ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-540/2014 от 19.06.2014 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

 Дело № 2-540/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

 председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

 при секретаре    Лакатош Э.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 19 июня 2014г. дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми к ФИО2 о взыскании субсидии в размере <данные изъяты> руб.,

 установил:

     ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании в доход республиканского бюджета Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение в размере <данные изъяты> руб., на компенсацию части расходов на строительство коровника в размере <данные изъяты> руб.

     Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на иске настаивала.

     Ответчик в судебное заседание не явился, его представитель ФИО4 в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ>г. установлен факт нецелевого использования ответчиком субсидии в размере <данные изъяты> руб., которые истцом взысканы с ФИО2 в судебном порядке. Остальные денежные средства полученные в качестве субсидии израсходованы на строительство коровника и приобретение трактора, которые используются в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО1», членом которого является ответчик. Смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства не влечет нарушение гарантийных обязательств ФИО2 перед истцом.

     Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

     Постановлением Республики Коми от 14 сентября 2009г. № 261 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2010- 2012 годы)», реализация которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

 Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году» утвержден порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми на реализацию указанной Программы.

 В соответствии с требованиями, указанными в Постановлении Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502, 13 марта 2010г. между главой крестьянского фермерского хозяйства индивидуальным предпринимателем ФИО2 и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми заключено соглашение № 07-29/104 о взаимодействии сторон, направленном на реализацию на территории Республики Коми Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2011-2012 годы)» (с дополнениями от 31 марта 2011г.), на основании которого главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 были получены субсидии на техническое и технологическое перевооружение в сумме <данные изъяты> руб., а также субсидии на строительство животноводческих помещений в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 10.06.2011г. № 109 и от 29.06.2011г. № 132, платежными поручениями <№> от 14.06.2011г. и <№> от 29.06.2011г.

 При предоставлении субсидий Главой КФХ ФИО2 было дано гарантийное обязательство об использовании коровника, находящегося в <адрес>, в течение пяти лет с момента получения государственной поддержки в форме субсидии на компенсацию строительства коровника, в случае отчуждения до истечения указанного срока, не использования в течение года с момента получения субсидии, нецелевого использования коровника – возвратить в республиканский бюджет субсидии в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается гарантийным обязательством от 27 мая 2011г.

     Также Глава КФХ ФИО2 дал гарантийное обязательство об использовании трактора <данные изъяты>, в течение четырех лет с момента получения государственной поддержки в форме субсидии на техническое и технологическое перевооружение, а в случае отчуждения трактора до истечения указанного срока, – возвратить в республиканский бюджет субсидии в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается гарантийным обязательством от 16 июня 2011г.

 Вступившим в законную силу приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ>г. по делу <№> ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев, условно с испытательным сроком на <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев. С ФИО2 взыскано в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми <данные изъяты> руб. Приговором суда установлено, что ФИО2 при подачи документов для получения субсидии на строительство коровника предоставил в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми документы, содержащие заведомо ложные сведения о наличии финансово- хозяйственных взаимоотношений с ООО <данные изъяты> путем обмана похитил денежные средства республиканского бюджета Республики Коми в размере <данные изъяты> руб., полученные им в качестве субсидии (в размере <данные изъяты> руб.), распорядившись ими по своему усмотрению.

     Истец просит взыскать с ФИО2 оставшуюся сумму субсидии в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб.) и субсидию в размере <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что ответчик, представив для получения субсидии документы, сведения в которых имели заведомо ложную информацию, произведя отчуждение коровника до истечения срока, указанного в гарантийном обязательстве от 27 мая 2011г., прекратив деятельность в качестве главы КФХ ИП ФИО2, тем самым нарушил условия предоставления субсидии на строительство животноводческих помещений и на техническое и технологическое перевооружение.

     Согласно пункту 4.1 Соглашения <№> от 12 марта 2010г., в случае нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми и установления фактов нарушения условий их предоставления возврат бюджетных средств обеспечивается крестьянским (фермерским) хозяйством в течение 30 дней (если не указан иной срок) с даты получения уведомления о возврате бюджетных средств, использованных не по назначению или с нарушением установленных условий их предоставления.

     Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 05.07.2013г. № 192 по результатам проверки исполнения гарантийных обязательств крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» установлены нарушения условий предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми.

