Дело № 2-540/2022
УИД: 03RS0068-01-2022-000646-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июня 2022 года село Бакалы, РБ
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимгареевой Л.З.,
при секретаре - помощнике судьи Шаймардановой Л.М.,
с участием представителя истца Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан Ионовой О.А., представителя ответчика Кудряшовой Э.Р. – Сибагатуллиной Г.З., представителя третьего лица – Муниципального унитарного предприятия «Архитектура» Зариповой Г.М., третьего лица Кудряшова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан к Кудряшова Э.Р. о возврате социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с исковым заявлением к Кудряшова Э.Р. о возврате суммы социальной выплаты, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» Кудряшова Э.Р. было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома по адресу: размере 1 008 000 рублей на семью из 4 человек. Средства социальной выплаты были перечислены на блокированный банковский счет ответчика ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан (Администрация), Муниципальным унитарным предприятием «Архитектура» (Исполнитель) и Кудряшова Э.Р. (Заказчиком) в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 заключили Договор №.
ДД.ММ.ГГГГКудряшова Э.Р. в Администрацию муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан было направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с целью реконструкции жилого дома по адресу: .
Для реконструкции вышеуказанного жилого дома Отделом строительства Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан были запрошены документы на право собственности на жилой дом, которые ответчиком предоставлены не были. Однако Кудряшова Э.Р. был предоставлен технический план дома, при изучении которого было выявлено, что жилой дом по адресу: был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как жилой дом общей площадью 158,4 кв.м.
Согласно п.п. «б» п.2.6 Правил социальная выплата предоставляется на строительство жилого дома, однако Кудряшова Э.Р. был сокрыт факт того, что строительство жилого дома на момент предоставления социальной выплаты было завершено. Указывают, что данный факт подтверждается сведениями, указанными в техническом плане от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на вышеуказанный жилой дом Кудряшова Э.Р. зарегистрировано не было, что при проверке данных о её правах и правах членов её семьи на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости, повлекло за собой получение сельским поселением Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ недостоверной информации об её имущественном положении и предоставлении ответчику справки о том, что её семья продолжает состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Указывают, что данное обстоятельство повлекло за собой неправомерное предоставление социальной выплаты на строительство указанного жилого дома.
Истец просит суд взыскать с Кудряшова Э.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан неправомерно предоставленную социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в размере 1 008 000 (один миллион восемь тысяч) рублей.
Ответчик Кудряшова Э.Р. на судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители третьих лиц: Администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», Октябрьского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» на судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также просила отказать в удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, поскольку исковая давность не прошла, истец узнал, что у ответчика имеется жилое помещение только в 2019 году.
Представитель ответчика адвокат ФИО8, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать по доводам, изложенном в отзыве на исковое заявление, также просила применить пропуск исковой давности. Из отзыва на исковое заявление следует, что ДД.ММ.ГГГГКудряшова Э.Р. обратилась в Администрацию муниципального района Бакалинский район РБ с заявлением о включении её в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года №858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию муниципального района Бакалинский район РБ с заявлением о включении её семьи в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по категории молодая семья.
В 2019 году ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности. На основании этого свидетельства ей, с учетом членов её семьи была предоставлена и перечислена на банковский счет социальная выплата в размере 1 008 000 рублей.
О том, что их дом в 2016 году был поставлен на кадастровый учет, ни ей, ни её супругу известно не было. Фактически строительство дома было завершено в 2021 году и 26 ноября 2021 года было зарегистрировано право собственности на жилой дом.
В соответствии с п. 2.19 Правил Администрация муниципального района Республики Башкортостан РБ в месячный срок проверяет правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, Администрация муниципального района Республики Башкортостан возвращает документы их заявителю с указанием причин возврата.
В случае не предоставления гражданином в Администрацию муниципального района Республики Башкортостан документов, определенных пунктом 2.17 Правил, в течение одного месяца после уведомления, Администрация муниципального района Республики Башкортостан принимает решение об исключении такого гражданина из числа участников Программы.
Ею ежегодно предоставлялись в Администрацию Бакалинского района документы, предусмотренные п.2.17 Правил, в том числе фотоматериалы и Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.
Полагает, что Администрация муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан злоупотребляет своими правами.
