Дело № 2-5422/2020
УИД: 11RS0001-01-2020-008980-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Республика Коми, г. Сыктывкар 13 октября 2020 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием
истца – ФИО5
представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК, третьего лица УФСИН России по РК – ФИО6, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и подлежащим отмене,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от ** ** ** № 134-к незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование требований указано, что истец проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК. Оспариваемым приказом он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение срока перенаправления обращения осужденного ФИО7, установленного ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Полагает, что оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности у работодателя не имелось, поскольку виновных действий не совершал, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено УФСИН России по РК.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика, третьего лица в судебном заседании с иском не согласился, полагал, что дисциплинарное взыскание наложено обоснованно, указал также, что действующих взысканий, кроме обжалуемого истец, не имеет, при этом имеет 22 поощрения со стороны работодателя.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы, как особой категории гражданских служащих выводится из правового статуса работника, трудовые права и обязанности которого определяются не только Конституцией РФ (ст. 37), но и ст. 21 Трудового Кодекса РФ.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, указывающей, что особенности правового регулирования отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами, правовой статус сотрудников УИС регламентируется и конкретизируется в Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В силу ст. 24 указанного Закона, порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации (ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1).
Установлено, что истец с 09.04.2012 проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в должности главного энергетика отдела коммунально-бытового интендантского и хозяйственного обеспечения.
В соответствии с п. 55 должностной инструкцией истца главный энергетик ОКБИиХО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК при поручении ему рассмотрения обращений и жалоб граждан несет персональную ответственность, в том числе за своевременность их разрешения и направления ответа заявителю.
** ** ** в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК поступило обращение осужденного ФИО1 которое в тот же день было зарегистрировано канцелярией Учреждения за вх. № oг-138 и отписано руководством для рассмотрения главному энергетику ОКБИиХО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК ФИО5, со сроком исполнения ** ** **.
** ** ** истец после проведения правовой экспертизы представил в канцелярию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК указанное обращение с подготовленным него ответом о перенаправлении обращения в адрес ФКУ СИЗО -3 УФСИН России по Республике Коми, поскольку рассмотрение обращения входило компетенцию данного учреждения.
Факт исполнения истцом, отписанного ** ** ** поручения, с предоставлением документа о перенаправлении обращения, а также факт непосредственного направления данного ответа заявителю именно ** ** ** стороной ответчика не оспаривается.
Приказом начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от ** ** ** № 134-к ФИО5 объявлен выговор за нарушение семидневного срока, предусмотренного требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный приказ содержит сведения о том, что поручение по поводу обращения осужденного ФИО2 исполнено истцом ** ** **.
Статьей 21 Федерального закона от ** ** ** № 117-ФЗ (в ред. от ** ** **) «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.
В соответствии с ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1), служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.
В пункте 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 закреплено право гражданина получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с п. 4 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463, особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ведомственными нормативными правовыми актами.
При этом, ни Федеральный закон, ни ведомственные нормативные правовые акты ФСИН, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, положений о порядке исчисления указанного срока не содержат.
Между тем, за нарушение срока рассмотрения письменного обращения должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, при исчислении указанных сроков следует руководствоваться общим правилом, закрепленным в статье 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока; срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм материального права, семидневный срок подготовки уведомления заявителю ФИО3 о перенаправлении его обращения, с учетом даты поступления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК и передачи на исполнение истцу ** ** **, истекал ** ** **.
Таким образом, предусмотренный ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 59-ФЗ семидневный срок, при перенаправлении обращения ФИО4 для рассмотрения по существу в ФКУ СИЗО -3 УФСИН России по Республике Коми, истцом не нарушен, следовательно, оснований для привлечения ФИО5 к дисциплинарной ответственности не имелось.
Требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от ** ** ** № 134-к о привлечении ФИО5 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено ** ** **.
Судья- Я.В.Коданева