ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-541/14 от 03.04.2014 Аксайского районного суда (Ростовская область)

№2-541/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 апреля 2014 года г. Аксай

   Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Пичугиной Р.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к Короткой И.В., Горецкой И.В., Дубининой И.В., 3-и лица Администрация Аксайского городского поселения, Министерство культуры Ростовской области об обязании обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области.

УСТАНОВИЛ:

   Прокурор Аксайского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Короткой И.В., Горецкой И.В., Дубининой И.В., з-и лица Администрация Аксайского городского поселения, Министерство культуры Ростовской области об обязании обратиться в Министерство культуры Ростовской области и заключить охранное обязательство на объекты культурного наследия регионального значения Ростовской области: здание хлебопекарни Алексеева (<адрес>), казачий курень ( <адрес>), <адрес>. подворье Алексеева (<адрес>), ссылаясь на то, что прокуратурой Аксайского района в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проведения проверки было установлено, что жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, являются объектами культурного наследия и в отношении данных объектов недвижимости отсутствуют охранные обязательства.

 Существуют объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В отношении объектов регионального и местного (муниципального) значения действуют, соответственно, региональные нормативные правовые акты соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.

 Отнесение объектов памятников истории и культуры к таковым в 1994 году производилось в соответствии с нормами Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

 Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» постановлением Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994 № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры» на государственную охрану приняты памятники истории и культуры на территории района, в том числе здание хлебопекарни Алексеева, дом б. торговца Хаспекова, дом б. подворье Алексеева.

 Как установлено проверкой, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество жилой дом по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, принадлежит на праве собственности Горецкой И.В. На основании Решения малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 казачий курень, расположенный по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранное обязательство на объект культурного наследия не заключалось и не заключено по настоящее время.

 Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в настоящее время <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, принадлежит на праве собственности Дубининой И.С. На основании Решения малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 дом б. подворье Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранное обязательство на объект культурного наследия не заключалось и не заключено по настоящее время.

 Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в настоящее время <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, И.В. <адрес> принадлежит на праве собственности Короткой Е.В. На основании Решения малого совета Ростовского областного совета народных депутатов № 301 от 18.11.1992 здание хлебопекарни Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранное обязательство на объект культурного наследия не заключалось и не заключено по настоящее время.

 В первоначальных требованиях прокурор Аксаского района просил обязать Короткую И.В., Горецкую И.В., Дубинину И.В. обратиться в Министерство культуры Ростовской области и заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области.

 В судебном заседании исковые требования были уточнены, в окончательной редакции требования были изложены следующим образом: обязать Короткую И.В., Горецкую И.В., Дубинину И.В. обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области – : здание хлебопекарни Алексеева (<адрес>), казачий курень (<адрес>), дом б. подворье Алексеева (<адрес>).

 Помощник прокурора Дологодина Ю.А. в судебном заседании исковые требования к Короткой Е.В., Дубининой И.С. поддержала, просила удовлетворить, в части обязания Горецкой И.В. казачий курень (<адрес> обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области производство по делу прекратить.

 Представитель Министерства культуры Ростовской области в судебное заседание не явился в представленном в суд отзыве указал, что жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, И.В. <адрес> являются объектами культурного наследия и на основании Решения малого совета И.В. <адрес> совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства). Охранные обязательства на вышеуказанные объекты культурного наследия не заключались и не заключены по настоящее время.

 Представитель Администрации Аксайского городского поселения в судебном заседании исковые требования к Короткой Е.В., Дубининой И.С. поддержала, просила удовлетворить, в части обязания Горецкой И.В. казачий курень (<адрес> обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области производство по делу прекратить.

 Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Положения приведенных норм права предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аксайского района проведена проверка соблюдения законодательства в отношении объектов культурного наследия в г. Аксае. Проверкой было установлено, что в отношении ряда объектов культурного наследия не выполняются требования по заключению охранных обязательств, в которых содержатся условия касающиеся сохранения, содержания и использования объекта культурного наследия и порядок выполнения собственником охранного обязательства.

