Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-5418/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2011 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Черняевой И.В.,
при секретаре Катусенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пианковской В.В., Гоголева О.Н. о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа РК об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК о предоставлении в аренду земельных участков,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с заявлением по тем основаниям, что распоряжениями Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Пианковской В.В., № Гоголеву О.Н., были предоставлены земельные участки площадью ориентировочно кв.м. в районе для индивидуального жилищного строительства. Согласно распоряжениям заявители должны обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет в течение одного года. Сроком действия каждого распоряжения является также год. В связи с тем, что заявители по объективным причинам не смогли осуществить государственный кадастровый учет земельных участков, они обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов. Заявители просили продлить срок действия распоряжения на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении заявлений органом местного самоуправления было оказано. Данные отказы заявители считают незаконными. Заявлены требования о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № Пианковской В.В., возложении обязанности на Администрацию Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжения до ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № Гоголеву О.Н., возложении обязанности на Администрацию Петрозаводского городского округа продлить срок действия распоряжения до ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание заявители Пианковская В.В. и Гоголев О.Н. не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещались.
Представитель заявителей Ермаков М.А., действующий на основании доверенностей, на требованиях настаивал. Указал, что заявители просят продлить сроки действия распоряжений до ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание процедуру и сроки, необходимые для заключения договора аренды, время, необходимое для вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 255 ГПК РФ с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.09 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимым условием для признания решения государственного органа недействительным является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта (решения, действия, бездействия) закону, 2) нарушение данным актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом суд согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09 г. № 2 при рассмотрении дела по существу должен выяснить имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
Распоряжениями Министерства природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № Гоголеву О.Н., № Пианковской В.В. были предоставлены земельные участки площадью ориентировочно кв.м. в районе для индивидуального жилищного строительства. Согласно распоряжениям заявители должны обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет в течение одного года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно Закону Республики Карелия от 28.08.2007 № 1060-ЗРК, Указу Главы Республики Карелия от 24.01.2008 № 3 Министерство природных ресурсов Республики Карелия осуществляло полномочия по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.
С 19 июля 2010 г. вышеуказанные полномочия осуществляет в силу Закона Республики Карелия № 1397 от 28.06.2010 «О признании утратившим силу Закона Республики Карелия «О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена», Администрация Петрозаводского городского округа.
В силу вышеприведенных норм права законодатель установил правопреемство органов государственной власти и органов местного самоуправления, целью которого является сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме, а, следовательно, стабильности и безопасности правового процесса при изменении его субъектного состава, и прежде всего сохранение непрерывности обеспечения и защиты прав человека. Таким образом, право изменять, дополнять, продлевать срок действия актов, принятых иным государственным органом (Министерством природных ресурсов Республики Карелия), возникло именно у органа местного самоуправления (Администрации Петрозаводского городского округа) в силу правопреемства на основании принятого нормативно-правового акта.
ДД.ММ.ГГГГ Гоголев О.Н., и ДД.ММ.ГГГГ Пианковская В.В. обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями, в которых просили продлить срок действия ранее принятых Министерством природных ресурсов Республики Карелия распоряжений о предоставлении им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства на 1 год – до ДД.ММ.ГГГГ
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предусмотрен статей 30.1 Земельного кодекса РФ.
При этом указанная норма Закона не определяет срок действия решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный орган вправе своим решением как определить гражданину срок для установления на местности границ земельного участка, так и продлить срок при наличии уважительных причин.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заявителям Администрацией Петрозаводского городского округа отказано в продлении действия распоряжений Министерства природных ресурсов РК о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Соответствующие действия органа местного самоуправления в отношении заявителей суд считает необоснованными.
Основанием для обращения заявителей с просьбой продлить срок действия вышеуказанных распоряжений Министерства природных ресурсов послужили обстоятельства, не позволившие в срок осуществить государственный кадастровый учет земельных участков, предоставленных заявителям.
Согласно материалам дела следует, что кадастровые работы в отношении земельных участков, предоставленных для формирования заявителям, выполняло ООО кадастровый инженер ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГУ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, предоставленных для формирования заявителям.
По результатам рассмотрения заявлений ФГУ были приняты решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Затем после устранения замечаний ФИО1 были вновь ДД.ММ.ГГГГ поданы заявления в ФГУ об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков. При этом решений по данным заявлениям принято не было в связи с тем, что сформированные по заявлениям граждан учетные дела были изъяты ДД.ММ.ГГГГ по Постановлению старшего следователя Следственной части Следственного управления при МВД по РК ФИО2 о производстве выемки. Соответствующее письмо на имя ФИО1 датировано ФГУ ДД.ММ.ГГГГ №.
В дальнейшем заявители самостоятельно обратились в ФГУ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в котором им было в очередной раз отказано.
При этом перед принятием решения в адрес органа кадастрового учета было направлено представление Следственного управления при МВД по РК о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывалось на незаконность действий по осуществлению кадастрового учета земельных участков и неотвратимую юридическую ответственность лиц, его осуществивших.
В решениях об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, среди прочих оснований для отказа, указывалось на отсутствие утвержденных схем расположения земельных участков.
Ранее заявители обращались в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом Администрация соответствующие схемы не утвердила и не выдала. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При этом решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, бездействие Администрации Петрозаводского городского округа являлись предметом судебных разбирательств в Петрозаводском городском суде на протяжении сентября – ноября 2010 г.
При таких обстоятельствах суд считает, что имелись объективные причины, по которым государственный кадастровый учет земельных участков, предоставленных заявителям, не был осуществлен в срок, установленный в распоряжениях Министерства природных ресурсов РК.
Обстоятельств, свидетельствующих о виновных действий или бездействия заявителей, послуживших причиной задержки осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, судом не установлено.
Особенности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлены ст. 30.1 ЗК РФ, в соответствии с которой уполномоченным органом на первоначальном этапе принимается нормативно правовой акт (решение) о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Данное решение является основанием для проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заключается договор аренды.
Максимальный срок действия такого распоряжения законом не установлен.
Действующим законодательством не урегулированы вопросы продления срока действия подобного рода решений. В то же время возможность продления срока действия решения в пределах разумного срока ЗК РФ не исключается.
Кроме того, необходимо учитывать общую направленность, смысл и содержание земельного законодательства, определенные в ст. 1 ЗК РФ – введение земельных участков в гражданский оборот путем предоставления их на основе вещного либо обязательственного права участникам гражданских отношений.
Возможность продления срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует и из конституционных принципов значимости прав и свобод гражданина, создании условия для достойного существования (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 7, ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), поощрения жилищного строительства (ч. 1,2 ст. 40 Конституции РФ).
Для определения разумного срока, в пределах которого возможно продление срока действия распоряжения, допустимым по аналогии является применение п. 8 ст. 31 ЗК РФ, регулирующего сходные правоотношения, согласно которому разрешение о предварительном согласовании места расположения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет».
Возможность применения данного пункта также подтверждается идентичностью правового регулирования дальнейших действий участников земельных правоотношений в случае предоставления земельного участка для строительства – п. 1, 2 ст. 32 ЗК РФ и для жилищного строительства – ст. 3.1 ЗК РФ, а именно проведение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета, предоставление земельного участка на основе договора.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для продления действия указанных в заявлении распоряжений на срок, изначально установленный в данных распоряжениях, то есть на один год. Оснований для установления срока продления действия распоряжений до ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает, поскольку в данном случае оспариваются отказы Администрации Петрозаводского городского округа в продлении срока действия распоряжений по заявлениям Пианковской В.В. и Гоголева О.Н., в которых они просили продлить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание, что продление срока действия ненормативного правового акта находится в компетенции лица, его принявшего, учитывая то обстоятельство, что распоряжение земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, на данный момент находится в компетенции Администрации Петрозаводского городского округа, суд считает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность по изданию решения о продлении срока действия указанных в заявлении распоряжений.
Решение об отказе в продлении срока действия данных распоряжений создают препятствия для приобретения заявителями права аренды предоставленных им земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК от ДД.ММ.ГГГГ № Пианковской В.В. о предоставлении в аренду земельного участка в районе .
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа издать распоряжение о продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду земельного участка в районе Пианковской В.В. до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Пианковской В.В. расходы по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК от ДД.ММ.ГГГГ № Гоголеву О.Н. о предоставлении в аренду земельного участка в районе .
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа издать распоряжение о продлении срока действия распоряжения Министерства природных ресурсов РК от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду земельного участка в районе Гоголеву О.Н. до ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Гоголева О.Н. расходы по уплате государственной пошлины 200 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья: И.В. Черняева
Решение в окончательной форме принято: 26 июля 2011г.