ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-540/2016 от 04.05.2016 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 2- 540-2016 года КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 мая 2016 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к администрации городского округа «Город Губаха» о взыскании выкупной цены за жилое помещение, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о взыскании выкупной цены за изъятое жилое помещение – комнаты в квартире по адресу: <адрес> в сумме 463.000 рублей, мотивируя тем, что он является собственником комнаты в жилом помещении в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

В судебное заседание истец <данные изъяты> не явился, по нотариально удостоверенной доверенности доверил представлять свои интересы Ворониной Е.М.

В судебном заседании представитель истца Воронина Е.М. иск поддержала,.

Представитель ответчика Андреев П.А. исковые требования не признал, пояснил, что жилой многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реестр. Срок реализации программы по переселению и принятию мер по переселению жильцов дома <адрес> – 2016 год. Истец злоупотребляет правом, так как своими действиями лишает ответчика воспользоваться правами, предусмотренными ст. 32 ЖК РФ и совершить процедуру в нормальном рабочем режима: предъявить требование о сносе, определить самостоятельно условия соглашения о выкупе и о цене. Принятие решение об изъятии жилого помещения у одного лишь собственника может быть расценено как установка приоритетов по отношению к другим собственникам и нанимателям. Истец в списке с остальными гражданами.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1,2,6,7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно пункта 1.7 Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года за №14-П, переселение граждан из ветхих (аварийных) домов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" осуществляется путем предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений на территории Пермского края, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Порядок определения размера и предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" устанавливается муниципальным проектом.

Согласно пункта 1.8 этого же Порядка, размер субсидий на реализацию муниципальных проектов в рамках подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" рассчитывается исходя из:

ежеквартально утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края средней расчетной стоимости строительства и приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующим муниципальным образованиям для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, либо определенной профессиональным оценщиком средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в черте соответствующего населенного пункта и благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно пункта 2.1 Региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013 -2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 мая 2013 года за №579-п, основными целями Программы являются:

создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан;

ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Пермского края.

Согласно пункта 2.2 этой же Программы, для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;

снос многоквартирных домов, признанных аварийными в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункта 7.5 этой же Программы, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:

предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений;

предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;

путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения.

Согласно пункта 7.1.2 этой же Программы, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на 2014 год, устанавливаются на основании данных, представленных в заявках муниципальных образований Пермского края.

Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемых или строящихся в рамках Программы жилых помещений в разрезе муниципальных образований составляет:

городской округ "Город Губаха" - 17015,00 рублей.

В судебном заседании установлено, что истец <данные изъяты> имеет в собственности комнату в 3-х комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. 17 августа 2011 года заключением межведомственной комиссии многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 02.06.2014 года постановлением администрации городского поселения «Город Губаха» №648 утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который включен указанный дом. Постановлением администрации №1362 от 3 декабря 2015 года утвержден Перечень домов, признанных ветхими и аварийными, подлежащих сносу в период с 2013 года по 2017 год, в который <данные изъяты> включен дом <адрес>. Квартира включена в список граждан, которых необходимо расселить в 2016 году из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года. Решением Губахинского городского суда от 9 марта 2016 года, вступившим в законную силу 2 апреля 2016 года, на ответчика возложена обязанность принять решение об изъятии жилого помещения у истца путем выкупа, решение не исполнено.

Изложенное подтверждается как пояснениями стороны, так и письменными документами по делу:

свидетельством о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <данные изъяты> на праве собственности принадлежит 1 комната в 3-х комнатной квартире, общей площадью 21,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>;

постановлением администрации городского округа «Город Губаха» № 648 от 02.06.2014 года, которым утвержден реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по городскому округу «Город Губаха», дом <адрес>, внесен в указанный реестр <данные изъяты>

постановлением администрации городского округа «Город Губаха» №1362 от 3 декабря 2015 года, которым утверждена муниципальная адресная программа «По переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013- 2017 годы», в перечень которых <данные изъяты> включен дом <адрес>;

решением Губахинского городского суда от 9 марта 2016 года, вступившим в законную силу 2 апреля 2016 года, на ответчика возложена обязанность принять решение об изъятии жилого помещения у истца путем выкупа, решение не исполнено.

Оценивая изложенное, суд приходит к следующим выводам.

Истец является собственником комнаты в квартире в доме, который в установленном законом порядке, уполномоченным органом, 17 августа 2011 года признан аварийным и подлежащим сносу.

Администрация городского округа «Город Губаха» утвердила муниципальную программу по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на территории Губахинского городского округа в рамках подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов» приоритетного регионального проекта «Достойное жилье», целями которого являются снос ветхих (аварийных) домов для подготовки земельных участков под комплексную застройку территории округа. Участниками проекта являются, в том числе, собственники жилых помещений, проживающие в доме, включенном в муниципальную адресную программу, переселение которых осуществляется путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность благоустроенных жилых помещений, на основании договора выкупа занимаемого жилого помещения.

Обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, администрация городского округа «Город Губаха» 02.06.2014 года утвердила реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, включив оспариваемый дом в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013 - 2017 годы», в котором расселение жильцов дома запланировано на 2016 год.

Поскольку ответчик принял решение об изъятии жилых помещений в указанном доме, путем включения в муниципальную программу, истец, являющийся собственником жилого помещения в доме, вправе получить денежную компенсацию за подлежащее сносу жилье.

Данное решение ответчик подтвердил постановлением от 3 декабря 2015 года, в котором оспариваемый дом также включен к расселению в 2016 году.

Поэтому суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что истец преждевременно обратился с заявленными требованиями, так как они не основаны на требованиях закона, и приходит к выводу, что иск <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

Истцом представлен отчет Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от 1 декабря 2015 года об оценке стоимости, согласно которому на 1 декабря 2015 года размер возмещения за его жилое помещение – комнаты в 3-х комнатной квартире общей площадью 21,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> – составляет 426.000 рублей.

Ответчиком также представлен отчет об оценке оспариваемого жилого помещения от 26 ноября 2015 года ООО «Уральский центр оценки бизнеса и консалтинга», согласно которому рыночная стоимость комнаты истца определена в сумме 47.760 рублей.

Судом не принимаются во внимание отчеты об оценке, представленные сторонами в связи с тем, что сумма возмещения по отчету истца завышена: в сравнении оценщиком взяты за основу комнаты, расположенные в многоквартирных домах на территории города Губахи, а истец пользуется комнатой в доме, расположенном в пгт Углеуральский; а в отчете ответчика к расчету принята жилая площадь комнаты 14.8 кв.м, а не общая – 21,6 кв.м (стр.34 отчета), данный выбор ничем не обоснован, также в отчете ответчика к возмещению не взята стоимость доли земельного участка, приходящаяся на жилое помещение истца, на котором расположен оспариваемый жилой дом.

Суд принимает во внимание факт того, что ответчик своим постановлением за №1362 от 3 декабря 2015 года утвердил муниципальную адресную программу «По переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Губахинского городского округа на 2013- 2017 годы», в перечень которых <данные изъяты> не только включил оспариваемый дом <адрес>, но и запланировал стоимость 1 кв.м для выкупа жилых помещений у собственников в доме, которая составляет 16295 рублей.

Кроме того, ответчиком представлен список граждан, которых необходимо расселить в 2016 году из аварийного жилищного фонда, где также планируемая стоимость выкупа жилья – квартиры <адрес> также определена в размере 16295 рублей за 1 кв.м.

Данная сумма ниже предельной стоимости одного квадратного метра общей площади приобретаемых или строящихся жилых помещений в рамках Региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013 -2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 мая 2013 года за №579-п, которая для городского округа "Город Губаха" только на 2014 год составляет уже 17015,00 рублей.

Выкупную стоимость в размере 16295 рублей за 1 кв. м. суд находит разумной и реальной, отвечающей требованиям спроса и предложениям рынка жилья для комнат в квартирах в многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты> Пермского края.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размер денежной выплаты, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, необходимо определить в размере 351.972 рублей, исходя из следующего расчета: 16295 рублей х 21.6 кв. м = 351.972 рубля.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с администрации городского округа «Город Губаха» в пользу <данные изъяты> выкупную цену за жилое помещение в сумме 351.972 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись.