документация по планировке территории и землеустроительная документация, подтверждающие изменение целевого назначения земельного участка, при котором возможно образование земельного участка менее размера, установленного п. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона, при постановке его на кадастровый учёт не представлялись.
Выдел указанного земельного участка и его постановка на кадастровый учёт нарушает требования ст.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, в то же время земельный участок по своему назначению использован не будет.
Норма части 1 статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения Брянской области, устанавливающая минимальный размер земельных участков сельскохозяйственного назначения, принята в целях охраны публичных интересов, сохранения земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Несоблюдение её требований влечёт за собой нарушение прав неопределённого круга лиц в сфере владения, пользования и распоряжения землёй.
В соответствии с ч. 25 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях.
Многоконтурный земельный участок площадью 74 кв.м. не может использоваться для сельскохозяйственного производства, так как его конфигурация и площадь не позволяют применять технику для его обработки.
Таким образом, нарушения, допущенные при формировании спорного земельного участка, ущемляют интересы Суражского муниципального образования Брянской области в сфере создания условий для развития сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п.2 Положения о проведении территориального землеустройства (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 396) территориальное землеустройство объектов проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п.3 Положения работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, в том числе, включают в себя сбор информации об объектах землеустройства, содержащиеся в государственном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической и иной связанной с использованием, охранной и перераспределением земель документации; определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства.
В нарушение указанных требований Положения ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» должным образом сбор информации об объектах землеустройства не проведен, ограниченные в использовании части объектов землеустройства не определены.
Земельный участок № расположен в месте прохождения магистрального трубопровода Балтийская трубопроводная система № (БТС-№ строительство которой осуществлено на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ На этом же участке расположены сооружения в виде опор воздушной линии, являющиеся собственностью ООО «Транснефть-Балтика».
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, собственники зданий, строений и сооружений.
Таким образом, ООО «Транснефть-Балтика», являясь собственником магистрального нефтепровода Балтийская БТС-№ и его сооружений, имеет исключительное право на земельные участки, расположенные в месте прохождения данного нефтепровода и его сооружений.
Вместе с тем, из схемы взаимного расположения земель следует, что БТС-№ и его сооружения, принадлежащие ООО «Транснефть-Балтика», пересекаются с границами земельного участка с кадастровым №.
В соответствии со ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения его действие не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Таким образом, часть земельных участков, занятая магистральным нефтепроводом БТС-№ с сооружениями, необходимыми для его эксплуатации, не подлежала передаче в собственность Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. в порядке, установленном Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Несоблюдение ОАО «Смоленское землеустроительное проектноизыскательское предприятие» требований Положения привело к неправомерному оформлению права собственности Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. на земельный участок обремененный БТС-№ и сооружениями ООО «Транснефть-Балтика».
Трасса БТС-№ проходит по территории многих областей РФ, ее общая протяженность составляем более 1000 км., она является важнейшим стратегическим объектом трубопроводной системы Российской Федерации, обеспечивающим независимые oт внешней конъюнктуры поставки нефти в экспортном направлении.
Нахождение стратегически значимого для Российской Федерации объекта недвижимости на земельном участке, который не принадлежит нефтепроводной организации, может повлечь возникновение неблагоприятных последствий (в том числе техногенных катастроф), в отношении неопределенного круга лиц, поскольку собственник земельного участка вправе осуществлять в отношении данного имущества любые действия, вплоть до демонтажа оборудования.
Нарушения, допущенные при осуществлении действий по формированию рассматриваемого земельного участка в счел земельных долей влекут за собой прекращение права на указанные земельные участки.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил признать недействительным межевой план и проект межевания земельного участка многоконтурного, площадью 74 кв.м, с кадастровым №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес> изготовленные ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» и принадлежащего в настоящее время на праве собственности Каструба А.Н., исключить (аннулировать) сведения о земельном участке с кадастровым №, из государственного кадастра недвижимости, признать недействительным договор купли-продажи земельного участка многоконтурного, площадью 74 кв.м, с кадастровым № - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес> заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Мельникова Н.А., Лаврова В,И. и Каструба А.Н. применить последствия недействительности ничтожной сделки, прекратив зарегистрированное в Едином государственном реестре право собственности Каструба А.Н. на указанный спорный многоконтурный земельный участок, исключив из ЕГРН запись о праве собственности Каструба А.Н. на него, после чего, исключить из ЕГРН запись о праве собственности Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. на указанный земельный участок.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены кадастровый инженер Ермакова О.Д., Администрация Суражского района, Бацанов М.Г., в краткосрочной аренде у которого по сведениям Каструба А.Н. находится спорный земельный участок.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в указанном объеме.
Ответчик Каструба А.Н., ответчик Мельникова Н.А., третье лицо без самостоятельных требований Бацанов М.Г., третье лицо кадастровый инженер Ермакова О.Д., представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестра», представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра), представитель администрации Суражского района, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о невозможности явки не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Из отзыва на исковое заявление представителя Управления Росреестра по Брянской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена регистрация права общей долевой собственности Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. по ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 74 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН на данный земельный участок зарегистрировано право собственности гр. Каструба А.Н. на основании договора купли-продажи и акта передачи от ДД.ММ.ГГГГ Регистрация прав, перехода прав проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из отзыва на исковое заявление представителя филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» следует, что земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО13, являвшейся представителем собственников условных земельных долей <данные изъяты>Мельникова Н.А. и Лаврова В,И., на основании проекта межевания и межевого плана, подготовленных кадастровым инженером Ермакова О.Д. (ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие») в результате выдела условных земельной доли из земельного участка с кадастровым №. Осуществление кадастрового учета проведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон о кадастре недвижимости). В соответствии с п.37 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в межевом плане должны быть отражены сведения о наличии на исходном или образуемом земельном участке объектов недвижимости. В межевом плане земельного участка с кадастровым №, подготовленном кадастровым инженером Ермакова О.Д., такие сведения отсутствовали. В ГКН сведений о нахождении на земельном участке с кадастровым № каких-либо объектов, в том числе магистрального нефтепровода, опор воздушной линии, не имелось. Таким образом, филиал осуществил постановку на кадастровый учет земельных участков, исходя из отсутствия указания о нахождении сооружений на образуемом земельном участке объектов недвижимости, а также отсутствия сведений в ГКН о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства. В соответствии с абз. 4 ч.1 ст.1 Закона Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» требования в отношении предельного минимального размера образуемого земельного участка не распространяются на случаи их формирования в целях изъятия, в том числе выкуп для государственных или муниципальных нужд (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства, материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
В предоставленном для осуществления кадастрового учета образуемом земельном участке межевом плане было указано, что земельный участок образуется для последующего изменения категории земель – в «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д.». Таким образом, кадастровый учет участка с № был осуществлен при условии дальнейшего изменения целевого назначения земель. Филиал ФГБУ не имел основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
В настоящее время по сведениям ЕГРП категория земель данного земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.
Ответчик Лаврова В,И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Суражского района. Указала, что выделением своей условной земельной доли из земель бывшего <данные изъяты> не занималась. Оформлением земельного участка занимались посторонние люди, видимо связанные с Каструба А.Н. Свою ? долю участка она продала Каструба А.Н. за <данные изъяты> руб., Мельникова Н.А. за <данные изъяты> руб.
Представитель АО «Транснефть-Дружба» Сподобцев А.И. требования прокурора поддержал. Указал, что они подлежат удовлетворению так как отсутствуют основания для перевода спорных земельных участков в земли промышленности, транспорта и энергетики.
В соответствии с ч. ст.11.9 ЗК РФ максимальные и минимальные размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами (ч.2).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ.
Законом Брянской области от 09.06.2006 г. № 40-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» минимальный размер образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается не менее 0,5 га.
Согласно ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размерами промышленных объектов, строительством дорог, линий электропередач, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (линейных объектов).
Между тем, в соответствии с ч.8 ст.90 ЗК РФ земельные участки под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию транспорта и предоставляются на период осуществления таких работ.
Следовательно, перевод земельных участков в другую категорию в месте прохождения магистрального трубопровода допускается только в случае размещения промышленных объектов, о чем должно быть указано в межевом плане спорных земельных участков, с конкретным наименованием объектов.
Также, государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с законодательством.
В нарушение требований п.37 «Требований к подготовке межевого плана», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» межевой план и проект межевания не содержит сведений о наземных объектах нефтепровода БТС-№ и (или) сопутствующей воздушной линии, размещенных на спорных земельных участках.
Из содержания п. 2.5 раздела «Развитие трубопроводного транспорта» Положения о территориальном планировании Брянской области следует, что в ДД.ММ.ГГГГ планировалось приступить к отводу земельных участков в четырёх муниципальных районах с переводом земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда в категорию земель транспорта в пределах строительной полосы отвода согласно проекту материалов отвода земель, разработанному ОАО «Гидротрубопровод».
В соответствии с Примечанием 1 к п. 1 СИ 452-73 «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1973 г. №45, строительная полоса отвода - это полоса земель, необходимая для временного краткосрочного пользования на период строительства магистральных трубопроводов.
Строительство нефтепровода БТС-№ и сопутствующей ВЛ было завершено в ДД.ММ.ГГГГ (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное администрацией Брянской области), а формирование и выделение спорных земельных участков было осуществлено в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, формирование данных земельных участков осуществлялось вне пределов строительной полосы и не для строительства магистрального нефтепровода БТС-№
Также, требования прокурора подлежат удовлетворению ввиду нарушения порядка образования спорных земельных участков, из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, занятых зданиями, строениями, сооружениями.
Поскольку в соответствии со ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, регулируется ЗК РФ, согласно же п. 3 ст. 3, п.п. 1, 7 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых расположены объекты недвижимого имущества, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, то и выдел земельного участка в счёт долей в праве собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, если на них находятся объекты недвижимого имущества, должен был производиться в порядке ст. 252 ГК РФ, а не в порядке, установленном Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, в случае если на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости (наземные объекты нефтепровода БТС-№ или сопутствующей воздушной линии), то выделение земельного участка произведено с нарушением законодательства, поскольку земельный участок, занятый такими объектами недвижимости не подлежал выделению и образованию в порядке, установленном Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Образование спорного земельного участка могло быть осуществлено только по соглашению всех собственников (дольщиков) первоначального земельного участка, а в случае недостижения соглашения- в судебном порядке.
Кроме того, земельный участок, не прошедший государственный кадастровый учёт, не может являться объектом гражданско-правовых отношений, поэтому исключение сведений о земельном участке из ЕГРН влечёт признание совершённых с ним сделок ничтожными.
Представитель ООО «Транснефть-Балтика» Берлейн Д.В. полагала требования прокурора обоснованными, согласилась с возражениями представителя АО «Транснефть-Дружба», а также указала, что к спорному многоконтурному земельному участку не предусмотрено проездов и проходов, обособленные контура вкрапливаются в другой земельный участок, что противоречит требованиям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ ( ГрК РФ), подп. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утверждённых Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ препятствует рациональному использованию и охране земель, делает невозможным их использование по целевому назначению.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. по ? доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №, площадью 74 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок образован в результате кадастровых работ по его выделу в счет условных земельных долей из участка с кадастровым № и является многоконтурным. Основанием для выделения и регистрации явились свидетельство на право собственности на землю у Мельникова Н.А., свидетельство о праве на наследство по закону у Лаврова В,И., соглашение о перераспределении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Основанием для кадастрового учета земельного участка с кадастровым № послужило заявление от ДД.ММ.ГГГГ действующей по доверенности ФИО13, проект межевания и межевой план, изготовленные кадастровым инженером ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» Ермакова О.Д.
ДД.ММ.ГГГГМельникова Н.А. и Лаврова В,И., действуя через представителя, продали свои ? доли участка Каструба А.Н. за <данные изъяты>руб. каждая (весь за <данные изъяты> руб.).
Право собственности Каструба А.Н. на участок зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровый № расположен в месте прохождения магистрального нефтепровода Балтийская трубопроводная система-2, строительство которого осуществлено на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№
Право собственности на линейные сооружения Балтийской трубопроводной системы в виде магистрального нефтепровода и воздушной линии электропередач было зарегистрировано в ЕГРН за открытым акционерным обществом «Магистральные трубопроводы «Дружба» ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на линейные сооружения Балтийской трубопроводной системы в виде магистрального нефтепровода и воздушной линии электропередач зарегистрировано в ЕГРН за обществом с ограниченной ответственностью «Транснефть-Балтика» ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства суд установил на основании показаний представителя прокуратуры Суражского района, представителей третьих лиц, которые изложены выше, а также следующих материалом дела:
- кадастрового дела на земельный участок с кадастровым № включающего заявление Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. о государственной регистрации права собственности на земельный участок, соглашение о перераспределении долей в праве общей долевой собственности, копии кадастрового паспорта земельного участка, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № между Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. с одной стороны и Каструба А.Н. с другой, акт приема-передачи земельного участка, доверенность Лаврова В,И. и Мельникова Н.А. на имя ФИО13, заявление Каструба А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым №, проект межевания земельных участков выполненный кадастровым инженером Ермакова О.Д.;
- информационного письма генерального директора АО «Транснефть-Дружба» ФИО16 на имя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на земельном участке с кадастровым № расположены наземные элементы (40 опор воздушной линии), являющиеся неотъемлемыми технологическими частями линейного сооружения «БТС-№». С момента ввода объекта в эксплуатацию (февраль 2012 г.) собственником линейного сооружения «БТС-№ являлось АО «Транснефть- Дружба», с ДД.ММ.ГГГГ его собственником является ООО «Транснефть- Балтика». Подземная часть Б№ расположена под земельными участками с кадастровыми №, №
- выписки и ЕГРН о праве собственности Каструба А.Н. на земельный участок с кадастровым номером №;
- сведений ЕГРЮЛ, согласно которым ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ;
- свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, № и №, согласно которым ОАО «Магистральные трубопроводы «Дружба» являлось собственником Балтийской трубопроводной системы (БТС-№ в виде магистрального трубопровода и воздушной линии электропередачи на основании разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ; - сведений Росреестра, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ на основании акта приема-передачи в уставной капитал недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ООО «Транснефть- Балтика» зарегистрировано право собственности на линейное сооружение- Балтийскую трубопроводную систему (БТС№). Корректировка. Первый пусковой комплекс. Линейная часть магистрального нефтепровода км-0-км. 505, назначение: Магистральный трубопроводный транспорт, адрес объекта: <адрес>;
- сведений Росреестра, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ на основании акта приема-передачи в уставной капитал недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ООО «Транснефть- Балтика» зарегистрировано право собственности на линейное сооружение- Балтийскую трубопроводную систему (БТС-№ Корректировка. Первый пусковой комплекс. Линейная часть воздушной линии электропередач км-0-км. 505, назначение: линия электропередачи, адрес объекта: <адрес>
- межевого плана земельного участка и двух многоконтурных участков состоящих: первый из 19 контуров и второй из 40 контуров путем выдела в счет двух долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № в границах СПК <данные изъяты> для сельскохозяйственного производства, выполненного кадастровым инженером Ермакова О.Д.
На основании установленных обстоятельств дела суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3).
В соответствии с п.1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2).
Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, согласно п. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно абз. 4 п. 1 этой же статьи требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации но планировке территории и землеустроительной документации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области в редакции, действовавшей на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учёт, минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается не менее одного гектара, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Согласно абз. 3 п.1 этой же статьи требования настоящего пункта не распространяются на случаи формирования земельных участков в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства, материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
Порядок выдела земельного участка в счёт земельных долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 4 данной статьи земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи, в обоих случаях итоговым документом по выделу является проект межевого плана земельного участка.
В силу п. 6 ст. 13.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ.
Порядок проведения кадастровых работ на момент выдела спорных земельных участков регулировался главой 4 Закона о кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 37 этого Закона результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследований.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости результатом межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках
В соответствии с ч. 10 этой же статьи, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
По делу установлены следующие фактические обстоятельства.
Мельникова Н.А., на основании свидетельства на право собственности на землю и Лаврова В,И., на основании свидетельства о праве на наследство по закону, являлись собственниками условных земельных долей площадью по 4,31 га. в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ по заказу ФИО13, действовавшей в интересах Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. по доверенностям, кадастровым инженером ООО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» Ермакова О.Д. был подготовлен проект межевания трёх образуемых земельных участков в счёт условных земельных долей Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. из земельного участка с кадастровым № многоконтурного земельного участка № общей площадью 23 кв.м., многоконтурного земельного участка № общей площадью 74 кв.м., и земельного участка № общей площадью 86169 кв.м.