В 2017 году комиссия Администрации муниципального района Бакалинский район РБ во главе главного архитектора ФИО9, специалиста МУП «Архитектура» ФИО10, начальника БТИ ОФ ГУП «БТИ РБ» ФИО11, главы сельского поселения Бакалинский сельсовет ФИО12 осматривала их дом, в ходе которого было установлено, что строительство дома не завершено. Данный акт утвержден Администрацией муниципального района Бакалинский район РБ. Фотоматериалы, которые они ежегодно представляли, также подтверждают, на какой стадии находилось строительство их дома.
Также, ДД.ММ.ГГГГ, между Администрацией муниципального района Бакалинский район РБ, МУП «Архитектура» МР Бакалинский район РБ и Кудряшова Э.Р., заключен Договор, согласно которого РБ поручила МУП «Архитектура» осуществлять строительный контроль за ходом строительства объекта индивидуального жилищного строительства, финансируемого на условиях софинансирования государственной программы развития сельских территорий.
Социальная выплата, полученная ими использована по целевому назначению для строительства жилого дома в общую долевую собственность всех членов её семьи. Допущенная кадастровым инженером ошибка: указание в техническом плане «завершение строительства» «год завершения 2016», не может служить безусловным и достаточным основаниям для истребования с ней социальной выплаты.
Представитель третьего лица МУП «Архитектура» МР Бакалинский район ФИО13 в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда. Суду пояснила, что при получении субсидий на строительство жилья, с ними заключается Договор о соблюдении строительства. Такой договор был заключен и при получении субсидии Кудряшова Э.Р.ДД.ММ.ГГГГ. Она в составе комиссии в конце марте 2019 г., то есть перед получением ответчиком социальной выплаты выезжала на осмотр спорного жилого дома, в ходе которого было установлено, что строительство дома к указанному моменту не было завершено, в доме имелись стена, крыша, но электрификация не была проведена, в данном доме теплоснабжения, газификации, водоснабжения не было, потолок был черновой, полов не было. Условий для проживания в этом доме на момент предоставления субсидии не было.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, указав, что субсидия была использована ими по назначению, на строительство дома. На момент обращения за субсидией, у их дома был фундамент, стены и крыша. В 2019 году они с супругой получили субсидию, но чтобы быстрее завершить строительство до получения субсидии взяли кредит. Для того, чтобы провести инженерные сети необходимо, чтобы жилой дом был поставлен на кадастровый учет. Они обратились в БТИ, где им сказали, что их дом уже поставлен на кадастровый учет в 2016 году. Как могло так случиться, что дом без их ведома был поставлен на кадастровый учет, им неизвестно. Они с заявлением о постановке на кадастровый учет не обращались, ничего за это не платили. К кадастровому инженеру в 2016 г. обращались за проектом дома.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч.2 ст.31 Жилищного кодекса РФ).
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 1243.
В целях реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458 (с последующими изменениями), Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. № 49 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее по тексту - Правила).
В силу п. 2.4 Правил к членам семьи гражданина применительно к настоящим Правилам относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
В силу п. 3.1 Правил право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица (супруг и супруга) в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 3.3 настоящих Правил (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет или неполная семья, состоящая из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает по трудовому договору или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.1 настоящих Правил;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.1 настоящих Правил;
В силу п. 3.6 Правил в каждой из указанных в пункте 3.5 настоящих Правил групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил с учетом первоочередности предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам имеющим трех и более детей.
В силу п. 3.7 Правил молодые семьи и молодые специалисты представляют в администрации муниципальных районов Республики Башкортостан заявление по форме, предусмотренной в приложении № 1 к настоящим Правилам, с приложением, в том числе, копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей); выписки из домовой книги, копий финансового лицевого счета или технического паспорта, справки о составе семьи.
Молодая семья или молодой специалист вправе не представлять документы, указанные в настоящем пункте, если они или информация, содержащаяся в них, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, когда такие документы включены в перечень, определенный Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с п. 2.17 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. № 49 предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, при соблюдении условий, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, предоставляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению №1 к настоящим Правилам с приложением следующих документов:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) (заемных) средств в размере не менее 30 процентов от сметной стоимости (в случае строительства) или 30 процентов от расчетной стоимости (в случае приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил.
