ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-53/2018 от 27.03.2018 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-53/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2018 года город Обь

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Хомяковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Шевцовой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Татьяны Викторовны к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о возмещении ущерба, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Воронина Т.В. обратилась в суд с иском к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о возмещении ущерба за повреждение багажа при совершении международной авиаперевозки, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указала, что 06.10.2016 года совершала авиаперелет рейсами LY 615/ S7 037 по маршруту «Тель-Авив-Домодедово-Санкт-Петербург». На регистрации рейса LY 615 за 06.10.2016 года истцом было оформлено к перевозке одно место багажа по багажной бирке LY 532609, масса багажа составляла 24 кг, багаж не имел никаких повреждений. Багаж был зарегистрирован до конечного пункта следования – аэропорт Санкт-Петербурга (Пулково). По прибытии в аэропорт назначения – аэропорт Санкт-Петербурга (Пулково) истец не смогла получить свой багаж, о чем сотрудниками аэропорта назначения был составлен файл LEDS728538 на неприбытие багажа. Багаж Ворониной Т.В. был обнаружен на территории аэропорта Домодедово и выслан в аэропорт Санкт-Петербурга рейсом S7 047 за 07.10.2016 года. При получении своего багажа в аэропорту Санкт-Петербурга с рейса S7 047 за 07.10.2016 года истцом было обнаружено его повреждение, а также его содержимого, о чем сотрудниками аэропорта назначения был составлен соответствующий файл LEDS728546. В результате повреждения чемодана и вещей в нем данные предметы утратили свою функциональность. Вследствие порчи имущества истцу были причинены нравственные страдания. В результате повреждения багажа истцу был причинен материальный ущерб на общую сумму 97013, 73 руб., а также моральный вред в размере 60000 руб. После обращения истца к ответчику с претензией последний каких-либо выплат не произвел. Просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 97013, 73 руб., компенсацию морального вреда в размере 60000 руб., почтовые расходы в размере 314, 16 руб. Истец в иске ссылается, что в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ, и учитывая тот факт, багаж был сдан к перевозке без объявления его ценности, с ответчика в счет возмещения ущерба подлежит взысканию денежная сумма из расчета: 600 руб. х 24 кг. = 14400 руб.

Истец также указывает в иске, что поскольку чемодан был испорчен, она была вынуждена воспользоваться услугами такси, что составило – 1920 руб.

10.01.2018 года Воронина Т.В. обратилась с заявлением об уточнении исковых требований, согласно которому ПАО «Авиакомпания «Сибирь» выплатило денежную сумму в размере 7246 руб. (13.12.2017 года), в связи с чем истец просит взыскать с ответчика: возмещение убытков за повреждение багажа в размере 89767, 36 руб., моральный вред в размере 60000 руб., почтовые расходы в размере 314, 16 коп.

Определением Обского городского суда Новосибирской области от 07.02.2018 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы».

Определением Обского городского суда Новосибирской области от 06.03.2018 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Домодедово Коммершл Сервисиз».

Истец Воронина Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, дополнительно представила письменные пояснения по иску, в которых настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика – ПАО «Авиакомпания «Сибирь» Шпаковский В.А., в судебном заседании пояснил, что требования истца частично удовлетворены: возмещен материальный ущерб за поврежденный чемодан в размере 4367, 30 руб., возмещен ущерб за поврежденную стеклянную емкость в размере 1397 руб. и за задержку доставки багажа в пункт назначения в сумме 167, 91 руб., оплачены почтовые расходы в сумме 314,16 руб., возмещен моральный вред в размере 1000 руб.; указанная сумма была перечислена на расчетный счет Ворониной Т.В. За повреждение других вещей, которые со слов истца также были повреждены в результате разбитой емкости с алкоголем, авиакомпания не может возместить их стоимость, так как истцом не представлено необходимых документов, подтверждающих невозможность химической очистки залитых алкоголем вещей и невозможность их дальнейшего использования. Претензионные требования истца были удовлетворены авиакомпанией до принятия решения судом по существу, поэтому просил суд при принятии решения не применять п. 6 ст. 13 Федерального закона «О защите прав потребителей». Просил отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Ворониной Т.В.

Представитель третьего лица - ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что истцом документально не подтверждены указанные расходы, не представлены чеки и иные финансовые документы, являющиеся свидетельством факта уплаты денежных средств. Воронина Т.В. пренебрегла своими правами и не объявила ценность зарегистрированного багажа, доказательств наличия вины ответчика истцом не представлено, также как и факта причинения вреда, физических, нравственных страданий, следовательно, отсутствует обязательное условие возмещения морального вреда.

Представитель третьего лица – ООО «Домодедово Коммершл Сервисиз» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему морального вреда, а также не обоснован заявленный размер компенсации морального вреда, полагает, что размер компенсации морального вреда необоснованно завышен.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договоров перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно пп. 1-2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Аналогичные нормы предусмотрены п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), согласно которому по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Договор воздушной перевозки пассажира, воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной (ст. 105 ВК РФ).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В судебном заседании установлено, что между Ворониной Т.В. и ПАО «Авиакомпания «Сибирь» заключен договор воздушной перевозки пассажира и багажа рейсами LY 615/ S7 037 по маршруту «Тель-Авив-Домодедово-Санкт-Петербург» за 06.10.2016 г./ 07.10.2016 г.

На регистрации рейса LY 615 за 06.10.2016 г. Ворониной Т.В. оформлено к перевозке одно место багажа по багажной бирке LY 532609, багаж был зарегистрирован до конечного пункта следования – аэропорт Санкт-Петербурга (Пулково).

По прибытии в аэропорт назначения – аэропорт Санкт-Петербурга (Пулково) Воронина Т.В. не смогла получить свой багаж, о чем сотрудниками аэропорта назначения был составлен файл LEDS728538 на неприбытие багажа. Багаж Ворониной Т.В. был обнаружен на территории аэропорта Домодедово и выслан в аэропорт Санкт-Петербурга рейсом S7 047 за 07.10.2016 года.

Плановое время прибытия рейса S7 037 за 07.10.2016 г. - 02 час. 40 мин, фактическое время прибытия рейса S7 047 за 07.10.2016 г. – 09 час. 23 мин. Таким образом, время задержки доставки багажа составило - 6 час. 43 мин.

При получении своего багажа в аэропорту Санкт-Петербурга с рейса S7 047 за 07.10.2016 г. истцом было обнаружено его повреждение, о чем сотрудниками аэропорта назначения был составлен файл на повреждение багажа LEDS728546 (приложение № 1 – л.д. 11).

Согласно требованиям ст. 124 ВК РФ факт повреждения багажа удостоверяется коммерческим актом.

Из текста искового заявления следует, что вследствие повреждения чемодана личные вещи истицы были также повреждены, а именно: 1 бутылка ликера (20 евро – 1458,91 руб.), 1 бутылка коньяка (40 евро – 2917, 82 руб.), лекарственный препарат (120 шекелей – 2040 руб.), спортивный браслет xiaomi mi band 1s pulse (1239 руб.), спортивная обувь - полукеды Adidas ( 1999 руб.), детские мягкие игрушки ( 2 шт. 70 шекелей – 1190 руб.), платье летнее Triumpf (12000 руб.), костюм женский – дымчатый (14500 руб.), шелковая туника пляжная (10310 руб.), черное платье (2700 руб.), шорты спортивные Nike (1991 руб.), спортивные перчатки Torneo (700 руб.), нижнее белье - бюстгальтер Triumpf ( 2 шт. - 5400 руб.), белье нижнее ( 5 шт. - 2500 руб.), футболки женские (4 шт. - 1200 руб.), юбки ( 3 шт. стоимость 1 шт. – 2500 руб.), куртка детская - белая, утепленная ( 1 шт. 80 шекелей – 1360 руб.), сумка ( 3850 руб.), 10830 руб. – составила стоимость чемодана.