Согласно пояснительной записке кадастрового инженера, при образовании многоконтурных земельных участков положение о минимальном размере образуемых земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст.3 Закона Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» при их образовании не применялся в связи с дальнейшим переводом этих участков из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в категории «земель промышленности, энергетики, транспорта и земель иного специального назначения».
На основании проекта межевания кадастровым инженером был изготовлен межевой план образуемых земельных участков.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного проекта межевания и межевого плана произведен государственный кадастровый учёт трёх земельных участков с присвоением им кадастровых номеров.
Из кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоконтурный земельный участок № был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового № Земельный участок состоит из 40 контуров различной площади.
Согласно сведениям АО «Транснефть-Дружба» на земельном участке с кадастровым № находятся наземные элементы (опоры воздушной линии) линейного сооружения «БТС-№». С момента ввода объекта в эксплуатацию (февраль ДД.ММ.ГГГГ собственником линейного сооружения БТС-№ являлось АО «Транснефть-Дружба», с ДД.ММ.ГГГГ его собственником является ООО «Транснефть-Балтика», что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГМельникова Н.А. и Лаврова В,И. продали земельный участок Каструба А.Н. всего за <данные изъяты> руб. (за <данные изъяты> руб. каждая свою долю). Оплата полной суммы покупной цены приобретенного по договору объекта произведена покупателем до его подписания.
Право собственности Каструба А.Н. на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ
Проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что законных оснований для выдела Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. в счёт принадлежащих им условных земельных долей на земельный участок сельскохозяйственного назначения земельного участка площадью 74 кв.м, не имелось.
В материалах дела отсутствуют достоверные и достаточные доказательства наличия оснований, указанных в абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и в абз. 3 п. 1 ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области, для выдела данных земельных участков площадью, менее установленной абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области.
Заключение кадастрового инженера о неприменении минимального размера образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в связи с дальнейшим переводом его в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта и земель иного специального назначения», не имеет под собой никаких оснований и реальных намерений собственников. В данном случае имеет место ненадлежащее формирование земельного участка и утверждение проекта межевания. Об отсутствии намерения собственников переводить выделенный участок в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта и т.д. свидетельствует последующая скорая его реализация Каструба А.Н.
Согласно п.2.5 Положения о территориальном планировании Брянской области, раздела «Развитие трубопроводного транспорта» (утверждено постановлением Администрации Брянской области от 14.06.2011 г. № 528), учитывается планируемое капитальное строительство объекта федерального значения – магистрального нефтепровода БТС-2, для чего в 2009 г. планировалось приступить к отводу земельных участков в четырех муниципальных районах с переводом земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда в категорию земель транспорта в пределах строительной полосы отвода согласно проекту материалов отвода земель, разработанному ОАО «Гидротрубопровод».
Данные положения о территориальном планировании также приняты во внимание быть не могут.
Из анализа данного Положения и других законодательных актов в области строительства линейных объектов следует, что изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения могло быть запланировано администрацией Брянской области лишь в целях обеспечения и на период строительства линейной части БТС-№
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую допускается в исключительных случаях, в том числе связанных со строительством нефтепроводов и других линейных объектов при наличии утверждённого в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемых па период осуществления строительства линейных объектов.
Согласно ч. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников Объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Перевод спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию планировался на период строительства нефтепровода, что прямо следует из Положении о территориальном планировании Брянской области, в котором указано о необходимости перевода земель в пределах строительной полосы. В соответствии же с Примечанием 1 к п. 1 СП 452-73 «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов», утверждённых Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, строительная полоса отвода - это полоса земель, необходимая для временного краткосрочного пользования на период строительства магистральных трубопроводов.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности ОАО «Магистральные трубопроводы «Дружба» на линейные сооружения БТС-№ магистральный трубопровод и воздушную линию электропередачи, разрешения на ввод этих объектов в эксплуатацию были получены ДД.ММ.ГГГГ, в то время как выдел спорного земельного участка ответчикам Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. состоялся только в № то есть после окончания строительства линейной части нефтепровода и сопутствующей воздушной линии электропередач.
