Дело №2-540/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2014 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Пичугиной Р.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, 3-и лица Администрация Аксайского городского поселения, Министерство культуры Ростовской области об обязании ФИО1 обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Аксайского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, з-и лица Администрация Аксайского городского поселения, Министерство культуры Ростовской области об обязании ФИО1 обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области-дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>., ссылаясь на то, что прокуратурой Аксайского района в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проведения проверки было установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия и в отношении данного объекта недвижимости отсутствует охранное обязательство.
Существуют объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В отношении объектов регионального и местного (муниципального) значения действуют, соответственно, региональные нормативные правовые акты соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
Отнесение объектов памятников истории и культуры к таковым в 1994 году производилось в соответствии с нормами Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» постановлением Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994 № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры» на государственную охрану приняты памятники истории и культуры на территории района, в том числе дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>.
Согласно п. 3 указанного постановления главам администраций городов и районов области предписано осуществлять производство реставрационных работ и капитального ремонта памятников истории и культуры только по проектам, разработанным Северо - Кавказским филиалом института «Спецпроектреставрация» при участии авторского надзора, соблюдать требования Закона РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Как установлено проверкой, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1 На основании Решения малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранное обязательство на объект культурного наследия не заключалось и не заключено по настоящее время.
В ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 25июня2002года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия в отношении в том числе объектов культурного наследия регионального значения. Таковым органом исполнительной власти в отношении объектов культурного наследия регионального значения Ростовской области является Министерство культуры Ростовской области.
В первоначальных требованиях прокурор Аксаского района просил обязать ФИО1 обратиться в Министерство культуры Ростовской области и заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения ФИО2 <адрес> – дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>.
В судебном заседании исковые требования были уточнены, в окончательной редакции требования были изложены следующим образом:
обязать ФИО1 ФИО2 обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области – дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>.
Помощник прокурора Дологодина Ю.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования признал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель Министерства культуры Ростовской области в судебное заседание не явился, в представленном в суд отзыве указал, что <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес> на основании Решения малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранное обязательство на объект культурного наследия не заключалось и не заключено по настоящее время.
Представитель Администрации Аксайского городского поселения в судебное заседание явился, иск прокурора считает обоснованным, просит его удовлетворить.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со 167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).
Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, вправе вносить предложения об условиях охранных обязательств данных объектов.
Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и его условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).
Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
В случае если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению собственником объекта культурного наследия выполнения этих обязательств утверждаются в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации в смысле ст. 3 Федерального закона от 25июня2002года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выступают объекты недвижимого имущества.
Обременение заключается в том, что приобретатель объекта исторического и культурного значения должен соблюдать некоторые условия его использования.
Охранное обязательство представляет собой особый документ, содержащий условия обременений объектов исторического и культурного значения. Условия обременений, а точнее условия охранного обязательства - условия, касающиеся сохранения, содержания и использования объекта культурного наследия, а также порядок выполнения собственником охранного обязательства.
Требования к подготовке, содержанию, и выполнению охранных обязательств содержатся в Положении о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденном Постановлением Правительством РФ от 16 декабря 2002 г. № 894 органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (министерствами и комитетами культуры соответствующих субъектов РФ и регионального и муниципального значения).
Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, вправе вносить предложения об условиях охранных обязательств данных объектов.
Подготовка охранных обязательств согласно вышеуказанному Положению осуществляется как в отношении объектов культурного наследия, являющихся самостоятельными объектами приватизации, так и в отношении объектов, входящих в состав имущественных комплексов унитарных предприятий.
Соответствующий орган охраны культурного наследия утверждает охранное свидетельство и направляет его в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять наследия (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Комитет по управлению имуществом соответствующего региона или муниципального образования). При этом данные органы могут назначать экспертизу, привлекать к работе по определению условий охранного обязательства научно-исследовательские, проектные, конструкторские и иные организации, а также независимых оценщиков.
Охранное обязательство содержит в себе условия, касающиеся сохранения объекта культурного наследия и содержания и использования объекта культурного наследия.
Суд установил, что прокуратурой Аксайского района проведена проверка соблюдения законодательства в отношении объектов культурного наследия в г. Аксае. Проверкой было установлено, что в отношении ряда объектов культурного наследия не выполняются требования по заключению охранных обязательств, в которых содержатся условия касающиеся сохранения, содержания и использования объекта культурного наследия и порядок выполнения собственником охранного обязательства. Решением малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Данный объект недвижимости (<адрес>, ФИО2 <адрес>) на праве собственности принадлежит ФИО1
В ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 25июня2002года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. До настоящего времени охранное обязательство на объект культурного наследия дом б. торговца ФИО3, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, не заключено.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- выпиской из ЕГРП ОТ 19.09.2013,
- письмом заместителя министра культуры РО от 11.11.2013,
- решением малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992,
-отзыв на исковое заявление министерства культуры РО от 18.03.2014 года о том, что <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес> на основании Решения малого совета ФИО2 <адрес> совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства).
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными, не вызывающими сомнения, а исковые требования прокурора Аксайского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме. Эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания ( ч. 1 ст. 173 ГПК РФ).
Суд считает, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Правовые последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны. В связи с этим, суд принимает признание ответчиком исковых требований по настоящему гражданскому делу.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исходя из указанных норм закона, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, 3-и лица Администрация Аксайского городского поселения, Министерство культуры Ростовской области об обязании ФИО1 обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения ФИО2 <адрес>-дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>- удовлетворить.
Обязать ФИО1 обратиться в Министерство культуры ФИО2 <адрес> для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения ФИО2 <адрес>-дом б. торговца ФИО3 по адресу: <адрес>, ФИО2 <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца с даты вынесения мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Аксайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2014 года.
Судья: