РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-540/2019
г. Зима 30 августа 2019 года
Зиминский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Горбуновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Божко Н.В.,
с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Зубаировой Н.В.,
представителя ответчика- администрации Зиминского городского муниципального образования Панфиловой Н.В., действующей на основании доверенности от **.**.**.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности по передачи имущественного комплекса систем теплоснабжения и горячего водоснабжения эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения,
У С ТА Н О В И Л:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Зиминского городского муниципального образования, в котором с учетом уточнения заявленных исковых требований просит обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- передать эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения путем проведения конкурса имущественный комплекс систем теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части <адрес> а именно: производственную базу, расположенную по адресу: <адрес> (состоящую из 2-этажного кирпичного здания конторы, здания производственного цеха, здания гаража, котельной №); здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>А, площадью 709,7 кв.м; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес> площадью 845,6 кв.м; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 513,3 кв.м.; здание котельной № с гаражом, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 198,5 кв.м.; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>Б; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>; сооружения: - дымовые трубы металлические, расположенные по адресу: <адрес>Б и <адрес>А, трубы кирпичная 3/85 и дымовая с растяжками 500мм, L-24м, передаточные устройства теплосети и теплотрассы от котельных до потребителей.
- передать эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения путем проведения конкурса имущественный комплекс систем теплоснабжения и горячего водоснабжения восточной части <адрес> а именно: здания центральных тепловых пунктов (далее по тексту -ЦТП) с линейными сооружениями: ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>А; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес> Б; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>А.
- провести торги в форме конкурса по передаче блочно - модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> эксплуатирующей организации.
В обоснование исковых требований указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведен анализ состояния законности в ходе исполнения требований законодательства, регулирующего сферу жилищно-коммунального хозяйства, в том числе администрацией Зиминского городского муниципального при распоряжении муниципальными объектами топливно-энергетического комплекса. В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения. С момента официального опубликования (08.05.2013 г.) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении). В силу ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, а с учетом положений ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ и централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящими Федеральными законами особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением прямо предусмотренными законами случаев. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности допускается как по договорам аренды, так и по концессионным соглашениям, но с особенностями, установленными частями 3 и 4 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении. Заключение договоров аренды муниципального имущества в отношении объектов водоснабжения на основании ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), п. 3, п. 3.1 приложения №1, п. 8 приложения № 2 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Концессионное соглашение согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. При этом, если дата ввода в эксплуатацию передаваемых объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена, такие объекты могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений (ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении). В ходе анализа соблюдения законности администрацией Зиминского городского муниципального образования установлено, что по договору аренды имущественного комплекса № 4 от 17.09.2014 ООО «Зиматеплоэнерго» передан имущественный комплекс системы теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части города Зимы срок действия которого истекает 16.09.2019 г. Вместе с тем, до настоящего времени конкурсные процедуры по передаче муниципального имущества не проведены, из чего следует, что по окончанию договора аренды владение и пользование будет осуществляться без законных на то оснований. Более того, 24.04.2019 г. администрацией Зиминского городского муниципального образования, в лице Комитета имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, предложено ООО «Зиматеплоэнерго» расторгнуть договор аренды имущественного комплекса системы теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части города Зимы. На что ООО «Зиматеплоэнерго» ответило письменным согласием о готовности расторжения договора. Из чего следует, что существует риск преждевременного расторжения договорных отношений и отсутствие эксплуатирующей объекты теплоснабжения западной части г. Зимы, организации. В отношении объектов теплоснабжения восточной части г. Зимы также допущены нарушения. Как следует из информации администрации Зиминского городского муниципального образования № 717 от 06.05.2019 имущественный комплекс системы тепло-, водоснабжения восточной части г.Зимы обслуживает ООО «Теплосервис» по договору аренды от 31.12.2013 № 13, ранее заключенного с ООО «Энергия» до момента заключения концессионного соглашения, а именно до начала нового отопительного сезона 2019-2020 гг. Вместе с тем, установлен факт заключения 01.01.2019 г, вопреки действующему законодательству, администрацией Зиминского городского муниципального образования договора аренды с ООО «Теплосервис» на уже обслуживаемые объекты восточной части <адрес>, в том числе, без проведения торгов ( данные фициального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru.) Согласно ст. 13 Федерального закона от **.**.** N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Согласно ст. 3 Федерального закона от **.**.** N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению концессионер за свой счет реконструирует определенное этим соглашением имущество, осуществляет деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. То есть, передача объектов коммунального назначения в концессию вызвана необходимостью проведения их своевременной реконструкции и модернизации. Согласно договоров аренды заключенных администрацией Зиминского городского муниципального образования с ООО «Зиматеплоэнерго» и ООО «Теплосервис» в аренду переданы следующие объекты теплоснабжения западной части <адрес>: производственная база, расположенная по адресу: <адрес> (состоящая из 2-этажного кирпичного здания конторы, здания производственного цеха, здания гаража, котельной №); здания котельной №, расположенное по адресу: <адрес>А, площадью 709,7 кв.м; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>, мкр.Ангарский, площадью 845,6 кв.м; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 513,3 кв.м.; котельной № с гаражом, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 198,5 кв.м.; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>Б; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>; сооружении: - дымовые трубы металлические, расположенные по адресу: <адрес>Б и <адрес>А, трубы кирпичная 3/85 и дымовая с растяжками 500мм, L-24M, передаточные устройства теплосети и теплотрассы от котельных до потребителей. А также восточной части <адрес> здания центральных тепловых пунктов (далее по тексту - ЦТП) с линейными сооружениями: ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>А; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес> Б; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес> городского муниципального образования 1991 и 1993 годы из чего следует, что ввод в эксплуатацию объектов теплоснабжения западной и восточной частей города Зимы, находящихся в собственности Зиминского городского муниципального образования, произведен более 5 лет назад, передача прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения должна быть осуществлена по концессионному соглашению. Согласно письменной информации администрации Зиминского городского муниципального образования концессионное соглашение в отношении указанных объектов тепло- водоснабжения г. Зимы не заключено, конкурсные процедуры по его передаче не проведены, концессионер не определен. С учетом норм действующего законодательства передача объектов коммунального комплекса без проведения конкурсных процедур недопустима. Указанные объекты жилищно- коммунального назначения используются для подачи теплоэнергии, горячей и холодной воды населению, объектам социальной сферы и организациям. Действующие договоры аренды не предусматривают обязанность арендаторов производить реконструкцию объектов теплоснабжения. Не принятие мер по передаче объектов теплоснабжения, а также централизованных систем горячего водоснабжения по концессионному соглашению на условиях конкурса приводит к несвоевременной реконструкции объектов жилищно-коммунального назначения, с момента постройки которых прошло значительное время, что может повлечь возникновение аварийных ситуаций и как следствие прекращение подачи тепла, горячей и холодной воды населению и организациям, в том числе, учреждениям образования и здравоохранения, т.е. неопределенному кругу лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 4 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании старший помощник Зиминского межрайонного прокурора Зубаирова Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика: администрации Зиминского городского муниципального образования Панфилова Н.В. исковые требования в части возложения на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанностей, указанных в иске, признала; просила предоставить срок для исполнения требований, изложенных в п.1 искового заявления до **.**.**, пояснив, что передать эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения путем проведения конкурса имущественный комплекс систем теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части города Зимы в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не представляется возможным в связи с необходимостью соблюдения всех необходимых процедур, предшествующих заключению концессионных соглашений и предусмотренных действующим законодательством. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных законодательством особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях. Федеральным законом от **.**.** N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от **.**.