№№ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Подольский городской суд ФИО6<адрес>
в составе председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.
при секретаре ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Министерство социальной развития населения ФИО6<адрес> о признании решения необоснованным.
у с т а н о в и л :
ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 обратился в суд с требованиями к Подольскому управлению социальной защиты населения и просил признать решение Подольского управления социальной защиты населения от 09.09.2020 № в предоставлении выплаты на обучающегося для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным; признать решение Подольского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении выплаты на обучающегося для ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным; обязать Подольское управление социальной защиты населения предоставить выплату на обучающегося ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязать Подольское управление социальной защиты населения предоставить выплату на обучающегося ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Свои требования мотивировали тем, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются детьми, оставшимися без попечения родителей, в связи с тем, что их биологические родители ограничены в родительских правах. ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет истцом подано заявление на предоставление выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации ФИО6 области или муниципальной образовательной организации в ФИО6<адрес>, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования за № Р№38183434 и № Р№38184374, решением отказано в предоставлении выплаты на обучающегося, несовершеннолетних ФИО2, и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ году через личный кабинет истцом подано заявление на предоставление выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации ФИО6 области или муниципальной образовательной организации в ФИО6<адрес>, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования за № Р№28398085, решением отказано о предоставлении выплаты на ФИО2 С решениями истец не согласен, в виду чего вынужден был обратиться в суд.
Истец - ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в отсутствие.
Ответчик - представитель Министерство социального развития ФИО6<адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просил рассмотреть в отсутствие.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Закона ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО6<адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/163 действие настоящего закона не распространяется на: детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Статья 20_10 Закона ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО6<адрес>" право на выплату на обучающегося имеет один из родителей (законных представителей) детей из многодетных семей, обучающихся в государственных образовательных организациях ФИО6<адрес> и муниципальных образовательных организациях в ФИО6<адрес>, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев обеспечения обучающихся одеждой, форменной одеждой, иным вещевым имуществом (обмундированием), установленных законодательством ФИО6<адрес>.
В соответствии со ст. 2 Закона ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО6<адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/163-П) дается понятие многодетной семьи - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" разъяснены понятия дети, оставшиеся без попечения родителей, -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Также в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под понятием полное государственное обеспечениедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.
Согласно ст. 148 Семейный кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) права детей, находящихся под опекой (попечительством) имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ N 12/28-П) установлен размер и порядок выплаты ежемесячных денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также ежегодного денежного пособия, выплачиваемого на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и других предметов первой необходимости, а также на оплату жизненно необходимых услуг для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз. 1 ст. 2 Закона ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в семье опекуна, попечителя," приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям ррганов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" материальное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа возложено на субъект РФ.
Таким образом, указанными выше федеральными законами субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство социального развития ФИО6<адрес> Подольское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки на предоставление выплаты на обучающегося, предоставляемая многодетной семье предоставив пакет документов, а именно: копия паспорта, копия свидетельства о рождении ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ г.р., копия свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., удостоверение многодетного отца на имя ФИО1, копия справки о зачислении ФИО3 в МОУ СОШ № в 1 «д» класс/копия справки о зачислении ФИО2 в МОУ СОШ № «в» класс, копия свидетельства о временной регистрации по месту пребывания ФИО2, ФИО3 по адресу: МО, <адрес>.
Личные дела ФИО2, ФИО3 поставлены на учет в Управления опеки и попечительства Министерства образования ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р и №-<адрес> с ФИО1 заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении опеки/попечительства над несовершеннолетней ФИО2 на возмездных условиях с ежемесячным вознаграждением (приемная семья). Также с ФИО1 заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении опеки/попечительства над несовершеннолетним ФИО3 на возмездных условиях с ежемесячным вознаграждением (приемная семья).
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что означает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
В соответствии со статьей 5 этого же Федерального закона, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Законом ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" и Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 751/32 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены виды и нормы материального и денежного обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, мягким инвентарем, оборудованием.
Из вышеизложенного следует, что ФИО1 является опекуном на возмездных условиях детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении.
ФИО3 согласно Распоряжению Управления опеки и попечительства Министерства образования ФИО6<адрес> по г.о. Подольск от 23.09.2014г. №-р находится под опекой у ФИО1 на возмездной основе (приемная семья). Согласно распоряжению выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание, ежегодное денежное пособие, материальная помощь на организацию отдыха, компенсация проезда, также оказывается бесплатное медицинское обеспечение, т.е. в соответствие с законодательством ФИО3 находится на полном государственном обеспечении и опекун сам не отрицает, что получает на несовершеннолетнего подопечного все предусмотренные законодательством выплаты, а также вознаграждение, как опекун. Следовательно, действие Закона МО 1/2006-03 на ФИО3 и его опекуна не распространяется.
ФИО2 согласно Распоряжению Управления опеки и попечительства Министерства образования ФИО6<адрес> по Г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ№-р находится под опекой у ФИО1 на возмездной основе, имеет статус ребенка, отставшего без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении. Согласно распоряжению выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание, ежегодное денежное пособие, материальная помощь на организацию отдыха, компенсация проезда, также оказывается бесплатное медицинское обеспечение, т.е. в соответствие с законодательством ФИО2 находится на полном государственном обеспечении и опекун сам не отрицает, что получает на подопечную все предусмотренные законодательством выплаты, а также вознаграждение, как опекун на возмездной основе (приемная семья).Следовательно, действие Закона МО 1/2006-03 на ФИО2 и ее опекуна не распространяется.
У истца ФИО1 имеется удостоверение многодетного отца №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в котором вписаны родные дети истца: ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дети находящиеся под опекой: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> действия данного удостоверения истекает ДД.ММ.ГГГГ.
На день выдачи удостоверения многодетного отца ФИО9. Ю.М. действовал Закон ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в ФИО6<адрес>». В редакции данного Закона многодетная семья- это семья, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей, то есть закон в старой редакции допускал включать в состав многодетной семьи приемных детей, находящихся под опекой.
07. 02.2019 года ФИО1 обратился через портал государственных услуг в Подольское управление социальной защиты населения Министерства социального развития ФИО6<адрес> с заявлением о выдачи ему удостоверения многодетной семьи нового образца.
ДД.ММ.ГГГГ по данному заявлению Подольским управлением социальной защиты на селения Министерства социального развития ФИО6<адрес> вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги-выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с отсутствием у семьи ФИО1 статуса многодетной семьи. Данное решение ФИО1 не обжаловал.
В соответствии с изменениями в законодательстве многодетная семья это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Приемные дети, находящиеся под опекой, не могут быть включены в состав многодетной семьи. То есть у ФИО9 есть удостоверение многодетной семьи, однако, данное удостоверение в связи с изменением законодательства утратило свое действие.
Как следует из понятия «многодетная семья» ФИО3 и ФИО2 находятся под опекой на возмездных условиях у ФИО1 и не относятся к статусу удочеренные, усыновленные дети, падчерицы, пасынки, т.к. пасынки и падчерицы - неусыновленные дети супруга независимо от их возраста.
Однако ФИО1 детей ФИО3 и ФИО2 не удочерял, а взял над ними опеку на возмездных условиях (ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ), как детей, оставшихся без попечения родителей, получая вознаграждение опекуна. Так как ФИО3 и ФИО2 на основании Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования ФИО6<адрес> по Г.о. Подольск, имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.
ДД.ММ.ГГГГ Подольским городским судом ФИО6<адрес> частично удовлетворены требования ФИО1 к Министерству социального развития ФИО6<адрес> о предоставлении Государственной услуги по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей об обязании Подольское управление социальной защиты населения включить в очередь на получение путевки ФИО2 и ФИО3
ФИО6 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Подольского городского суда отменено, в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству социального развития ФИО6<адрес> о предоставлении Государственной услуги по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей об обязании Подольское управление социальной защиты населения включить в очередь на получение путевки ФИО2 и ФИО3, отказано.
На основании ст. 13 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 529/22 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка предоставления выплаты на обучающегося, предоставляемой многодетной семье на приобретение одежды ребенку для посещения занятий на период его обучения в государственной образовательной организации ФИО6<адрес> или муниципальной образовательной организации в ФИО6<адрес>, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" «решение об отказе в предоставлении выплаты принимается в случае в т.ч. нахождения обучающегося на полном государственном обеспечении».
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание представленные документы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Министерство социальной развития населения ФИО6<адрес> о признании необоснованным решения Подольского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении выплаты на обучающегося для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; признании необоснованным решения Подольского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении выплаты на обучающегося для ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязании Подольского управления социальной защиты населения предоставить выплату на обучающегося ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязании Подольского управления социальной защиты населения предоставить выплату на обучающегося ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО6 порядке в Московский областной суд течение месяца с подачей жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий Т.Н. Митрофанова