Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2020 г.
Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Дзержинск 14 декабря 2020 г.
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,
при секретаре Калаяновой Е.К.
с участием Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2
представителя ответчика ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» ФИО3, ФИО4, представителей Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию (Росприроднадзор) Межрайонное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовии ФИО6, ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» о приведении деятельности в соответствие с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что ООО «ГЭС- ЭкоТехнологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ Нижегородской области «Экология а» (государственный заказчик) и ООО «ГазЭнергоСтрой –Экологические технологии» (подрядчик) заключен государственный контракт № на выполнение подрядных работ для государственных нужд в рамках реализации национального проекта «Экология» федерального проекта «Чистая страна». Проектная документация по Объекту № «Ликвидация неорганизованной «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО Оргстекло» имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок действия заключения <данные изъяты>.
Проверкой установлено, что Обществом используется установка для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>, представляющая совокупность технологического оборудования, трубопроводов, площадок обслуживания, запорно-регулирующей арматуры, приборов контроля, обеспечивающего процесс обезвреживания отходов.
ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» на государственный учет поставлены две площадки объекта «Черная дыра» (площадка № извлечения отходов, площадка № обезвреживания отходов) с присвоением 1 категории опасности (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № № от ДД.ММ.ГГГГ (код объекта №); Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ (код объекта №).
В соответствии с проектной документацией Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа <адрес> - Объект № «Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <адрес>, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, указан усредненный состав отходов после смешивания с песком (на 1 кг отхода 0,8 кг песка), подаваемый на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>.
Фактически ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологическе технологии» на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты> подается смесь из песка и отходов в соотношении на 1 кг отхода 2,82 кг песка.
Согласно стр.5-6 Заключения государственной экологической экспертизы на ликвидацию Объекта № «Черная дыра» «11роцесс обезвреживания отходов непрерывный, круглосуточный и круглогодичный» Расчетный период ликвидации отхода - 11,9 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ). В ходе выездной проверки на площадки № и №ДД.ММ.ГГГГ работала только одна линия на 3200 кг/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала, ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии, что подтверждается справкой по результатам проведенной проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения работ обезврежено в чистом виде 8 441,13 тонн отходов (жидких и пастообразных), что составляет 49,7% от объема отходов, предусмотренных к обезвреживанию по государственному контракту и проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологическе технологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является нарушением п.7 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Факт нарушения законодательства об экологической экспертизе подтверждается справкой Межрегионального управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и республике Мордовияот ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО «ГЭС-Экотехнологии» ФИО5 и ООО «ГЭС-Экотехнологии» от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст. 8.4 КоАП РФ за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации просит суд обязать ООО «ГЭС-Экотехнологии» осуществлять работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации Круглов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали позицию изложенную в письменном отзыве(л.д.№).
Представитель ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию (Росприроднадзор) Межрайонное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовии ФИО6, ФИО7 действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, выразив свою позицию, отраженную в письменном отзыве (л.д.№)
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы искового заявления и отзыва на иск, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В пункте 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.
Отношения в области экологической экспертизы, направлены на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Федеральным законом N 174-ФЗ от 23.11.1995 года "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), в ст. 1 которого определено, что экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В ст. 11 Закона N 174-ФЗ указаны объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым относится, в том числе, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (п. 5), проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2).
При этом согласно п. 8 ст. 11 Закона N 174-ФЗ объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка ООО исполнения «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» требований природоохранного законодательства.
По обращению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены выезды комиссии в составе специалистов Управления на территорию объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области («Черная дыра», полигон ТБО «Игумново», «Белое море»).(л.д.№)
Целью данного выезда являлись процессуальные действия – обследование территории указанных Объектов и отбор проб отходов, промышленных выбросов, почвы и природной (подземной) воды, по результатам которых составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Приложению № (Календарный график) к Государственному
контракту дата начала выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. Окончание этапа «Обезвреживание отходов объекта» - ДД.ММ.ГГГГ, окончание этапа «Мероприятия по рекультивации объекта и прилегающей территории в соответствии с проектными решениями» - ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний момент Акт приема - передачи рекультивационного участка Заказчику отсутствует, что является нарушением п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
На проектную документацию «Объект № Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <данные изъяты> получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№. На проектную документацию «Проект технической документации на установки (оборудование) серии <данные изъяты> и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№.
Объект «Черная дыра» располагается на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска:
- 1-ая площадка (объект № - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: <адрес>, Восточный промрайон, в 300 м северо - восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I), Свидетельство о постановке на учет № от ДД.ММ.ГГГГ
- 2-ая площадка (объект № - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов -Черная дыра» на территории <адрес> расположенного по адресу: <адрес> (категория I), Свидетельство о постановке на учет № № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно технологическому регламенту производительность ТЛ-4000 составляет 1600 кг /час на один термолизный реактор или 3200 кг /час на два.
Согласно стр.5-6 Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта: «Процесс обезвреживания отходов - непрерывный, круглосуточный и круглогодичный.
В рамках данной проверки Комиссией неоднократно осуществлялись выезды на Площадки № и №. ДД.ММ.ГГГГ работала только одна линия на 3200 :<г/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала. ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии з нарушение Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта (стр. 5, абзац 6), в чем усматриваются признаки нарушения п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В части контроля в области обращения с отходами.
Технологический регламент ТР 001-16 том 2 (стр. 10) проектной документации на ликвидацию Объекта устанавливает, что норма подачи песка для смешивания 0,6-0,7 кг на. 1 кг отхода. Однако принятым проектным решением по подготовке смеси (согласно Заключению ГЭЭ на ликвидацию объекта): жидкий и пастообразный отход извлекаются совместно из неорганизованной свалки «Черная дыра», в дальнейшем смешиваются между собой и инертным материалом (песком и золой от термического обезвреживания) в соотношении 1:0,4 кг.
В соответствии с проектной документацией Ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа <адрес> - Объект № «Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <адрес><данные изъяты> получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, указан усредненный состав отходов после смешивания с песком (на 1 кг отхода 0,8 кг песка), подаваемый на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>
Фактически ООО «ГЭС-Экотехнологии» на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты> подается смесь из песка и отходов в соотношении на 1 кг отхода 2,82 кг песка.
Согласно стр.5-6 Заключения государственной экологической экспертизы на ликвидацию Объекта № «Черная дыра» «Процесс обезвреживания отходов непрерывный, круглогодичный». Расчетный период ликвидации отхода - 11,9 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ)(л.д.№)
В ходе выездной проверки на площадке № и №ДД.ММ.ГГГГ года работала только одна линия на 3200 кг/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала, ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии, что подтверждается справкой по результатам проведенной проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения работ обезврежено в чистом виде 8 441,13 тонн отходов (жидких и пастообразных), что составляет 49,7% от объема отходов, предусмотренных к обезвреживанию по государственному контракту и проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, данные факты отражены в акте проверки №-вн от ДД.ММ.ГГГГ акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ а также в постановлении № от 01.12.2020г. о назначении административного наказания.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, ООО «ГЭС_Экотехнологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в нарушение требований п.7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174- ФЗ «Об экологической экспертизе».
Доводы представителей ответчика ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» о соблюдении им норм и правил при работе по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» в соответствии с проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы опровергаются представленными материалами дела.
Напротив, судом усматривается нарушение требований п.7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174- ФЗ «Об экологической экспертизе».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55, 56, 67,192-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать ООО «ГЭС-Экотехнологии» осуществлять работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего <адрес> «Черная дыра» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.
Судья: п.п. И.Б.Буцина
Копия верна:
Судья: И.Б.Буцина