ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-541/2014 от 07.02.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

  Дело № 2- 541/2014

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    07 февраля 2014 года                                                               город Рубцовск

 Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

 председательствующего судьи Смирновой С.А.,

 при секретаре               Кирилловой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рубцовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию дорожного хозяйства Алтайского края *** о запрете эксплуатации тепловоза,

 УСТАНОВИЛ:

 Рубцовский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с иском о запрете эксплуатации тепловоза. В обоснование своей требований указал, что Рубцовской транспортной прокуратурой проведена проверка в Рубцовском филиале ГУП ДХ АК *** по вопросам обеспечения безопасности железнодорожного движения при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования. В результате проверки выявлены нарушения, которые влекут запрет эксплуатации тепловоза  . Как установлено, ГУП ДХ АК *** является действующим юридическим лицом и эксплуатирует и содержит на своем балансе тепловоз  . В результате проведенной проверки установлено, что в отношении тепловоза   капитальный ремонт в условиях завода-изготовителя с продлением срока службы не проводился и тепловоз   продолжает эксплуатироваться ГУП ДХ АК *** по истечении нормативного срока службы, также выявлены и иные нарушения требований безопасности движения при содержании и эксплуатации тепловоза, которые влекут за собой невозможность его дальнейшей эксплуатации, а именно: 1) в нарушение п. 7 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 на тепловоз   отсутствует технический паспорт (формуляр), помимо этого отсутствуют знаки и надписи: знак принадлежности (РФ), наименование владельца, дата и место проведенного ремонта и др.; 2) в нарушение п. 6 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, п.2.2.2 Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов эксплуатации от 27.09.1999 № ЦТ-685 в журналах ТУ-152 на тепловозе   отсутствуют сведения о находящихся на тепловозе тормозных башмаках, также отсутствуют сами башмаки; 3) в нарушение требований п.24 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 на тепловозе   неисправная система подачи песка (разоборудована); 4) в нарушение п.2.9 Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар подвижного состава от 14.06.1995 №ЦТ-329 на колесные пары тепловоза   отсутствуют паспорта; 5) в нарушение п.3.8 Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар подвижного состава от 14.06.1995 № ЦТ-329 не проводится обмер колесных пар тепловоза  ; 6) в нарушение требований п. 1.4 главы 4 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных приказом МПС от 11.11.1992 № ЦУО-112 тепловоз   не оборудован пожарной сигнализацией, на тепловозе отсутствуют огнетушителя; 7) в нарушение п.2.11 гл.4 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных приказом МПС г 11.11.1992 №ЦУО-112 в дизельном помещении тепловоза   течь масла, топлива по дизелю; 8) в нарушение требований п.п.24, 27 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286, п.6.9 Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов от 27.01.1998 № ЦТ-553 на тепловозе   установлены монометры с просроченными сроками периодической проверки; 9) в нарушение ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ, п.2.2.14 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ-ЦУО-175 от 27.04.1993 в кабине машиниста тепловоза   не установлена на видном месте памятка с необходимыми ведениями о действиях при пожаре. Содержание и эксплуатация тепловоза при несоблюдении требований и условий, недопустимо, так как ставит под угрозу не только безопасность движения железнодорожного транспорта, но и создает угрозу жизни и здоровью граждан, повреждению либо уничтожению имущества. Выявленные прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства стали возможны ввиду отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц ГУЛ ДХ АК *** ответственных за содержание и безопасную эксплуатацию железнодорожных составов. Установленные нарушения могут привести к разрушению железнодорожного полотна, а также самого тепловоза или его частей, что в свою очередь может повлечь за собой тяжкие последствия в виде реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, движения железнодорожного транспорта, причинения вреда окружающей среде, повреждения или уничтожения материальных ценностей и т.д. В связи с чем, транспортный прокурор просил запретить эксплуатацию тепловоза  , ГУП ДХ АК ***