     Так, в соответствии с гарантийными обязательствами от 27.02.2009, 27.05.2011 субсидии, полученные главой крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» подлежат возврату в республиканский бюджет по причине отчуждения недвижимого имущества до истечения указанного срока в связи с государственной регистрацией крестьянского (фермерского) хозяйства, Главой которого выбран ФИО1

 Пунктом 2 Приказа предписано отделу инвестиций и реализации федеральных программ, отделу малых форм хозяйствования и взаимодействия с сельскими территориями обеспечить возврат средств республиканского бюджета Республики Коми на лицевой счет Министерства, полученных с нарушениями условий их представления Главой КФХ ФИО2 на строительство коровника и приобретение трактора.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

 Однако согласно пункту 2 названной статьи фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

 Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 74-ФЗ).

 Пункт 1 статьи 16 Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве определяет, что главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

 В пункте 3 статьи 4 названного Закона установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона N 74-ФЗ).

 Согласно статье 21 Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда.

 Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что в указанный реестр внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.05.2004 (основной государственный регистрационный номер записи - <данные изъяты>).

     18 января 2013г. между ФИО2 и ФИО1 был пописано соглашение о создании фермерского хозяйства «ФИО2», согласно которому главой был признан ФИО2, имущество принадлежит фермерскому хозяйству на праве совместной собственности ( пункт 4.3.1).

     31 января 2013г. между ФИО2 и ФИО1 было принято соглашение о снятии полномочий Главы КФХ с ФИО2 и избрании Главой КФХ с 31 января 2013г. ФИО1

     Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в реестр 07 февраля 2013г. внесена запись о ФИО1 в связи со сменой Главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРИП- <данные изъяты>).

 В материалах дела отсутствуют сведения о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» с ОГРНИП <данные изъяты>

 В силу статьи 6 Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

 Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

 Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

 В соответствии с соглашением о создании фермерского хозяйства «ФИО2,» имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним и информации Государственной инспекции технадзора Княжпогостского района, ФИО2 является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м- коровник, находящегося по адресу: <адрес>, и владельцем трактора <данные изъяты> на основании договора лизинга <№>, заключенного 17.05.2011г. с ОАО <данные изъяты>

 Из представленного акта проверки от 03 июня 2014г. следует, что спорное имущество- коровник и трактор <данные изъяты>, числятся на балансе крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО1», имущество не отчуждено третьим лицам.

 Следовательно, довод истца об отчуждении имущества, в отношении которого давались гарантийные обязательства в результате смены Главы КФХ следует признать несостоятельным, поскольку спорное имущество ФИО2 не отчуждалось, оно используется в крестьянском хозяйстве, членом которого является ФИО2, следовательно, гарантийные обязательства ФИО2 не нарушены. А смена Главы КФХ не влечен отчуждение имущества.

     В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

     В порядке части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает во внимание приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ>г., поскольку данным приговором установлен факт представления ФИО2 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми для получения субсидии документов, содержащих заведомо ложные сведения о наличии финансово- хозяйственных взаимоотношений с ООО <данные изъяты> то есть факт хищения путем обмана денежных средств республиканского бюджета Республики Коми в размере <данные изъяты> руб., полученные им в качестве субсидии (в размере <данные изъяты> руб.). Указанное обстоятельство свидетельствует о нецелевом использовании полученной ФИО2 субсидии в размере <данные изъяты> руб. Остальные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. были израсходованы ФИО2 на строительство коровника.

 В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

 В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

 Пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса РФ предусмотрено также, что правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения) применяются также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

     Приговором суда подтверждается факт частичного нецелевого использования ФИО2 субсидии в сумме <данные изъяты> руб. остальные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. были израсходованы ФИО2 на строительство коровника и исполнение обязательств по договору финансовой аренды (лизинга) трактора <данные изъяты> данные факты истцом не оспариваются.

     Факт подачи ФИО2 истцу документов, содержащих частично заведомо ложные сведения, не является в силу статьи 1102 Гражданского кодекса РФ основанием для взыскания субсидии в полном размере, в том числе использованные ответчиком в размере <данные изъяты> руб. по назначению.

     На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца <данные изъяты> руб., предоставленных ответчику в качестве субсидии на строительство коровника и приобретение трактора, поэтому в иске следует отказать.

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

     В удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми к ФИО2 о взыскании субсидии в размере <данные изъяты> руб. отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме-24 июня 2014г. путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

 Судья                                О.В. Черникова