ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5424/20 от 15.12.2020 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-5424/2020

УИД: 59RS0005-01-2020-008128-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года

Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Пепеляевой К.О.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – Российские авиалинии» о защите прав потребителя

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – Российские авиалинии» о защите прав потребителя, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ им на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» для личных нужд были приобретены авиабилеты по маршрутам: Москва-Майами-Москва, код бронирования: QTZSPU (№ электронного билета ), пассажир: ILYA RUDENKO. Оплата за авиабилет произведена в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ в размере 347 866 рублей; Иркутск-Майами, код бронирования: KYZBOT (№ электронного билета ), пассажир ILYA RUDENKO. Оплата за авиабилет произведена в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ в размере 192 537 рублей. Таким образом, им, как потребителем, был заключен договор воздушной перевозки. Выступая потребителем, он выполнил обязательства по оплате авиабилетов, а ответчик обязался оказать ему услугу авиаперевозки. Впоследствии им было принято решение о прекращении договора перевозки пассажира. Билеты он приобрел по полностью возвратному тарифу. ДД.ММ.ГГГГ пассажир позвонил в контакт-центр по телефону и произвел отмену, оформил возврат билетов с кодами бронирования: QTZSPU (№ электронного билета ), KYZBOT (№ электронного билета ). Ответчик согласился с возвратом и уведомил его о возврате денежных средств. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ договор воздушной перевозки был расторгнут пассажиром. ДД.ММ.ГГГГ пассажир позвонил в филиал ПАО «Аэрофлот» в г. Перми, диспетчер по продаже билетов приняла обращение об отмене бронирования авиабилетов и возврате денежных средств по электронной почте. В ответе было указано, что обращение зарегистрировано. Согласно Правил бронирования и оплаты, а также Инструкции по оформлению, обмену и возврату авиабилетов, размещенной на сайте ПАО «Аэрофлот», возврат денежных средств осуществляется ПАО «Аэрофлот» в течение десяти рабочих дней от даты оформления возврата авиабилета. На момент истечения срока возврата денежных средств ответчиком (ДД.ММ.ГГГГ) указанные денежные средства на его счет не поступили, после чего в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были направлены требования о возврате уплаченных денежных средств. Указанные требования были оставлены без ответа, денежные средства возвращены не были. ДД.ММ.ГГГГ плательщиком был инициирован возврат денежных средств через международный банковский арбитраж. ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 540 403 рубля (стоимость авиабилетов) возвращена. Поскольку договор перевозки пассажира заключался исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, оплата за авиабилеты осуществлялась от имени физического лица, на отношения между ним и ПАО «Аэрофлот» распространяются нормы Закона «О защите прав потребителей». Поскольку ответчиком нарушен срок для возврата денежных средств потребителю, установленный договором (10 дней), а также п. 1 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» (10 дней со дня предъявления соответствующего требования), с ответчика в силу ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» подлежит взысканию неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по 23 июня 200 года в размере 367 474 рубля 04 копейки. При этом полагает, что Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» не должно распространяться на правоотношения между ним и ответчиком, поскольку указанное постановление ухудшает его правовое положение, нарушает его конституционные права. Кроме того, договор авиаперевозки был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, ранее принятия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которое распространяется только на действующие договоры. Также считает неприменимым указанное постановление по следующим причинам: срок исполнения договора воздушной перевозки по бронированию QTZSPU в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и срок исполнения договора воздушной перевозки по бронированию KYZBOT с датой исполнения ДД.ММ.ГГГГ – находятся за рамками сроков, предусмотренных Постановлением Правительства №991 от 06 июля 2020 года, устанавливающего сроки применимости к действующим договорам воздушной перевозки, подлежащим к исполнению с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с ответчика неустойку на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» в размере 367 474 рубля 04 копейки, штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в сумме 183 737 рублей 02 копейки, а также компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что ответчик дважды предлагал ему вместо возврата денежных средств оформить сертификат на авиаперевозки. Однако такой сертификат является именным, его нельзя использовать в отношении иного лица, в связи с чем такой вариант его не устроил. Ответчик незаконно удерживал денежные средства на своих счетах, незаконно пользовался ими.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что обязательство по возврату стоимости авиабилетов № и № в общей сумме 540 403 рубля исполнено ПАО «Аэрофлот» в полном объеме. Как следует из материалов дела, истцу были произведены следующие возвраты: в размере 347 866 рублей за авиабилет № (были списаны со счета ПАО «Аэрофлот» на карту ), в размере 192 537 рублей за авиабилет № (были списаны со счета ПАО «Аэрофлот» на карту ). Требования о взыскании неустойки и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке являются неправомерными, поскольку установленный законодательством срок возврата провозной платы по авиабилетам № и № в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил. Федеральный закон от 08 июня 2020 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», которым Воздушный кодекс РФ дополнен ст. 107.2, распространяется на все договоры перевозки, подлежащие исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ, а значит, действует в отношении договоров перевозки, заключенных ФИО1 с ПАО «Аэрофлот» и удостоверенных авиабилетами № и №. ДД.ММ.ГГГГ было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ №991 от 06 июля 2020 года «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части». Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное, в отношении вышеуказанных договоров, заключенных между ФИО1 и ПАО «Аэрофлот», действует ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, а также Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные акты распространяются на все перевозки вне зависимости от отмены рейса, оснований отказа от перевозки или тарифа. При этом основание отказа от перевозки (не явился на рейс, отказался до или после вылета/отмена рейса), а также вид тарифа у пассажира (возвратный или невозвратный) правового значения не имеют. По указанным договорам ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пп. б п. 3 Положения перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. Согласно п. 4 Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. Согласно п. 6 Положения денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажиру по истечении трех лет с момента, когда должен был быть осуществлен вылет рейса, указанного в билете. В связи с этим, истец имеет право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через три года после даты вылета рейса, указанного в авиабилете, а именно: по авиабилету №ДД.ММ.ГГГГ, по авиабилету №ДД.ММ.ГГГГ. До указанного момента, согласно п. 5 Положения, пассажир вправе использовать уплаченные за авиабилеты денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Таким образом, при прекращении договора перевозки возникает обязанность перевозчика в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке. Возврат стоимости авиабилетов в денежной форме возможен только по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Учитывая вышеизложенное, срок возврата стоимости авиабилетов ПАО «Аэрофлот» не нарушен, в связи с чем, требования о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Также пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, согласно которому в силу Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», Указа Президента РФ от 04 августа 2004 года №1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», Распоряжения Правительства РФ от 20 августа 2009 года №1226-р «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» ПАО «Аэрофлот» отнесено к категории подмораторных организаций. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, в том числе, в виде не начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств. Таким образом, неустойка, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке взысканию с перевозчика не подлежат также на основании пп. 2. п. 3 ст. 9.1, п. 1 ст. 63 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Согласно ст. 23 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с п. 1 ст. 15 упомянутого Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований к ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» о защите прав потребителей: взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа. ФИО1 являлся третьим лицом по делу.

Указанным решением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» www.aeroflot.ru был оплачен авиабилет по маршруту Иркутск-Москва на рейс SU 1563 с датой отправления – ДД.ММ.ГГГГ 13.30 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 14.45 часов, по маршруту Москва-Майами на рейс SU 110 с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ 11.00 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 16.15 часов, код бронирования: KYZBOT, номер электронного билета на имя ILYA RUDENKO стоимостью 192 537 рублей, что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской по счету кредитной карты клиента ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на сайте ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» www.aeroflot.ru был оплачен авиабилет по маршруту Москва-Майами на рейс SU 110 с датой отправления – ДД.ММ.ГГГГ 11.00 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 15.50 часов, по маршруту Майами-Москва на рейс SU 111 с датой отправления ДД.ММ.ГГГГ 17.50 часов, датой прибытия – ДД.ММ.ГГГГ 11.30 часов, код бронирования: QTZSPU, номер электронного билета на имя ILYA RUDENKO стоимостью 347 866 рублей, что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской по счету кредитной карты клиента ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ДД.ММ.ГГГГ пассажир ФИО1 обратился в ПАО «Аэрофлот» для проведения возврата денежных средств за указанные авиабилеты. Маршрут в бронированиях KYZBOT, QTZSPU был аннулирован ДД.ММ.ГГГГ для проведения возврата.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил на электронную почту ответчика обращение о возврате денежных средств за авиабилеты, которое было зарегистрировано ПАО «Аэрофлот» за от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ПАО «Аэрофлот» (филиал <адрес>) с требованием о возврате уплаченных за авиабилеты денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, согласно которому последнему предложено оформить специальные именные сертификаты на полную стоимость перевозок со сроком действия в течение трех лет, либо переоформить билеты.

Согласно справок по счету истца ФИО3 в АО «Райффайзенбанк» денежные средства в размере 192 537 рублей и 347 866 рублей перечислены на счет ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Истец просит взыскать с ответчика неустойку на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителя» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 367 474 рубля 04 копейки, а также штраф в сумме 183 737 рублей 02 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, указывая, что Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» не распространяется на правоотношения между истцом и ответчиком, а к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 Воздушного кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей».

Федеральным законом от 08 июня 2020 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» введена в действие ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, которая устанавливает, что Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Согласно п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991, настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ не применяются.

В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пункт 3 Положения).

При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пункт 4 Положения).

В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами. Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика (пункт 5 Положения).

Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения (пункт 6 Положения).

Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете…. Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением….. Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации (пункт 10 Положения).

В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика (пункт 12 Положения).

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Федеральный закон №166-ФЗ от 09 июня 2020 года, которым Воздушный Кодекс дополнен ст. 107.2, распространяется на все договоры воздушной перевозки, подлежащие исполнению с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок и сроки возврата уплаченной за перевозку провозной платы пассажиру. Данное Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным перевозкам с КНР, с ДД.ММ.ГГГГ – ко всем внутренним и иным международным перевозкам, заключенным до мая 2020 года.

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу установлено, что срок возврата стоимости авиабилетов ФИО3 ответчиком нарушен не был.

Договоры воздушной перевозки заключены ФИО1 до мая 2020 года (ДД.ММ.ГГГГ), подлежали исполнению позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем доводы истца о том, что правоотношения между истцом и ответчиком не подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 06 июля 2020 года №991, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, и судом во внимание не принимаются.

Поскольку нарушений прав истца ответчиком судом не установлено, оснований для удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» неустойки, штрафа, компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193,194, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в иске к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – Российские авиалинии» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья: