ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-540/19 от 18.07.2019 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-540/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2019 года с. Аскиз Аскизского района РХ

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Тришканевой И.С.,

при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Анчичекова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Хозяйственная группа администрации Аскизского поссовета» об обязании устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Хозяйственная группа администрации Аскизского поссовета» (далее - МКУ «Хозяйственная группа») об обязании устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами. Требования мотивированы тем, что постановлением главы Аскизского поссовета от <дата>-п на балансе МКУ «Хозяйственная группа» на праве хозяйственного ведения закреплено находящееся в муниципальной собственности имущество, включающее оборудование и объекты водоснабжения: артезинскую скважину по адресу: пос. Аскиз, ул. <адрес>; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>. В результате проведенной прокурорской проверки выявлен факт осуществления МКУ «Хозяйственная группа» деятельности по водоснабжению населения рп. Аскиз при отсутствии выданной в установленном законом порядке лицензии на пользование участками недр. Согласно данным налоговой декларации общий объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период квартала <дата>, составил тыс. куб.м. На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 41,42 Конституции РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона «О недрах», с учетом уточнения требований просит обязать ответчика устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами по адресу: <адрес>, в срок не позднее <дата>.

Определением судьи от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Хакасия.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Анчичеков А.В. уточненные исковые требования поддержал.

Ответчик МКУ «Хозяйственная группа», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Хакасия своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.

Представитель ответчика директор МКУ «Хозяйственная группа» Черпаков А.А. в представленном суду письменном отзыве против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.

Представитель третьего лица и.о. главы Аскизского поссовета Куюкова Т.Е. в письменном отзыве также указала на отсутствие возражений относительно заявленных требований.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения представителя процессуального истца, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (статья 72, пункт «в» части 1).

Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2019 N 1490-О, Закон Российской Федерации «О недрах», определяя в преамбуле понятие недр как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Осуществляя данное регулирование, названный Закон Российской Федерации содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает баланс частных и публичных интересов в сфере недропользования.

В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Подземные воды являются полезными ископаемыми.

Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть юридические лица.

В силу ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для целей добычи подземных вод является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, МКУ «Хозяйственная группа» является учрежденным администрацией Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия юридическим лицом, основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды.

Материалами дела подтверждается, что Постановлением администрации Аскизского поссовета Аскизского района Республики Хакасия от <дата> на баланс МКУ «Хозяйственная группа» передано муниципальное имущество, включающее артезианскую скважину, расположенную по адресу: <адрес>; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>.

Факт передачи указанного имущества во владение ответчика подтверждается имеющимся в материалах дела актом, датированным <дата>.

Согласно сведениям, сообщенным МИ ФНС по Республике Хакасия, МКУ «Хозяйственная группа» осуществляет водопользование без лицензии, согласно налоговой декларации за квартал <дата>, признак наличия лицензии в базе - 0, наименование водного объекта - артезианская скважина , код водопользования (11011-13140): Енисей, общий объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, составил тыс. куб.м.

Сведениями о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы подтверждается факт подачи МКУ «Хозяйственная группа» холодной воды населению рп. Аскиз в ходе оказания жилищно-коммунальных услуг в <дата> году.

Факт использования ответчиком переданных ему объектов для оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению подтверждается также имеющимся в деле договором холодного водоснабжения от <дата>, заключенным им с ФИО, и не оспаривался ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела.

Пунктом 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В силу ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлен и стороной ответчика не оспаривался факт использования переданной ему на праве хозяйственного ведения артезианской скважины по адресу: <адрес>, ответчиком без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами, при этом самовольное использование артезианской скважины нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Анализируя требования прокурора в части указанного в иске срока, до которого ответчик должен получить лицензию, учитывая отсутствие каких-либо возражений со стороны ответчика по данному вопросу, суд полагает возможным согласиться с процессуальным истцом, возложив на ответчика обязанность получить лицензию на недропользование в срок не позднее <дата>, полагая такой срок разумным и достаточным для исполнения ответчиком законодательно возложенной на него обязанности.

Принимая во внимание, что в силу части 3 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, возлагает обязанность по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. в доход местного бюджета на ответчика, не освобожденного от обязанности по уплате судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственная группа администрации Аскизского поссовета» устранить нарушения федерального законодательства о недропользовании путем получения лицензии на право пользования недрами по адресу: <адрес>, в срок не позднее <дата>.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Хозяйственная группа администрации Аскизского поссовета» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.

Судья (подпись) И.С. Тришканева