Ижемский районный суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ижемский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-54/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 12 мая 2011 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Артеевой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании заседании гражданское дело по иску:
Князева Д.А. и Князевой Е.И. к ОАО «Коми тепловая компания» о перерасчете задолженности за коммунальные услуги, суд
У С Т А Н О В И Л:
Князев Д.А. и Князева Е.И. обратились в суд с иском к ОАО «Коми тепловая компания» утверждая, что проживая в жилом помещении по адресу ... являются потребителями коммунальных услуг по отоплению. В связи с тем, что температурный режим отапливаемых ответчиком жилых помещений не соответствует соответствующим нормативам, а коммунальные услуги по отоплению предоставляются не надлежащего качества, истцы просят суд обязать ответчика ОАО «Коми тепловая компания» произвести перерасчет коммунальных услуг по отоплению за период с 01 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере ..., взыскать уплаченную при обращении в суд государственную пошлину в сумме ... и приостановить выставление счетов об оплате за теплоэнергию до устранения неполадок связанных с предоставлением коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества.
Определением суда от Дата обезличена г. производство по делу в части обязать ОАО «Коми тепловая компания» приостановить выставление счетов об оплате за теплоэнергию до устранения неполадок связанных с предоставлением коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества прекращено, в связи с отказом истцов Князева Д.А. и Князевой Е.И. от иска.
В судебном заседании истцы Князев Д.А. и Князева Е.И. на исковых требованиях настаивают, просят обязать ответчика ОАО «Коми тепловая компания» произвести перерасчет коммунальных услуг по отоплению за период с 21 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере ... и взыскать уплаченную при обращении в суд государственную пошлину в сумме ..., пояснив, что ответчик являясь поставщиком коммунальных услуг по отоплению, предоставляет коммунальные услуги по отоплению не надлежащего качества, вследствие чего температурный режим отапливаемых ответчиком жилых помещений не соответствует соответствующим нормативам, а в их квартире постоянно холодно.
Представитель ответчика ОАО «Коми тепловая компания» Главатских Л.Н. исковые требования не признала, пояснив, что ОАО «Коми тепловая компания» как ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений, а обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется собственниками самостоятельно. За оспариваемый период истцам предоставлялись услуги по отоплению надлежащего качества, за исключением 2-х дней 16 и 17 февраля 2011 года, за которые ОАО «Коми тепловая компания» согласна сделать перерасчет в сумме .... ОАО «Коми тепловая компания» проводить экспертизу отказывается.
Суд заслушав истцов Князева Д.А., Князеву Е.И., представителя ответчика ОАО «Коми тепловая компания» Главатских Л.Н., свидетелей ФИО1., ФИО2., ФИО4 и исследовав материалы дела пришел к следующему.
Истцы Князев Д.А. и Князева Е.И. являются собственниками жилого помещения по адресу ... и потребителями коммунальных услуг по отоплению.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; быть в соответствии с настоящими Правилами или договором полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг; требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.
Согласно части 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры на предоставление услуги, в том числе центрального отопления.
К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-548 Гражданского кодекса РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам и порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении определено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
Качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18 градусов С (в угловых комнатах + 20 градусов С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - минус 31 градус С и ниже + 20 (+22) градуса С в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток ( от 0.00 до 05.00 часов) - не более 3 градуса. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 градуса С. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила устанавливают порядок изменения размера платы за отопление.
В соответствии с данным порядком за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета, за каждый градус отклонения температуры.
В случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу указанную исполнителем.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг не надлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки предоставления качества коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформленного в установленном Правилами порядке (п.74 Правил).
Истец Князев Д.А. обратился в ОАО «Коми тепловая компания» с заявлением о предоставлении коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества 21.12.2010 г., с просьбой создать комиссию для проверки системы отопления до ввода в дом, так как температура воды не соответствует графику температурного режима.
Согласно акта проверки от 22.12.2010 г., подписанного ведущим инженером ОАО «Коми тепловая компания» Исаковым В.А. температура воды в трубопроводе на выходе из котельной составляет: подача +58 градусов, обратка +52 градуса, при этом на вводе в здание, в тепловом узле на 3 квартиры установлен теплосчетчик Ду-15 мм., показания которого составляют: температура подачи + 52 градуса, температура обратки + 34 градуса и в котельную теплоноситель приходит с параметрами + 52 градуса, что свидетельствует о том, что в тепловых сетях нарушена циркуляция теплоносителя и не соответствует графику температурного режима.
В журнале приема жалоб диспетчером ОАО «Коми тепловая компания» за период с 01.12.2010 г. по 28.02.2011 г. имеются записи с обращениями истцов на несоответствие температурного режима в жилом помещении в следующие периоды: 28.01.2011 года в 12 часов 35 минут, температура в квартире + 15; 04.02.2011 г. в 09 часов 40 минут, температура в квартире + 14; 05.02.2011 г. в 10 часов 15 минут, температура в квартире +13; 06.02.2011 г. в 10 часов 10 минут, температура в квартире + 10; 07.02.2011 г. в 10 часов 45 минут, температура в квартире + 14; 08.02.2011 г. в 09 часов 00 минут, температура в квартире + 13; 09.02.2011 г. в 10 часов 40 минут, температура в квартире + 13; 11.02.2011 г. в 09 часов 05 минут, температура в квартире + 15; 12.02.2011 г. в 10 часов 30 минут, температура в квартире + 15; 13.02.2011 г. в 09 часов 44 минуты, температура в квартире + 12; 14.02.2011 г. в 10 часов 50 минут, температура в квартире + 11; 15.02.2011 г. в 09 часов 50 минут, температура в квартире + 12; 16.02.2011 г. в 09 часов 20 минут, температура в квартире + 10; 17.02.2011 г. в 08 часов 43 минуты, температура в квартире + 9; 18.02.2011 г. в 11 часов 05 минут, температура в квартире + 15; 19.02.2011 г. в 13 часов 00 минут, температура в квартире + 15; 20.02.2011 г. в 19 часов 50 минут, температура в квартире + 14; 21.02.2011 г. в 08 часов 15 минут, температура в квартире + 13; 22.02.2011 г. в 09 часов 05 минут, температура в квартире + 15; 23.02.2011 г. в 09 часов 15 минут, температура в квартире + 15; 24.02.2011 г. в 09 часов 40 минут, температура в квартире + 16; 25.02.2011 г. в 09 часов 00 минут, температура в квартире + 16; 26.02.2011 г. в 10 часов 20 минут, температура в квартире + 15; 27.02.2011 г. в 10 часов 15 минут, температура в квартире + 14; 28.02.2011 г., температура в квартире + 16.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 24.12.2010 г. № 195, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства осуществляет государственная жилищная инспекция Республики Коми.
Из актов обследования дома ... от 26 января 2011 года и 09 февраля 2011 года подписанных и.о.мастера Ижемского филиала ОАО «Коми тепловая компания» Каневым Н.А. и начальником государственной жилищной инспекции по Ижемскому району Ануфриевым Н.С. следует, что в тепловых сетях нарушена циркуляция теплоносителя, вследствие чего нет циркуляции во внутренней системе отопления. Комиссией предложено ОАО «Коми тепловая компания» произвести регулировку потока теплоносителя в тепловых сетях и произвести перерасчет за недопоставку или не качественную поставку коммунальных услуг.
Согласно показаний свидетеля ФИО5., в январе 2011 года в государственную жилищную инспекцию Ижемского района поступила жалоба по поводу несоблюдения температурного режима в квартире ... от Князевой Е.И., при этом была создана комиссия, которая выходила по указанному выше адресу и установила, что в квартире + 13 градусов, температура не соответствовала установленным нормам, о чем был составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. С предписанием ОАО «Коми тепловая компания» согласилась. В тепловых сетях давление не соответствовало нормативам, нарушена циркуляция теплоносителя. Давление на обратке выше чем на входе, для чего необходимо отрегулировать систему отопления. По акту от 22.12.2010 г. перепад температуры составляет 18 градусов, что очень много и не соответствует нормативам и указанное в акте заужение трубопровода подачи сетевой воды за счет установки теплосчетчика не может влиять на тепло.
Факт предоставления по квартире истцов коммунальных услуг ненадлежащего качества и вина ответчика в недопоставке коммунальных услуг по отоплению так же подтверждается: предписанием государственной жилищной инспекции от 04.02.2011 г., копией журнала с отметками температурного режима, актом государственной жилищной инспекции от 17.02.2011 г., согласно которого в связи с нарушением температурного режима ОАО «Коми тепловая компания» предложено устранить нарушения в тепловых сетях обеспечивающих жилые дома ... теплом, актом государственной жилищной инспекции от 28.12.2010 г., из которого следует, что в трубопроводе нарушена циркуляция теплоносителя, давление на подающем трубопроводе ниже, чем на обратном, температура на обратном трубопроводе ниже на 32 градуса, нет циркуляции, для чего необходимо отрегулировать потоки теплоносителя тепловых сетей и произвести перерасчет по коммунальным услугам, письменными объяснениями специалиста ООО «Эконом-Сервис» Назарова С.И., графиком температурного режима, актами обследования давления от 05.05.2011 г., 06.05.2011 г. и 12.05.2011 г., из которых следует, что на момент проверки на подающем трубопроводе и обратном трубопроводе давление является одинаковым (перепад давления отсутствует, то есть практически прекращена циркуляция теплоносителя в системе), объем теплоносителя соответственно 0,6 куб.м./ч., 0,29 куб.м/ч. и 0,25 куб.м./ч., актом выполнения работ по организации коммерческого узла учета тепла от 10.07.2006 г., из которого следует, что акт выполнения работ по установке теплосчетчика подписан представителем ответчика Исаковым В.А., расчетом начальника государственной жилищной инспекции по Ижемскому району, согласно которого в связи с некачественным оказанием коммунальных услуг по отоплению истцам должен быть сделан перерасчет за период с 21.12.2010 г. по 28.02.2011 г., техническим паспортом теплосчетчика, из которого следует, что установленный в доме истцов теплосчетчик приобретен 14.04.2006 г., имеет серийный номер 183024, дата следующей проверки 14.04.2012 г. и по своим техническим характеристикам способен обеспечивать нормальное прохождение теплоносителя, письмом ОАО «Коми тепловая компания» № 300 от 22.04.2011 г., из которого следует, что на 22.04.2011 г. недостатки указанные в актах от 22.12.2010 г., 26.01.2011 г. и 09.02.2011 г. ответчиком не устранены, рабочим проектом узла учета тепловой энергии, письмом прокурора Ижемского района Республики Коми № ...., договором теплоснабжения, показаниями свидетелей ФИО1 ФИО2., ФИО6., ФИО7., ФИО4., другими материалами дела.
Предписание и акты государственной жилищной инспекции подписаны представителем ОАО «Коми тепловая компания» и в установленном законом порядке ответчиком не оспорены.
Как следует из показаний свидетеля ФИО1., последний в составе комиссии 22 декабря 2010 года посещал квартиру Князева Д.А. и Князевой Е.И. Температура в квартире составляла 15-16 градусов, было холодно. При посещении в связи с проверкой счетчика квартиры истцов в январе 2011 г., в квартире было так же 15-16 градусов.
Из показаний свидетеля ФИО2 - главного инженера филиала ОАО «Коми тепловая компания» видно, что с начала отопительного сезона истцам оказываются коммунальные услуги по отоплению не надлежащего качества. Причины перепада давления и причины, почему в квартире холодно до настоящего времени не установлены. Внутренняя система ни при чем. Система внутри здания нормальная. Давление не отрегулировано. ОАО «Коми тепловая компания» проверит исправность теплосети внутри теплотрассы и будет заниматься выяснением причин дальше. Регулировка давления в сети обычно проводится в течении сентября.
Согласно письма заместителя Министра Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми факты предоставления истцам коммунальных услуг ненадлежащего качества подтвердились и ОАО «Коми тепловая компания» предложено произвести перерасчет за предоставление коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества.
Актов об устранении указанных в заявлении от 21.12.2010 г. и актах от 26.01.2011 г. и 09.02.2011 г. недостатков некачественного оказания коммунальных услуг по отоплению ответчиком не составлялось и выявленные нарушения не устранены, что не оспаривается представителем ответчика, в связи с чем датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества следует считать 21.12.2010 г.
В силу положений ст.4 Федерального закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация, уполномоченное лицо, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу положений закона «О защите прав потребителей» обязанность доказать предоставление соответствующих услуг надлежащего качества и проведение соответствующей экспертизы лежит на поставщике услуг.
Доказательств, что истцам предоставляются коммунальные услуги по отоплению надлежащего качества, а температурный режим в квартире не выдерживается по вине истцов ответчиком представлено не было.
ОАО «Коми тепловая компания» от проведения экспертизы отказалось.
Таким образом, поскольку после обращения истцов 21 декабря 2010 года на некачественное предоставление коммунальных услуг по отоплению ответчиком каких либо мер по устранению выявленных недостатков принято не было и актов об устранении недостатков, подтверждающих предоставление истцам коммунальных услуг по отоплению надлежащего качества не составлялось и не составлено до настоящего времени, факт нарушения циркуляции в тепловых сетях и давления на подающем и обратном трубопроводе подтверждается материалами настоящего гражданского дела, что свидетельствует о предоставлении ответчиком за весь оспариваемый период коммунальных услуг по отоплению не надлежащего качества, не отвечающим условиям договора, по представленным суду доказательствам, оцененными судом в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд находит исковые требования истцов обязать ОАО «Коми тепловая компания» произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг по отоплению за период с 21.12.2010 г. по 28.02.2011 г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно представленного суду расчета, произведенного начальником государственной жилищной инспекции по Ижемскому району в связи с предоставлением истцам коммунальных услуг ненадлежащего качества на основании постановления № Номер обезличен от Дата обезличена. истцам должен быть сделан перерасчет: за 11 дней декабря 2010 г. в размере ..., январь 2011 г. ..., февраль 2011 года в размере ....
Исходя из примечания к разъяснению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Письмо Министерства регионального развития РФ № 10611-ЮТ/07 от 04 июня 2007 г.) размер снижения месячной платы за коммунальную услугу отопления из за отклонения температуры воздуха в жилом помещении не может превышать ежемесячный размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление или из показаний приборов учета.
Фактические начисления за отопление по квартире истцов составляют: декабрь 2010 года ..., январь 2011 года ..., февраль 2011 года ....
Учитывая изложенное, исходя из разъяснения Правил, в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг по отоплению истцам должен быть сделан перерасчет за период с 21.12.2010 г. по 28.02.2011 г. исходя из фактических начислений коммунальных услуг по отоплению в размере ... (декабрь 2010 года .../31 Х 11 - ..., январь 2011 года ..., февраль 2011 года ...), а исковые требования истцов в указанной части подлежащими удовлетворению частично.
Доводы представителя ответчика, что нарушение температурного режима в квартире истцов связано с необоснованным заужением трубопровода подачи сетевой воды за счет установки теплосчетчика, из за чего снижается прохождение объема теплоносителя через внутренние приборы теплоснабжения, а так же за счет внутренних коммуникаций в квартире истцов, которые истцы должны обслуживать сами не могут быть признаны обоснованными, поскольку опровергаются как показаниями свидетеля ФИО5., пояснившего, что указанное в акте заужение трубопровода подачи сетевой воды за счет установки теплосчетчика не может влиять на тепло, а в тепловых сетях нарушена циркуляция теплоносителя, техническим паспортом теплосчетчика, так и другими материалами настоящего гражданского дела и не опровергнуто ответчиком.
Кроме того, указанный в акте теплосчетчик установлен непосредственно на трубопроводе, который обслуживается ОАО «Коми тепловая компания» до ввода в здание теплоносителя, согласно показаниям свидетеля ФИО1 находится в исправном состоянии, опломбирован и обязанность выяснить причину некачественного предоставления коммунальных услуг и принять меры к ее устранению лежит непосредственно на поставщике коммунальных услуг, что последним сделано не было.
Чистка внутренних коммуникаций по утверждению истца последним произведена летом прошлого года, а нарушение в тепловых сетях циркуляции теплоносителя и нарушение температурного режима как в доме истцов, так и в других домах подсоединенных к той же ветке, по представленным суду доказательствам, в том числе по показаниям свидетеля ФИО2. свидетельствуют о том, что имеющиеся в доме истцов внутренние коммуникации на качество оказываемых ответчиком коммунальных услуг не влияют.
При обращении в суд истцом Князевым Д.А. по чек-ордеру № Номер обезличен уплачена государственная пошлина в размере ....
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы исходя из удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что исковые требования истцов судом признаны подлежащими удовлетворению частично, уплаченная истцом Князевым Д.А. в связи с обращением в суд государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика исходя из удовлетворенной части исковых требований на основании ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Князевой Е.И. и Князева Д.А. удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» произвести истцам Князевой Е.И. и Князеву Д.А. перерасчет за коммунальные услуги по отоплению за период с 21 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года в размере ....
Взыскать с ОАО «Коми тепловая компания» в пользу истца Князева ... уплаченную им в связи с обращением в суд государственную пошлину в размере ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми
Судья: В.В.Пестриков