Согласно перечню поврежденных вещей, указанных в файле LEDS728546 была повреждена – BAILEYS IL / COST 20 Euro – бутылка Бэйлиса 1 л. / стоимостью 20 Евро.

Ответственность за повреждение в период перевозки хрупких вещей, вложенных по инициативе пассажира, законом не предусмотрена.

В силу п. 130 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил, пассажиру не рекомендуется вкладывать в свой зарегистрированный багаж хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, ключи и иные подобные предметы.

Из представленных материалов дела следует, что содержимое багажа повреждено вследствие разлившегося алкоголя из поврежденной бутылки.

Несоблюдение истцом рекомендации законодателя, не может являться основанием для привлечения к ответственности перевозчика.

В судебном заседании 06.03.2018 года обозревались представленные истцом фотографии багажа и его содержимого. Однако судом не представляется возможным идентифицировать, какое количество вещей было повреждено, их перечень.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность очистки ( в том числе химической) залитых алкоголем вещей и невозможность их дальнейшего использования.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Статьей 116 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии с ч.1 ст. 119 Воздушного кодекса Российской Федерации ответственность перед пассажиром за утрату, недостачу, повреждение (порчу) и просрочку в доставке багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, несет Перевозчик в размере объявленной ценности, с которым истец при покупке авиабилета заключил договор воздушной перевозки и которой уплатил денежные средства за данную услугу.

В силу пп. 2 ч. 1 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза.

В соответствии с п.1 ст. 125 Воздушного кодекса Российской Федерации право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки – пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта.

Международным договором, регулирующим международные воздушные перевозки, является Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозов от 12.10.1929 года (Варшавская конвенция).

Согласно ст. 22 Варшавской конвенции при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за килограмм. При этом в случае утери багажа предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места.

В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Судом установлено, что багаж был передан к перевозке ответчиком без объявления его ценности.

Согласно составленному акту на повреждение багажа LEDS728546 от 07.10.2016 года, установлено, что поврежден чемодан из мягкой ткани с выдвижной ручкой и на колесах, без внешних описательных элементов.

Согласно представленной в материалах дела таблице веса багажа, вес такого поврежденного чемодана без вещей составляет от 2,5 кг до 3,5 кг.

В материалах дела содержится информация о том, что претензионная комиссия допустила тот факт, что вес чемодана мог составлять 3,5 кг.

Исходя из веса багажа, суд полагает необходимым рассчитать размер ущерба, применив п. 1 ст. 400 ГК РФ и п.2 ст. 22 Конвенции, которой ответственность ответчика ограничивается 250 франками за килограмм поврежденного багажа (или 20 долларов США за килограмм – согласно сложившейся международной практики перевода 250 франков в национальные валюты, зафиксировано в протоколах № 3 и 4 Всемирной организации гражданской авиации (Монреаль, 1975)), и в силу п. 1 ст. 400 ГК РФ другие суммы сверх установленной пп. «а» п. 2 ст. 22 Конвенции суммы взысканию с перевозчиков не подлежат.

Принимая во внимание ст. 22 Варшавской конвенции, выплате подлежала сумма в размере (20 долларов США х 3,5 кг.) = 70 долларов США в рублевом эквиваленте на дату совершения авиаперевозки (курс 1 доллара США на 07.10.2016 г. – 62,39 руб.) х 70 долларов США – 4367, 30 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» возместило причиненный ущерб истице и соглашается с правильностью расчета ответчика.

Согласно перечню поврежденных вещей, указанных в файле LEDS728546 (приложение № 4 – л.д. 74), была повреждена – BAILEYS IL / COST 20 Euro – бутылка Бэйлиса 1 л. /стоимостью 20 Евро.

Ответчиком, в свою очередь, возмещен ущерб за повреждение стеклянной емкости с жидким содержимым в размере 1397 руб.

Поскольку доставка багажа истца была задержана на 6 часов, ответчиком на основании п. 1 ст. 400 ГК РФ и ст. 120 ВК РФ была рассчитана сумма за просрочку доставки багажа, которая составила 167, 91 руб., указанная сумма также перечислена истцу.

Согласно материалам дела и доводам представителя ответчика истцу возмещена сумма за понесенные почтовые расходы в размере 314, 16 руб., моральный вред оценен в размере 1000 руб.

Учитывая изложенное, суд считает обязательства перевозчика по возмещению вреда, причиненного имуществу пассажира, выполненными, и считает необходимым отказать в удовлетворении иска в части взыскания денежной компенсации в сумме, превышающей установленный действующим законодательством лимит, поскольку истец не воспользовался правом объявить ценность багажа, принятого ответчиком к воздушной перевозке, не представил доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к этому, а также истцом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность очистки (в том числе, химической) залитых алкоголем вещей и невозможность их дальнейшего использования.

13.10.2016 года истица по электронной почте обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба в сумме 82613, 73 руб. и компенсации морального вреда в сумме 60000 руб.

16.10.2016 года ответчиком дан ответ о необходимости направления письменной претензии в адрес авиакомпании с приложением копии билета (маршрутной квитанции), подлинника багажной бирки, подлинника акта о повреждении.

01.11.2016 года истец направила претензию почтовой корреспонденцией в адрес ответчика.

Согласно представленному в материалах дела почтовому уведомлению 09.11.2016 года ответчиком получена указанная претензия.

22.11.2016 года ответчиком в адрес истца был направлен ответ, из которого следовало, что Ворониной Т.В. пропущен срок предъявления претензии.

05.12.2016 года истица направила ответ в адрес авиакомпании, в котором указала, что срок предъявления претензии ею не пропущен, и что первично она обратилась 13.10.2016 года.

20.12.2016 года ответчиком в письменном ответе было отказано в удовлетворении претензионных требований.

В досудебном порядке ПАО «Авиакомпания «Сибирь» требования истца не удовлетворило, выплат какого-либо возмещения в пользу истца не произвело.

Ввиду отказа ответчика урегулировать в досудебном порядке рассматриваемый спор, Воронина Т.В. обратилась в суд с иском о возмещении ущерба и компенсации морального вреда.

По смыслу пунктов 2 и 4 ст. 26 Варшавской конвенции в случае нанесения ущерба получатель должен немедленно предъявить перевозчику претензию по обнаружении ущерба и, самое позднее, в течение семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения груза. В случае задержки претензия должна быть предъявлена не позднее, чем в течение двадцати одного дня, считая с даты передачи в его распоряжение багажа или груза. При отсутствии возражения в установленные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуги прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер такой компенсации определяется судом и не зависит от возмещения материального ущерба.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Повреждение багажа свидетельствует о ненадлежащем исполнении договора перевозки и, как следствие, о нарушении прав истца как потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В судебном заседании установлен факт нарушения прав истца как потребителя в связи с неудовлетворением в добровольном порядке требований истца о возмещении ущерба за повреждение багажа, в связи с чем требования истца о возмещении морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходит, прежде всего, из требований разумности и справедливости, принимая во внимание нравственные страдания потребителя, обстоятельства дела и считает возможным взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда в пользу Ворониной Т.В. 10000 руб., а не 60000 рублей, как того требует истец.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчиком в добровольном порядке требования Ворониной Т.В. удовлетворены не были, требования были удовлетворены после подачи иска в суд, в связи с чем суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от взысканной суммы, что составляет 5000 рублей (10000 руб. / 2).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ворониной Татьяны Викторовны к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о возмещении ущерба, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу Ворониной Татьяны Викторовны компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей, всего – 15000 рублей.

В остальной части исковых требований Ворониной Татьяне Викторовне отказать.

Взыскать в ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Хомякова

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2018 года.