ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5403/17Г от 25.07.2017 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-5403/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 25 июля 2017 года

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Лебедевой Т.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца Потина П.А. и его представителя по устному ходатайству Куликовой Е.Г.,

представителя ответчика Маловой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потина ФИО7 к ООО «М.видео Менеджмент» о защите прав потребителей,

установил:

Потин П.А. обратился в суд с иском к ООО «М.видео Менеджмент» о расторжении договора купли-продажи сабвуфера <данные изъяты> взыскании денежные средства по договору купли-продажи с учетом цены сабвуфера на ДД.ММ.ГГГГг. в размере <данные изъяты> коп., неустойки за неисполнение требований потребителя в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., штрафа в размере 50% от присужденной судом денежной суммы.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГг. года истец оформил на официальном интернет-сайте www.mvideo.ru заказ на покупку сабвуфера <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> коп., с учетом скидки 5% по WEB-заказам стоимостью <данные изъяты> руб., и ответчик подтвердил готовность заказа в тот же день. ДД.ММ.ГГГГг. а магазине ответчика по адресу: <адрес> ТК «<данные изъяты>», истец получил товар. При передаче товара истец обнаружил, что товар не укомплектован – отсутствовал паспорт на изделие и соединительный кабель <данные изъяты> длиной 10 метров, отсутствовала упаковка от товара. В этот же день ДД.ММ.ГГГГг. истец подал в магазине заявление с просьбой доукомплектовать товар указанным соединительным кабелем, т.к. использовать сабвуфер без соединительного кабеля не представляется возможным. Ответчиком было принято заявление, однако, до настоящего времени ответчик не укомплектовал товар, не ответил на обращение истца в письменном виде. ДД.ММ.ГГГГг. истцу на телефон позвонил менеджер сервиса ФИО8 сказал, что магазин не может найти кабель, паспорт и упаковку на товар. При этом на официальном сайте ответчика имелась информация о наличии в магазине 4 аналогичных сабвуферов в полном комплектацией в магазине, находящемся в <адрес>, однако, представитель ответчика указал, что товар из других городов не поставляется.

Истец, ссылаясь на положения п.1 ст.1, 20, п.2 ст.23, п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает, что пользоваться сабвуфером он не может до настоящего времени, что нарушает права истца, как потребителя. Согласно сведениям на сайте www.market.yandex.ru по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. стоимость сабвуфера составляет <данные изъяты> руб. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств причинило истцу моральный вред, в связи с чем истец просит расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с ответчика уплаченные за товар денежные средства с учетом стоимости товара по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., неустойку за неисполнение требований потребителя, взыскать компенсацию морального вреда, штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала письменный отзыв на иск.

Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1).

Как следует из положений ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами (п.1).

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п.2).

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара (п.3).

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п.4).

Согласно п.21 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и статьей 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В силу статьи 478 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект (пункт 1 статьи 479 ГК РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. истцом по интернет-заказу в магазине ООО «М.видео Менеджмент», расположенном по адресу: <адрес>, приобретен товар – сабвуфер <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> руб. 00 коп., с учетом скидки 5% по WEB-заказам истцом оплачено <данные изъяты> руб. (л.д.<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в дирекцию магазина ООО «М.видео Менеджмент», из которого следует, что истец ДД.ММ.ГГГГг. истцом приобретен в магазине товар- сабвуфер <данные изъяты>, путем самовывоза, при передаче товара обнаружился недокомплект товара – отсутствует паспорт на изделие, коробка и соединительный кабель <данные изъяты>, в связи с чем истец просил доукомплектовать товар (л.д.<данные изъяты>).

В руководстве по эксплуатации на сабвуфер <данные изъяты> указано, что соединительный кабель высокого уровня <данные изъяты> входит в состав комплекта поставки (л.д.<данные изъяты>).

Истец представил скриншот из интернета, указывая, что в настоящее время данный сабвуфер стоит <данные изъяты> руб. (л.д<данные изъяты>).