** N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлены определенные требования к проведению конкурсных процедур по передаче вышеуказанных объектов в пользование. В настоящее время ответчиком проводятся все необходимые мероприятия в целях передачи комплекса системы теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части города Зима. В соответствии с муниципальным контрактом № от **.**.** в разработке находится проект «Реконструкции системы теплоснабжения Западной части г.Зимы», который предполагает присоединение потребителей западной части города к мощностям Ново-Зиминской ТЭЦ и закрытие котельных №. Завершение проектирования, согласно указанному контракту, запланировано на 2020 год. Реализация данного проекта предполагается в рамках концессионного соглашения, в связи с чем, для формирования задания и долгосрочных параметров (инвестиционной составляющей) на конкурс необходимо наличие проекта и стоимости его реализации, при этом в ходе реализации проекта предполагается изменение состава имущественного комплекса, так как проект предполагает закрытие котельных и строительство ЦТП, что делает не возможным заключение концессионного соглашения в настоящее время.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 39 ГРК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Принимая во внимание, что представитель ответчика признал заявленные исковые требование, что подтверждается его письменным заявлением от **.**.**, и признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При решении вопроса об установлении ответчику срока исполнения обязанностей, указанных в исковом заявлении, суд учитывает, что **.**.** в адрес ответчика прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере теплоснабжения, в котором указывалось на необходимость заключения концессионных соглашений в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов теплоснабжения.
В ответе на данное представление от **.**.** указывалось на его обоснованность и на планы администрации Зиминского городского муниципального образования завершить процедуру передачи объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, по концессионному соглашению до начала отопительного периода 2019-2020 г.г.
Из ответа администрации Зиминского городского муниципального образования, адресованного в Зиминскую межрайонную прокуратуру **.**.**, следует, что передачу имущественного комплекса теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части <адрес> планировалось завершить до **.**.** исходя из сроков окончания проектной документации.
**.**.** ответчиком в Зиминскую межрайонную прокуратуру была предоставлена письменная информация, из которой следует, что концессионное соглашение в отношении имущественного комплекса системы теплоснабжения и горячего водоснабжения восточной части <адрес> планируется заключить до начала отопительного сезона текущего года.
По информации администрации Зиминского городского муниципального образования, адресованной в Зиминскую межрайонную прокуратуру **.**.**, передача имущественного комплекса теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части <адрес> планировалось завершить до **.**.**.
Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на **.**.** передача объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, на условиях концессионного соглашения администрацией Зиминского городского муниципального образования, не произведена, в связи с чем исходя из социальной значимости заявленных исковых требований, суд полагает возможным и необходимым установить ответчику срок для исполнения судебного решения в четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Зиминского межрайонного прокурора к администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности по передачи имущественного комплекса систем теплоснабжения и горячего водоснабжения эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения, удовлетворить.
Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- передать эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения путем проведения конкурса имущественный комплекс систем теплоснабжения и горячего водоснабжения западной части <адрес> а именно: производственную базу, расположенную по адресу: <адрес> (состоящую из 2-этажного кирпичного здания конторы, здания производственного цеха, здания гаража, котельной №); здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>А, площадью 709,7 кв.м; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Ангарский, площадью 845,6 кв.м; котельной №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 513,3 кв.м.; здание котельной № с гаражом, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 198,5 кв.м.; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>Б; здание котельной №, расположенное по адресу: <адрес>; сооружения: - дымовые трубы металлические, расположенные по адресу: <адрес>Б и <адрес>А, трубы кирпичная 3/85 и дымовая с растяжками 500мм, L-24м, передаточные устройства теплосети и теплотрассы от котельных до потребителей.
- передать эксплуатирующей организации на условиях концессионного соглашения путем проведения конкурса имущественный комплекс систем теплоснабжения и горячего водоснабжения восточной части <адрес> а именно: здания центральных тепловых пунктов (далее по тексту -ЦТП) с линейными сооружениями: ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>А; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес> Б; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>; здание ЦТП №, расположенное по адресу: <адрес>А.
- провести торги в форме конкурса по передаче блочно - модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> эксплуатирующей организации.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья О.В.Горбунова