ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5406/20 от 18.12.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2020 г.

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Дзержинск 14 декабря 2020 г.

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.

с участием Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2

представителя ответчика ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» ФИО3, ФИО4, представителей Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию (Росприроднадзор) Межрайонное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовии ФИО6, ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» о приведении деятельности в соответствие с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что ООО «ГЭС- ЭкоТехнологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ Нижегородской области «Экология а» (государственный заказчик) и ООО «ГазЭнергоСтрой –Экологические технологии» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд в рамках реализации национального проекта «Экология» федерального проекта «Чистая страна». Проектная документация по Объекту «Ликвидация неорганизованной «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО Оргстекло» имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия заключения <данные изъяты>.

Проверкой установлено, что Обществом используется установка для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>, представляющая совокупность технологического оборудования, трубопроводов, площадок обслуживания, запорно-регулирующей арматуры, приборов контроля, обеспечивающего процесс обезвреживания отходов.

ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» на государственный учет поставлены две площадки объекта «Черная дыра» (площадка извлечения отходов, площадка обезвреживания отходов) с присвоением 1 категории опасности (Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ (код объекта ); Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ (код объекта ).

В соответствии с проектной документацией Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа <адрес> - Объект «Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <адрес>, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, указан усредненный состав отходов после смешивания с песком (на 1 кг отхода 0,8 кг песка), подаваемый на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>.

Фактически ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологическе технологии» на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты> подается смесь из песка и отходов в соотношении на 1 кг отхода 2,82 кг песка.

Согласно стр.5-6 Заключения государственной экологической экспертизы на ликвидацию Объекта «Черная дыра» «11роцесс обезвреживания отходов непрерывный, круглосуточный и круглогодичный» Расчетный период ликвидации отхода - 11,9 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ). В ходе выездной проверки на площадки и ДД.ММ.ГГГГ работала только одна линия на 3200 кг/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала, ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии, что подтверждается справкой по результатам проведенной проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения работ обезврежено в чистом виде 8 441,13 тонн отходов (жидких и пастообразных), что составляет 49,7% от объема отходов, предусмотренных к обезвреживанию по государственному контракту и проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологическе технологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является нарушением п.7 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Факт нарушения законодательства об экологической экспертизе подтверждается справкой Межрегионального управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и республике Мордовияот ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО «ГЭС-Экотехнологии» ФИО5 и ООО «ГЭС-Экотехнологии» от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст. 8.4 КоАП РФ за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации просит суд обязать ООО «ГЭС-Экотехнологии» осуществлять работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОА «Оргстекло» «Черная дыра» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации Круглов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчиков ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали позицию изложенную в письменном отзыве(л.д.).

Представитель ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию (Росприроднадзор) Межрайонное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовии ФИО6, ФИО7 действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, выразив свою позицию, отраженную в письменном отзыве (л.д.)

Выслушав явившихся лиц, изучив доводы искового заявления и отзыва на иск, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В пункте 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.

Отношения в области экологической экспертизы, направлены на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируются Федеральным законом N 174-ФЗ от 23.11.1995 года "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), в ст. 1 которого определено, что экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В ст. 11 Закона N 174-ФЗ указаны объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым относится, в том числе, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (п. 5), проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2).

При этом согласно п. 8 ст. 11 Закона N 174-ФЗ объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка ООО исполнения «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» требований природоохранного законодательства.

По обращению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены выезды комиссии в составе специалистов Управления на территорию объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области («Черная дыра», полигон ТБО «Игумново», «Белое море»).(л.д.)

Целью данного выезда являлись процессуальные действия – обследование территории указанных Объектов и отбор проб отходов, промышленных выбросов, почвы и природной (подземной) воды, по результатам которых составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Приложению (Календарный график) к Государственному

контракту дата начала выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. Окончание этапа «Обезвреживание отходов объекта» - ДД.ММ.ГГГГ, окончание этапа «Мероприятия по рекультивации объекта и прилегающей территории в соответствии с проектными решениями» - ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний момент Акт приема - передачи рекультивационного участка Заказчику отсутствует, что является нарушением п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

На проектную документацию «Объект Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <данные изъяты> получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ. На проектную документацию «Проект технической документации на установки (оборудование) серии <данные изъяты> и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Объект «Черная дыра» располагается на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска:

- 1-ая площадка (объект - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: <адрес>, Восточный промрайон, в 300 м северо - восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I), Свидетельство о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ

- 2-ая площадка (объект - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов -Черная дыра» на территории <адрес> расположенного по адресу: <адрес> (категория I), Свидетельство о постановке на учет № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно технологическому регламенту производительность ТЛ-4000 составляет 1600 кг /час на один термолизный реактор или 3200 кг /час на два.

Согласно стр.5-6 Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта: «Процесс обезвреживания отходов - непрерывный, круглосуточный и круглогодичный.

В рамках данной проверки Комиссией неоднократно осуществлялись выезды на Площадки и . ДД.ММ.ГГГГ работала только одна линия на 3200 :<г/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала. ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии з нарушение Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта (стр. 5, абзац 6), в чем усматриваются признаки нарушения п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В части контроля в области обращения с отходами.

Технологический регламент ТР 001-16 том 2 (стр. 10) проектной документации на ликвидацию Объекта устанавливает, что норма подачи песка для смешивания 0,6-0,7 кг на. 1 кг отхода. Однако принятым проектным решением по подготовке смеси (согласно Заключению ГЭЭ на ликвидацию объекта): жидкий и пастообразный отход извлекаются совместно из неорганизованной свалки «Черная дыра», в дальнейшем смешиваются между собой и инертным материалом (песком и золой от термического обезвреживания) в соотношении 1:0,4 кг.

В соответствии с проектной документацией Ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории городского округа <адрес> - Объект «Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов <адрес><данные изъяты> получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, указан усредненный состав отходов после смешивания с песком (на 1 кг отхода 0,8 кг песка), подаваемый на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты>

Фактически ООО «ГЭС-Экотехнологии» на термическое обезвреживание на установку для термического обезвреживания и термолизной деструкции <данные изъяты> подается смесь из песка и отходов в соотношении на 1 кг отхода 2,82 кг песка.

Согласно стр.5-6 Заключения государственной экологической экспертизы на ликвидацию Объекта «Черная дыра» «Процесс обезвреживания отходов непрерывный, круглогодичный». Расчетный период ликвидации отхода - 11,9 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ)(л.д.)

В ходе выездной проверки на площадке и ДД.ММ.ГГГГ года работала только одна линия на 3200 кг/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала, ДД.ММ.ГГГГ не работали обе линии, что подтверждается справкой по результатам проведенной проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения работ обезврежено в чистом виде 8 441,13 тонн отходов (жидких и пастообразных), что составляет 49,7% от объема отходов, предусмотренных к обезвреживанию по государственному контракту и проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, данные факты отражены в акте проверки -вн от ДД.ММ.ГГГГ акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ а также в постановлении от 01.12.2020г. о назначении административного наказания.

Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, ООО «ГЭС_Экотехнологии» выполняет работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы в нарушение требований п.7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174- ФЗ «Об экологической экспертизе».

Доводы представителей ответчика ООО «ГЭС-ЭКОТЕХНОЛОГИИ» о соблюдении им норм и правил при работе по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» в соответствии с проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы опровергаются представленными материалами дела.

Напротив, судом усматривается нарушение требований п.7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174- ФЗ «Об экологической экспертизе».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55, 56, 67,192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

Обязать ООО «ГЭС-Экотехнологии» осуществлять работы по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки промышленных отходов бывшего <адрес> «Черная дыра» по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.

Судья: п.п. И.Б.Буцина

Копия верна:

Судья: И.Б.Буцина