ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5406/2012 от 30.11.2012 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2 -5406/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд

В составе судьи Нагибиной Е.Л.

При секретаре Алябушевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

30 ноября 2012 года дело по заявлению Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее – ТГК-9), обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми от ** ** ** года № ... об отмене приказа директора филиала ОАО ТГК-9 «Об утверждении порядка и условий предоставления времени для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива».

К участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Республиканская организация общественного объединения «Всероссийский электропрофсоюз».

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала.

Представители инспекции и профсоюза возражали против удовлетворения заявления.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

На основании обращения председателя Коми Республиканской организации общественного объединения «Всероссийской электропрофсоюз» ФИО1 от 22.05.12 года, в тот же день было издано распоряжение Государственной инспекции труда в Республике Коми о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права в отношении филиала Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» Коми.

По результатам проведенной проверки был составлен акт № ... которым установлено нарушение требований частей третьей и четвертой ст. 372 Трудового кодекса –руководителем филиала издан локальный нормативный акт –приказ №35 «Об утверждении порядка и условий предоставления времени для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива» без направления проекта приказа в выборный орган первичной профсоюзной организации, согласия с мнением выборного органа первичных профсоюзных организаций и обязательной дополнительной консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации.

На основании вышеуказанного акта, выдано предписание № ...,. которому, на ОАО «ТГК-9» возложена обязанность устранить до 20.06.12 года нарушения трудового законодательства – приказ № 235 - отменить. Инспекция указала, что основанием для принятия решения о направлении предписания служит нарушение обществом части 4 ст. 8 и статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Согласно ч.3 ст.374 ТК РФ члены выборных коллегиальных органов профсоюзных
организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для
участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами
съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов
профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным
договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия
освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных
мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

В соответствии с п.7.2.8 коллективного договора на 2012-2014 года, «...Порядок и условия предоставления времени для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива, а также конкретная продолжительность освобождения от работы может устанавливаться локальным нормативным актом Филиала...».

Статьей 8 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст.372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Согласно ст.372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрены случаи, когда согласование локального нормативного акта с мнением представительного органа работников обязательно: введение и отмена режима неполного рабочего времени (ч. 5 ст. 74 ТК РФ);привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ); определение перечня должностей Работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ); разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ); определение порядка и условий выплаты Работникам (за исключением Работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ); привлечение Работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ); установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ); утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ); введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ); утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ); установление конкретных размеров повышенной оплаты труда Работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ); введение и применение системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ).

Изданный директором филиала приказ № 235 «Об утверждении порядка и условий предоставления времени для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива» не затрагивает вышеуказанных условий трудовых отношений, в связи с чем, ссылку в предписании на нарушение требований статьи 372 ТК РФ, суд считает несостоятельной – обязательного согласования локального нормативного акта с представительным органом работников не требовалось.

Основанием для выдачи предписания, Государственной инспекцией труда указано также нарушение части 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ, в соответствие с которой, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Приказом № 235 от 12.05.12 года директором филиала был утвержден Порядок и условия предоставления времени для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива. В соответствии с пунктом 1 Порядка, работник не менее, чем за 5 дней до предполагаемой даты выполнения обязанностей пишет заявление об освобождении от работы на имя Руководителя с приложением подтверждающих документов и предоставляет его руководителю структурного подразделения. Руководитель структурного подразделения в тот же день передает заявление с визой о возможности освобождения (не освобождения) работника от работы в указанное время (дату) техническому директору –главному инженеру( п.2 Порядка). Технический директор - главный инженер в течение 1 календарного дня рассматривает заявление и направляет его работодателю (п.3). Работодатель на основании заявления работника с визой руководителя структурного подразделения и технического директора- главного инженера издает приказ об освобождении работника от работы (при необходимости с учетом времени, необходимого для проезда к месту проведения мероприятия»

Освобождение работников от основной работы для участия в проводимых профсоюзными органами съездах, конференциях, кроме ст. 374 ТК РФ, регулируется ст. 25 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Статьей 25 ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях прав их деятельности» установлено, что члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением (часть 5).

Таким образом, анализ ст. 274 ГК РФ и вышеуказанной статьи, приводит к выводу о безусловном освобождении членов профсоюзных органов для выполнения профсоюзных обязанностей, работодателем или коллективным договором могут быть установлены лишь условия освобождения работников. При этом, в вышеуказанном приказе заложена возможность не освобождения работника от работы руководителем структурного подразделения, на конкретную дату, что приведет к невозможности принятия решений профсоюзным органом ввиду отсутствия необходимого кворума, и нарушению прав работников на мотивированное мнение профсоюзного органа. Положение ч. 3 ст. 374 ТК РФ, под действие которой подпадают спорные отношения, включает в себя гарантированные права работников, поэтому указание в приказе на невозможность освобождения, противоречит закону.

Кроме того, в соответствии со ст. 372 ТК РФ выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту приказа в письменной форме (по ст. 373 ТК РФ- не позднее 7 дней). При этом мнение, не предоставленное в указанный срок, работодателем не учитывается.

Порядок, утвержденный приказом № 235, фактически сокращает установленный законом срок для принятия решения как минимум на 2 дня, с учетом установленного периода согласования. В пункте 4 приказа, время принятия решения работодателем не указано вообще, и приказ об освобождении работника реально может быть издан к окончанию периода принятия профсоюзным органом решения.

С учетом изложенного, суд полагает, предписание, как акт территориального органа федеральной исполнительной власти, устанавливающий обязанность отменить оспариваемый приказ, по существу является правильным, основанным на ч.4 ст. 8 ТК РФ, которая содержит запрет на издание локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая Компания» № 9 в удовлетворении заявления о признании предписания № ... от ** ** ** года государственной Инспекции труда в Республике Коми незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.

Судья Нагибина Е.Л.