Документами, подтверждающими наличие собственных (заемных) средств, являются следующие: выписка из лицевого счета, открытого в кредитной организации; договор целевого денежного займа (кредитного договора); сертификат на право получения заявителем (лицом, состоящим в зарегистрированном браке с заявителем) материнского (семейного) капитала; оплаченные счета (квитанции) на приобретенные строительные материалы, акты выполненных работ (по унифицированным формам КС-2 и КС-3, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 11 ноября 1999 г. № 100) согласно смете с приложением фотоматериалов по строящемуся объекту, подтверждающих стадию строительства; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета или технического паспорта, справки о составе семьи; копии трудовой книжки, трудового договора с работодателем или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и подтверждающих ведение им хозяйственной деятельности, а также документов, необходимых для подтверждения статуса сельхозпроизводителя согласно статье 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; разрешительных документов на строительство жилого дома (документов на земельный участок, разрешения на строительство); локального сметного расчета по строящемуся жилому дому, согласованного администрацией муниципального района РБ.
Согласно п. 2.19 Правил Администрации муниципальных районов Республики Башкортостан в месячный срок проверяют правильность оформления документов, предоставленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, администрация муниципального района РБ возвращает документы их заявителю с указанием причин возврата.
Из материалов дела, в частности из учетного дела Кудряшова Э.Р. следует, что ДД.ММ.ГГГГКудряшова Э.Р. обратилась к Главе Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории молодая семья. Жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в селе .
Как следует из выписки из протокола № жилищной комиссии Администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно свидетельства о заключении брака №ФИО1 и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО19, жене -ФИО19.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№а, выданной Администрацией сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ, Кудряшова Э.Р. и её семья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении по сельскому поселению Бакалинский сельсовет на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№Кудряшова Э.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ принадлежали (принадлежат) следующие объекты недвижимости:
помещение с кадастровым номером 02:07:010232:151 по адресу: , площадью 61,4 кв.м, вид права, доля в праве: общая долевая, доля в праве ?;
земельный участок, кадастровый №, по адресу: , вид права, доля в праве: собственность, дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разрешения на строительство №, ДД.ММ.ГГГГКудряшова Э.Р. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства 2 - этажного брусового жилого дома, общей площадью 121,8 кв.м, строительным объемом 550,0 куб.м, надворных построек, площадь земельного участка 1501 кв.м, расположенного по адресу: РБ, муниципальный район Бакалинский, . Срок действия разрешения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Справке о стоимости выполненных работ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, и.о. главного архитектора муниципального района РБ ФИО11, всего работ и затрат, включаемых в стоимость работ в текущем уровне цен при рыночной индексации 5,64 составляет 1 776 617 рублей.
ДД.ММ.ГГГГКудряшова Э.Р. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №.
Как следует из Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, между Администрацией муниципального района РБ, МУП «Архитектура» муниципального района Бакалинский район РБ и Кудряшова Э.Р., заключен Договор, согласно которого поручила МУП «Архитектура» осуществлять строительный контроль за ходом строительства объекта индивидуального жилищного строительства, финансируемого на условиях софинансирования государственной программы развития сельских территорий.
Согласно Договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ между Кудряшова Э.Р. и ФИО3 заключен договор подряда на строительство жилого дома по адресу: , муниципальный район , в соответствии со сметной документацией. Стоимость работ, перечень и количество которых согласовано сторонами, устанавливается сметой и составляет 1 008 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 перечислены денежные средства в размере 1 008 000 рублей. Основание: за проемы, полы, отделочные работы, электроосвещение, отопление по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости жилой дом по адресу: зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность за ФИО14 – доля в праве 1/16, ФИО15 – доля в праве 1/16, ФИО2 – доля в праве 13/32, Кудряшова Э.Р. – доля в праве 13/32, ФИО16 – доля в праве 1/16.
Согласно дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости – жилой дом по адресу: с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного объекта недвижимости обратилась в орган регистрации ФИО17, при этом доверенности на совершение соответствующих действий от имени Кудряшова Э.Р., в материалах реестрового дела не имеется.
Технический план жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства) является основанием для его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, например, в случае создания (строительства) или изменения (реконструкции) жилого дома.
Для подготовки технического плана необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером, являющимся индивидуальным предпринимателем, или с организацией, имеющей в штате кадастрового инженера (ч. 1 ст. 29, ст. 32, ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 35, ч. 1, 10 ст. 36, ст. 37 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
По общему правилу технический план жилого дома подготавливается на основании следующих документов (ч. 11.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ; п. 20 Требований, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953): декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем жилого дома (или его представителем), а в отношении созданного жилого дома - правообладателем земельного участка, на котором он находится; уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС; уведомления органа государственной власти или местного самоуправления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и допустимости его размещения на земельном участке.
Указанные документы прилагаются к техническому плану жилого дома и являются его неотъемлемой частью (ч. 11.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ).
Истец в обоснование иска ссылается на технический план жилого дома, где указан год завершения строительства жилого дома по адресу: - 2016 год, однако указанные обстоятельства опровергаются материалами дела, в частности актом освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, составленным приемочной комиссией Администрации муниципального района Бакалинский район РБ в составе председателя - главного архитектора муниципального района Бакалинский район РБ ФИО9, членов комиссии: ФИО10 - специалиста МУП «Архитектура», ФИО11 - начальника БТИ ОФ ГУП «БТИ РБ», ФИО12 - главы сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ. Согласно данного акта к освидетельствованию предъявлены следующие конструкции жилого дома по адресу: : фундамент - блоки, стены - брус, кровля – профнастил. Основные работы по строительству объекта капитального строительства - монтаж фундамента, возведение стен, возведение кровли. Данный акт утвержден Администрацией муниципального района Бакалинский район РБ и ни кем не оспорен.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ссылка истца о том, что спорный жилой дом был введен в эксплуатацию в 2016 г., не состоятельна, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в спорном доме были осуществлены только следующие работы по строительству объекта капитального строительства - монтаж фундамента, возведение стен, возведение кровли, то есть к эксплуатации данный жилой дом не был готов. Кроме того, представитель третьего лица МУП «Архитектура» МР Бакалинский район ФИО13 в судебном заседании пояснила, что она в составе комиссии в конце марте 2019 г., то есть перед получением ответчиком социальной выплаты выезжала на осмотр спорного жилого дома, в ходе которого было установлено, что строительство дома к указанному моменту не было завершено, в доме имелись стена, крыша, но электрификация не была проведена, в данном доме теплоснабжения, газификации, водоснабжения не было, потолок был черновой, полов не было. Условий для проживания в этом доме на момент предоставления субсидии не было.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчиком заявлено письменное ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным им исковым требованиям к Кудряшова Э.Р.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
В силу ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу п. 1 ст. 207 Гражданского кодекса РФ истечением срока исковой давности по главному требованию, считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, штраф).
Как усматривается из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией, в составе которой также участвовал представитель Администрации муниципального района Бакалинский район РБ, был подписан акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: , согласно которому были определены основные работы по строительству вышеуказанного объекта капитального строительства - монтаж фундамента, возведение стен, возведение кровли.
Кудряшова Э.Р.ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №.
В иске Администрация муниципального района Бакалинский район РБ указывает, что факт постановки ответчиком спорного объекта на кадастровый учет был выявлен истцом ДД.ММ.ГГГГ при получении выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №.
Администрация муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с исковым заявлением к Кудряшова Э.Р. о возврате суммы социальной выплаты с иском ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на дату подписания акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства - ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального района Республики Башкортостан не было известно о том, что Кудряшова Э.Р. будет предоставлена социальная выплата, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что срок исковой давности для обращения с настоящими требованиями истцом не пропущен, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о пропуске срока исковой давности истцом не имеется.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент получения социальной выплаты у Кудряшова Э.Р. и её семьи имелась нуждаемость в улучшении жилищных условий. Все документы по строительству данного жилого дома, предоставленные ответчиком, согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ были проверены Администрацией муниципального района Бакалинский район РБ и МУП «Архитектура».
Кроме того, судом установлено и не опровергнуто истцом, что социальная выплата была использована ответчиком Кудряшова Э.Р. и её семьёй по целевому назначению, то есть для строительства жилого дома по адресу: . Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в Администрацию муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан и МУП «Архитектура» сметной документацией, справками о стоимости выполненных работ и учетным делом. После завершения строительства данный жилой дом был зарегистрирован в общую долевую собственность всех членов семьи ответчика. При этом доказательств, подтверждающих, что Кудряшова Э.Р. использовала предоставленную ей социальную выплату не по целевому назначению, не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан к Кудряшова Э.Р. о возврате социальной выплаты, не имеется.
Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан к Кудряшова Э.Р. о возврате социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.З. Салимгареева