 Впоследствии Рубцовский транспортный прокурор представил уточненное исковое заявление, в котором уточнил год выпуска тепловоза  , уточнил нарушения, допущенные в ходе эксплуатации тепловоза, а именно: 1) в нарушение п.2.9 Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар подвижного состава от 14.06.1995 №ЦТ-329 на колесные пары тепловоза   отсутствуют паспорта; 2) в нарушение требований п. 1.4 главы 4 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных приказом МПС от 11.11.1992 №ЦУО-112 тепловоз   не оборудован пожарной сигнализацией, на тепловозе отсутствуют огнетушителя; 3) в нарушение требований п.п.24, 27 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286, п.6.9 Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов от 27.01.1998 №ЦТ-553 на тепловозе   установлены монометры с просроченными сроками периодической проверки. В связи с чем просил запретить эксплуатацию тепловоза    , ГУП ДХ АК *** до устранения выявленных нарушений.

 В судебном заседании Рубцовский транспортный прокурор Бухтояров Е.В. уточненные исковые требования поддержал, просил запретить эксплуатацию тепловоза  ,  , ГУП ДХ АК *** до устранения выявленных нарушений, установленных актом проверки Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  .

 Представители ответчика Ермолаев В.С., Герасименко Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, пояснили, что с момента направления в их адрес Сибирским управлением Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предписания  , *** сразу стал устранять выявленные нарушения, которых было, согласно, предписанию, ..., в настоящее время осталось не устраненными ....

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

 Судом установлено, что Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края *** зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции ФНС    .

 ... Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совместно с Рубцовским транспортным прокурором проведена проверка вопросам обеспечения безопасности железнодорожного движения при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в отношении ГУП ДХ АК ***

 Согласно акта проверки от ...  , установлено, что ГУП ДХ АК *** имеет в собственности и использует в своей деятельности тепловоз  , на предприятии эксплуатируется с нарушением сроков планово-предупредительных видов ремонта, просроченным сроком службы и без проверки на подтверждение их исправного технического состояния.

 Частью 3 статьи 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 № 17-ФЗ (далее Закона) определено, что одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.

 В соответствии со ст. 2 Закона, железнодорожные пути необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей: физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд. Железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

 Частью 2 статьи 20 Закона, на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса возложена обязанность по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасных перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

 Согласно п.1 раздела «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава» Приказа Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г, № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. В соответствии с п. 2 раздела «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава» Приказа Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. №286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования, не допускается использование железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил. Контроль соблюдения указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.

 В соответствии с требованиями Постановления Совета Министров СССС от 22.10.1990 № 1072, указаниям МПС от 24.01.1991, для тепловозов  , установлен двадцатилетний нормативный срок службы.

 Согласно п. 4.10 ГОСТ 27.002-89, в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В приложении к ГОСТ 27.002.-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» указано, что целью установления назначенного срока службы и назначенного ресурса является обеспечение принудительного заблаговременного прекращения применения объекта по назначению, исходя из требований безопасности или технико-экономических соображений.

 Из технического паспорта тепловоза   следует, что дата его выпуска - ....

 Судом установлено, что ГУП ДХ АК *** имеет в собственности и использует в своей деятельности тепловоз  , нормативный срок службы тепловоза  , истек в ... году, однако, в нарушение норм закона и ведомственных правил обществом тепловозэксплуатируется при работе с опасными грузами по настоящее время. В формуляре тепловоза отсутствуют сведения о проведении текущих и капительных ремонтов. Эксплуатациятепловоза, срок службы которого истёк, не отвечает требованиям закона, создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределённого круга лиц.

 Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте. Эксплуатациятепловоза, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад (машиниста), которым поручено управлять данным тепловозом, создаёт предпосылки к причинению ущерба лицам, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Согласно ст. 12 Гражданского кодека Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Рубцовского транспортногопрокурора подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Рубцовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Запретить государственному унитарному предприятию дорожного хозяйства Алтайского края *** эксплуатацию тепловоза  , до устранения нарушений, установленных актом проверки Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  .

 Взыскать с государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края *** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ... руб.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                 С.А.Смирнова