ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-541/19 от 10.06.2019 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

№2–541/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании «10» июня 2019 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения «Мандач» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Мандач» о возложении обязанности предоставить пригодное для проживания жилое помещение взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что жилое помещение, в котором зарегистрирована истец, расположенное по адресу: <адрес> находиться на балансе администрации. На основании заключения межведомственной комиссии данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время истец жилым помещением не обеспечена. Кроме того, она в установленном законом порядке принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующий список. Полагает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить ей благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Ответчик администрация сельского поселения «Мандач», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 с <дата> зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

<дата> между ФИО1 и МУ «Центр расчетов и субсидий», действующим от имени собственника жилого помещения МО «Сыктывдинский район» заключен договор социального найма указанного жилого помещения.

<дата> межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Мандач» от 31.08.2015 , проведено обследование жилого дома истца.

В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 30.06.2016 и актом обследования помещения от 30.06.2016, жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации сельского поселения «Мандач» от 26.09.2016 ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28.02.2018 ФИО1, составом семьи 1 человек признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 31.01.2018 по категории «Лица, проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде», «Граждане, проживающие в сельской местности».

С момента постановки ФИО1 на учет, ее жилищные условия не улучшились, иных жилых помещений в собственности, на праве социального найма она не имеет.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Закрепляя право каждого на жилище (ч. 1 ст. 40) и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.; 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86, 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Таким образом, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем.

Поскольку при переселении из аварийного жилого фонда производится фактическая замена жилого помещения непригодного для проживания на благоустроенное жилое помещение с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, а не улучшение жилищных условий по количественным показателям, нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, на данные правоотношения не распространяются.

Из представленной администрацией сельского поселения «Мандач» справки следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в которой проживала ФИО1, имеет площадь 31,3 кв.м.

С учетом приведенных сведений о площади жилого помещения, находящегося в пользовании ФИО1, суд приходит к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 31,3 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте сельского поселения «Мандач» Сыктывдинского района Республики Коми.

При таких обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение отнесено к категории непригодных для постоянного проживания, суд считает необходимым возложить на администрацию сельского поселения «Мандач», как на наймодателя, обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с. Мандач Сыктывдинского района Республики Коми, жилое помещение, во внеочередном порядке, площадью не менее 31,3 кв.м.

Ссылку ответчика на Постановление администрации сельского поселения «Мандач» от 08.04.2019 «О признании индивидуальных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», в соответствии с которым расселение граждан будет произведено в течение 5 лет с момента признания индивидуального дома аварийным», суд находит несостоятельной, поскольку в силу действующего законодательства предоставление другого жилья не может быть поставлено в зависимость от вхождения дома в программу переселения.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения «Мандач» удовлетворить.

Возложить на администрацию сельского поселения «Мандач» обязанность предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма, вне очереди, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям сельского поселения «Мандач» Сыктывдинского района Республики Коми, общей площадью не менее 31,3 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Е.А. Долгих