В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Таким образом, выдел спорных земельных участков по окончании строительства линейной части магистрального нефтепровода БТС-№ мог быть произведен в случае подтверждения, что земельные участки образуются для последующего изменения их целевого назначения в связи с необходимостью размещения на них конкретных наземных объектов, указанных в п. 6 ст. 90 ЗК РФ.
Между тем, доказательств подтверждающих необходимость формирования спорного земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего его перевода в земли иных категорий для обеспечения деятельности ОАО «Магистральные трубопроводы «Дружба» не имеется.
Так как выделение земельного участка произведено в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а не Земельным кодексом РФ, то следует считать, что он не был обременен какими-либо строениями.
Возведение на спорном участке объектов магистрального нефтепровода уже после его формирования также не является оправданием его образования в размере меньше установленного Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области минимума, поскольку никто из ответчиков на законных основаниях в интересах собственника этого имущества не действовал.
Принимая во внимание, что Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. не предоставили кадастровому инженеру документов, обосновывающих образование земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью, менее установленной нормы, у инженера, исходя из требований ч. 10 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости о том, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, иного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам, не было оснований производить кадастровые работы по межеванию такого земельного участка.
Результаты кадастровых работ по образованию спорного земельного участка, отраженные в межевом плане, в данной части также недействительны.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 данного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как следует из материалов дела, в орган кадастрового учёта не представлялось каких-либо документов в обоснование образования земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью, менее установленной абзацем 1 пункта 1 статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области.
Соответственно, спорные земельные участки не подлежали постановке на кадастровый учёт, и требование прокурора о снятии их с кадастрового учёта является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п.3).
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (п. 4).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п. 2 этой же статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст. 128, 130 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся земельные участки.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью, менее установленной нормы, сформирован быть не может и, соответственно, не может являться объектом гражданских прав.
Образование таких земельных участков нарушает права как неопределённого круга лиц, так и муниципального образования, на территории которых они расположены.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно же ч. 25 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства.
Таким образом, сделка Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. с Каструба А.Н. в части купли-продажи земельного участка площадью 74 кв.м., как нарушающая требования закона о минимальной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, при этом посягающая на публичные интересы неопределённого круга лиц, а также интересы муниципального образования Суражский район, ничтожна в силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ.
В связи с этим требования прокурора о признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, между Мельникова Н.А. и Лаврова В,И., а также Каструба А.Н., в части купли-продажи земельного участка с кадастровыми №, ввиду ее ничтожности, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде приведения сторон в исходное положение, являются обоснованными и законными.
Обращение прокурора соответствует требованиям абз. 1 п. 3 ст. 166 ГК РФ о том, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить не только сторона сделки, но и в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В данном же деле рассматриваются требования прокурора о защите интересов муниципального образования и неопределённого круга лиц, иной способ защиты их интересов не предусмотрен, так как сторонами сделки данные лица не являются.
Требование прокурора о признании недействительной ничтожной сделки не противоречит действующему законодательству, исходя из положений п. 3 ст. 166 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Таким образом, последствия недействительности ничтожной сделки по настоящему делу в виде приведения сторон в исходное положение заключаются в прекращении зарегистрированного в ЕГРН права собственности Каструба А.Н. на спорный земельный участок и исключении из ЕГРН записи о праве собственности на него Каструба А.Н., а также во взыскании с Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. в пользу Каструба А.Н. по <данные изъяты>руб., уплаченных им за спорный участок.
Таким образом, требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИ Л:
заявление прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования Суражский район и неопределённого круга лиц к Каструба А.Н., Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. о признании недействительным межевого план и проекта межевания земельного участка, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворить.
Признать недействительными проект межевания и межевой план многоконтурного земельного участка с кадастровым № общей площадью 74 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленные ОАО «Смоленское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» и исключить (аннулировать) сведения о данном земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Мельникова Н.А., Лаврова В,И. и Каструба А.Н., в части купли-продажи земельного участка с кадастровым №, общей площадью 74 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, прекратив зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Каструба А.Н. на указанный земельный участок с кадастровым № и исключив об этом запись из реестра, взыскав с Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. в его пользу по <данные изъяты> рублей, полученные ими за земельный участок.
Также, прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Мельникова Н.А. и Лаврова В,И. на указанный земельный участок с кадастровым № и исключить запись об этом из реестра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Судья Зайцев С.Я.