Представитель ответчика в письменном отзыве указывает, что ДД.ММ.ГГГГг. между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи товара –сабвуфера со скидкой 30% и 5% скидкой за интернет-заказ в результате чего конечная стоимость товара составила <данные изъяты> руб. В момент передачи товара в магазине истец был проинформирован о том, что приобретаемый им товар в неполной комплектации, однако, истец принял решение о приобретении товара. ДД.ММ.ГГГГг. продавец устно проинформировал истца о невозможности доукомплектовать товар кабелем и было предложено получить денежные средства, уплаченные за товар. В более поздний период истец с какими - либо иными требованиями не обращался. Ответчик не возражает против требований о расторжении договора купли-продажи, однако, возражает против требований о выплате денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., основанных на положении п.4 ст.24 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку истец каких-либо требований относительно качества товара не предъявлял, поэтому у истца возникло право требования только возврата уплаченной денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. Ответчик готов уменьшить покупную стоимость товара на <данные изъяты> руб. для приобретения кабеля, однако, ответчиком товар продавался со скидкой в связи с тем, что комплектность его не соответствовала комплекту поставки. Поскольку имела место передача некомплектного товара, то оснований для взыскания неустойки, основанной на ст.20-22,23 Закона РФ «О защите прав потребителей», не имеется. Истец не обращался к ответчику с претензией о замене некомплектного товара и данные требования были бы невыполнимы, так как данный сабвуфер у продавца был в единственном экземпляре и в некомплектном виде (отсутствовал кабель). Начиная с ДД.ММ.ГГГГг., истец имел возможность реализовать свое право и предъявить продавцу иное требование о соразмерном уменьшении стоимости товара либо потребовать возврата уплаченных денежных средств, однако, своих прав не реализовал, поэтому ответчик прав истца не нарушал, оснований для взыскания штрафной неустойки нет. Кроме этого, представитель ответчика просил применить положения ст.333 ГК РФ в отношении неустойки и штрафа (л.д.<данные изъяты>).

В доказательство ответчиком представлен ценник на товар, согласно которому товар продается, стоимостью <данные изъяты> руб., с 30% скидкой <данные изъяты> руб. (л.д<данные изъяты>).

Статьей 480 ГК РФ предусмотрены последствия передачи некомплектного товара (статья 478), а именно покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены, доукомплектования товара в разумный срок.

Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: потребовать замены некомплектного товара на комплектный, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Таким образом, после получения некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору требовать от продавца либо соразмерного уменьшения покупной цены либо доукомплектования товара в разумный срок. Право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы возникает у покупателя только после неисполнения продавцом его требования о доукомплектовании товара.

Как указывалось выше, истец ДД.ММ.ГГГГ обращался к ответчику с претензией на то, что в приобретенном товаре отсутствует паспорт на изделие, коробка и соединительный кабель <данные изъяты> и просил доукомплектовать товар (л.д.<данные изъяты>).

Каких –либо иных претензией истец не высказывал.

Истец избрал способ защиты и просил о доукомплектовании товара.

Поскольку ответчик не имеет возможности доукомплектовать товар, то суд считает, что требования истца о расторжении договора и возврате уплаченных за товар денежных средств, являются обоснованными.

При этом суд учитывает, что истцом оплачена за товар денежная сумма в размере <данные изъяты> руб., которая подлежит ко взысканию с ответчика в пользу истца.

Истец ссылается на положения п.4 ст.24 Закона РФ «О защите прав потребителей», заявляя требования о взыскании денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.

Статьей 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества, в частности, пункт 4 названной статьи предусматривает при возврате потребителем товара ненадлежащего качества право требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Суд считает, что данные положения ст.24 Закона РФ «О защите прав потребителей» применению не подлежат, так как в данном случае вопрос не о качестве приобретенного товара, а о некомплектности, в связи с чем применяются положения ст.480 ГК РФ.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что оснований для взыскания денежной суммы за проданный товар в размере <данные изъяты> руб. не имеется, кроме того, суд учитывает, что истцу продавался товар со скидкой ввиду некомплектности товара.

Истец просит взыскать неустойку за неисполнение требований потребителя в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ссылаясь на положения ст.20, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что продавец несет ответственность за нарушение срока устранения недостатков товара.

Статьей 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» регулируется вопрос замены товара ненадлежащего качества.

Согласно ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования должны быть удовлетворены продавцом требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Как указывалось выше, в данном случае отсутствует вопрос о качестве приобретенного товара, так как истцу продан неукомплектованный товар, и данными нормами не предусмотрено взыскание неустойки в случае продажи некомплектного товара. В связи с указанными обстоятельствами оснований для взыскания неустойки суд не усматривает.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца следует взыскать компенсацию морального вреда в связи с причинёнными истцу нравственными страданиями, вызванными просрочкой исполнения обязанности передать предварительно оплаченный товар. Достаточным условием для удовлетворения иска потребителя является установленный факт нарушения его прав. Суд находит требуемую сумму компенсации явно завышенной и необоснованной. Учитывая характер и степень испытанных истцом нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд определяет ко взысканию с ответчика компенсацию в пользу истца в размере <данные изъяты> руб.

Согласно ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит ко взысканию штраф в размере 50% от присужденной суммы, в размере <данные изъяты> коп.

Истец, как потребитель, в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1. ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит ко взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> коп.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Потина ФИО9 удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «М.видео Менеджмент» в пользу Потина ФИО10 оплаченную за товар сумму в размере <данные изъяты> руб. в связи с отказом истца от исполнения договора, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., штраф в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в удовлетворении остальной части требований - отказать.

Взыскать с ООО «М.видео Менеджмент» в доход Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, представления в Санкт-Петербургский городской суд через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья Лебедева Т.А