Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением – квартирой №, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что в связи с непригодностью для проживания ранее предоставленной комнаты № решением совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ ФИО1 была выделена комната №, жилой площадью 20,2 кв.м., в общежитии дома ВОХР по <адрес> балка, в городе Инкермане, в городе Севастополе. В 2010 была произведена реконструкция жилого дома, комнаты были объединены в отдельные квартиры, вследствие чего образовалась двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, площадью 45,9 кв.м., что подтверждается техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составленный Государственным унитарный предприятием города Севастополя «Бюро технической инвентаризации». Документы о реконструкции комнат в квартиру у заявителя не сохранились, однако реконструкция не является самовольной, поскольку в техническом паспорте на жилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует отметка о самовольной реконструкции. Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, признан аварийный и подлежащий сносу. На основании данного распоряжения будет производиться переселение граждан из аварийного жилья в другие благоустроенные жилые помещения. С целью разъяснения порядка переселения из аварийного жилья ФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с запросом от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на запрос Департамент капитального строительства города Севастополя в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.1-18/02/21 указал, что Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в государственную программу города Севастополя «Жилище» включена Подпрограмма 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя (далее – Подпрограмма 4), мероприятия которой направлены на переселение граждан из помещений признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях, в благоустроенные жилые помещения, в том числе граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>. По предоставленной ФИО1 в Департамент нотариально заверенной копии выписки из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 является нанимателем комнаты № в <адрес> балка, жилой площадью 20,2 кв.м. По сведениям Государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» общая площадь <адрес> составляет 45,9 кв.м., из них жилой площади 20,5 кв.м. (согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ№ нанимателем является ФИО1) и жилой площади 11,9 кв.м. (наниматель жилого помещения неизвестен). Таким образом, документально подтверждено только право пользования жилым помещения площадью 20,5 кв.м. Паспортом Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя «Жилище» предусмотрено предоставление гражданам, проживающим в жилом помещении менее нормы предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного проживающего гражданина, то есть 33,0 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Департамент имеет правовые основания предложить для переселения жилое помещение площадью 33,0 кв.м. Правовых оснований расселить истцов по фактически используемой площади нет. На основании изложенного ФИО1 должна предоставить ответчику документы, подтверждающие право пользования жилым помещением общей площадью 45,9 кв.м. по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес> (решение суда, вступившее в законную силу).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В связи с непригодностью для проживания ранее предоставленной комнаты № решением совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ ФИО1 была выделена комната №, жилой площадью 20,2 кв.м., в общежитии дома ВОХР по <адрес> балка, в городе Инкермане, в городе Севастополе, о чем свидетельствует выписка из протокола № совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в данной комнате были зарегистрированы ФИО1 и ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
До января 2004 года указанный выше дом находился на балансе Государственного предприятия «Крымские генерирующие системы», подразделением которого была Севастопольская ТЭЦ.
По причине банкротства данного государственного предприятия Севастопольская ТЭЦ в январе 2004 года была передана в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2010 году жилому дому ВОХР был присвоен адрес – <адрес> балка, <адрес>, в городе Севастополе, в связи с чем у истцов были изменены данные о регистрации по месту жительства.
В том же году с согласия балансодержателя была произведена реконструкция жилого дома, комнаты были объединены в отдельные квартиры, вследствие чего образовалась двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, площадью 45,9 кв.м., что подтверждается техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составленный Государственным унитарный предприятием города Севастополя «Бюро технической инвентаризации».
Документы о реконструкции комнат в квартиру у заявителя не сохранились, однако реконструкция не является самовольной, поскольку в техническом паспорте на жилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует отметка о самовольной реконструкции.
Справкой Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ№-п (выпиской из домовой книги о составе семьи и прописке), справками Государственного унитарного предприятия «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту жительства, копией поквартирной карточки, а также счетами и квитанциями по оплате за коммунальные услуги с 2011 года подтверждается, что ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы в <адрес> балка, <адрес>, площадью 45,9 кв.м.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ занимаемое истцами жилое помещение поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером 91:01:073006:479 как квартира, площадью 45,9 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РП многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании данного распоряжения будет производиться переселение граждан из аварийного жилья в другие благоустроенные жилые помещения.
С целью разъяснения порядка переселения из аварийного жилья ФИО1 обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с запросом от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на запрос Департамент капитального строительства города Севастополя в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.1-18/02/21 указал, что Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в государственную программу города Севастополя «Жилище» включена Подпрограмма 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя (далее – Подпрограмма 4), мероприятия которой направлены на переселение граждан из помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях, в благоустроенные жилые помещения, в том числе граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП сроки реализации Подпрограммы 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя государственной программы гора Севастополя «Жилище» продлены до 2024.
По предоставленной ФИО1 в Департамент нотариально заверенной копии выписки из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 является нанимателем комнаты № в <адрес> балка, жилой площадью 20,2 кв.м.
По сведениям Государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» общая площадь <адрес> составляет 45,9 кв.м., из них жилой площади 20,5 кв.м. (согласно выписке из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Севастопольской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ№ нанимателем является ФИО1) и жилой площади 11,9 кв.м. (наниматель жилого помещения неизвестен). Таким образом, документально подтверждено только право пользования жилым помещением площадью 20,5 кв.м.
Паспортом Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя «Жилище» предусмотрено предоставление гражданам, проживающим в жилом помещении менее нормы предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного проживающего гражданина, то есть 33,0 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Департамент имеет правовые основания предложить для переселения жилое помещение площадью 33,0 кв.м. Правовых оснований расселить по фактически используемой площади нет.
На основании изложенного, по мнению ответчика, ФИО1 должна предоставить документы, подтверждающие право пользования жилым помещением общей площадью 45,9 кв.м. по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес> (решение суда, вступившее в законную силу).
В связи с необходимостью подтверждения права пользования квартирой № по <адрес> балка, <адрес>, площадью 45,9 кв.м., ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направила запросы в адрес Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Инкерман», Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС», Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго», Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Единый информационный информационно-расчетный центр», Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя», в которых просила предоставить документы, подтверждающие проведение реконструкции комнат в изолированную <адрес>.
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Инкерман» в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ№ указало, что в 2015 году <адрес> балка был принят на обслуживание общего имущества по протоколу общего собрания собственников. Других документов, а именно, о проведении реконструкции комнат в изолированную квартиру, от предприятия ООО «СГС Плюс» не передавалось.
Согласно письма Общества с ограниченной ответственностью «СГС ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ № А-1563/2021, в 2019 году все документы ГП «Крымские генерирующие системы», которыми располагало ООО «СГС ПЛЮС», были сданы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации на хранении в ГКУ «Архив города Севастополя».
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» уведомило истца, что в архиве ГУП города Севастополя «БТИ» хранится инвентарное дело на объект капитального строительства по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, в котором отсутствуют документы, подтверждающие проведение реконструкции комнат в изолированную <адрес>.
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севтеплоэнерго» ДД.ММ.ГГГГ№/УР-Ф направило ответ, в котором указало, что ГУПС «Севтеплоэнерго» осуществляет расчет платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению по многоквартирному дому 4 по <адрес> балка с ДД.ММ.ГГГГ и не располагает запрашиваемой информацией.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Единый информационный информационно-расчетный центр» сообщило, что вопросы, поставленные в обращении, не входит в компетенцию ГУПС «ЕИРЦ».
В соответствии с письмом Государственного казенного учреждения «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № а/50 в документах архивных фондов «Инспекция архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины» и «Архитектурно-строительный и технический надзор Севастопольской городской государственной администрации» сведений о реконструкции комнат в изолированную квартиру адресу: <адрес> балка, <адрес>, не имеется. В документах архивного фонда «Севастопольская ТЭЦ Государственного предприятия «Крымские генерирующие системы» протоколов совместного заседания администрации и профсоюзного комитета не имеется.
Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих право пользования квартирой, ФИО1 и ФИО2 на законных основаниях вселены в комнату №, которая впоследствии была реконструирована в <адрес>.
Проживая по <адрес> балка, <адрес>, истцы своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги, добросовестно и открыто пользуются данным имуществом, соблюдают общественный порядок и правила общежития.
Длительное проживание истцов в указанной выше квартире и фактическое исполнение ими обязанностей нанимателей свидетельствует о фактическом заключении с ними договора социального найма жилого помещения.
Согласно статьи 4 Жилищного кодекса УССР (далее – ЖК УССР), действовавшего на территории города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в жилой фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилого законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилого фонда.
В соответствии со статьей 9 ЖК УССР граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.
Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения либо ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Жилые права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав либо с нарушением прав других граждан, либо прав государственных и общественных организаций.
По предписаниям статьи 10 ЖК УССР граждане обязаны заботливо относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.
В соответствии со статьей 53 ЖК УССР жилые помещения в домах общественного жилого фонда предоставляются гражданам по общему решению органа соответствующей организации и ее профсоюзного комитета с последующим уведомлением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Статьей 58 указанного выше кодекса предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного либо общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союзу ССР.
Согласно 61 ЖК УССР пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между нанимателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а в случае отсутствия – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статьи 68 ЖК УССР наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги. Квартирная плата плату за коммунальные услуги в домах государственного и общественного жилого фонда вносятся ежемесячно в сроки, установленные Советом М. У. ССР.
Данные положения Жилищного кодекса УССР аналогичны положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
На основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Фондом коммунального имущества Севастопольского городского советаДД.ММ.ГГГГ квартира расположенная по адресу: <адрес> балка, <адрес>, г. Севастополь, передана в государственную собственность Украины.
Таким образом, предоставленные суду доказательства подтверждают, что здание общежития, расположенное по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, было передано в государственную собственность Украины, а следовательно утратило статус общежития.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 1 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статьи 60 указанного выше кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Статьей 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По предписаниям статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ. В соответствии с п.3.1.2.6 указанного положения, Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение, передано в государственную собственность, постольку истец с момента передачи здания общежития в государственную собственность приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нахождение спорного жилого помещения в здании, имевшем статус общежития, не может являться основанием для отказа истцу в заключении договора социального найма.
Между тем, Распоряжением Правительства города Севастополя многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, что исключает для истцов возможность внесудебного признания за ними права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя, ответчиком не представлено.
Суд приходит к выводу, что отсутствие ордера, а равно договора на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное помещение, подтверждении данного факта со стороны компетентных жилищных органов власти, несении расходов по его содержанию и оплате коммунальных услуг по заключенным в установленном порядке договорам само по себе в данном рассматриваемом случае не препятствует возникновению у истца права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования о признании за истцом права пользования спорным жилым помещением обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением, – удовлетворить в полном объеме.
Признать за ФИО1 и ФИО2 право пользования жилым помещением – квартирой, площадью 45,9 кв.м., расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес> балка, <адрес>, по договору социального найма.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В. Просолов