 Решением малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992 казачий курень, расположенный по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, дом б. подворье Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, здание хлебопекарни Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории, архитектуры, монументального искусства).

 Кроме того, во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» постановлением Главы Администрации Ростовской области от 14.03.1994 № 69 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры» на государственную охрану приняты памятники истории и культуры на территории района, в том числе казачий курень, расположенный по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, дом б. подворье Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, здание хлебопекарни Алексеева по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>.

 Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество жилой дом по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, принадлежит на праве собственности И.В., <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, принадлежит на праве собственности Короткой Е.В., <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, принадлежит на праве собственности Дубининой И.С.

 Статьей 33 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 Согласно пункту 1 статьи 40 указанного Федерального закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

 В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

 Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

 В ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 25июня2002года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия в отношении в том числе объектов культурного наследия регионального значения. Таковым органом исполнительной власти в отношении объектов культурного наследия регионального значения Ростовской области является Министерство культуры Ростовской области.

 Таким образом, ответчики как собственники и пользователи объекта культурного наследия обязаны оформить охранное обязательство в Министерстве культуры Ростовской области.

 До настоящего времени охранное обязательство на объект культурного наследия дом б. торговца Хаспекова, расположенного по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>, не заключено.

 Доказательств обращения ответчиков (после того как они узнали о том, что спорный объект является памятником культурного наследия) в компетентные органы за оформлением охранного обязательства, в судебном заседании представлены не были, как и не представлено доказательств отказа в оформлении им охранного обязательства.

 Решение малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992, которым утвержден Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и в который входит спорный объект является действующим и на момент вынесения решения не оспорен.

 Защита прав собственника спорного объекта, не поставленного в известность о наличии статуса памятника истории и архитектуры у названного объекта при приобретении его в собственность, подлежит защите в ином, в том числе судебном порядке о состоятельности договора в части существенных характеристик предмета договора.

 Иное означало бы нарушение принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

 Отсутствие в свидетельствах о государственной регистрации права ответчиков на квартиры обременений не влияют на обязанность ответчиков как собственников и пользователей объекта культурного наследия оформить охранное обязательство в Министерстве культуры Ростовской области.

 Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

 - выписками из ЕГРП,

 - письмом заместителя министра культуры РО от 11.11.2013,

 - решением малого совета Ростовского областного совета народных депутатов №301 от 18.11.1992,

 -информацией министерства культуры РО от 17.03.2014 года №23/02-04 /749.

 В судебном заседании помощник прокурора Дологодина Ю.А. в части обязания Горецкой И.В. казачий курень (<адрес> обратиться в Министерство культуры И.В. <адрес> для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения И.В. <адрес> производство по делу прекратить.

 Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме. Эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания ( ч. 1 ст. 173 ГПК РФ).

 Суд считает, что отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Правовые последствия отказа от иска в части истцу разъяснены и понятны.

 Исходя из указанных норм закона, суд считает, что производство по делу в части обязания Горецкой И.В. казачий курень (<адрес> обратиться в Министерство культуры И.В. <адрес> для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения И.В. <адрес> должно быть прекращению.

 Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными, не вызывающими сомнения, а исковые требования прокурора Аксайского района обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

 Исходя из указанных норм закона, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Аксайского района удовлетворить частично.

 Обязать Короткую И.В. обратиться в Министерство культуры Ростовской области для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения Ростовской области : здание хлебопекарни Алексеева, расположенное по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>.

 Обязать Дубинину И.В. обратиться в Министерство культуры И.В. <адрес> для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения И.В. <адрес>:дом б. подворье Алексеева, расположенное по адресу: <адрес>, И.В. <адрес>

 В части обязания Горецкой И.В. казачий курень (<адрес> обратиться в Министерство культуры И.В. <адрес> для рассмотрения вопроса о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения И.В. <адрес> производство по делу прекратить.

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца с даты вынесения мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Аксайский районный суд.

 Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2014 года.

Судья: