ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5426/2023 от 01.12.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0006-01-2023-004827-58

№ 2-5426/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 01 декабря 2023 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретарях Коноваловой А.Д., Миронове Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании зачесть период работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании зачесть период работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указано, что 08 апреля 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в бланке ответчиком указано на необходимость предоставить справку о заработной плате, уточняющую справку. Решением от 20 июля 2022 года < № > ответчика отказал истцу в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, страховой пенсии по причине не предоставления права для назначения пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не принято решение зачесть в стаж работы период времени с 01 января 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги с 02 февраля 2021 года. Ответчик отказал в назначении пенсии по причине недостающего стажа на видах работ – 07 лет 06 месяцев, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Требуемый стаж на 08 апреля 2022 года в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 указанного Закона – 7 лет 06 месяцев 00 дней. Не подтвержден период работы с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года в указанной должности. Ответы по запросам не поступили. С таким решением истец не согласен. Истец рожден < дд.мм.гггг >, регистрация в территориальном органе пенсионного фонда осуществлена 19 декабря 2021 года, период работы в указанной должности подтвержден трудовой книжкой. Ответчик мотивировал отказ не предоставлением сведений о заработной плате истца и уточняющей справки. Однако, факт работы документально подтвержден и недолжен быть поставлен в зависимость от невозможности предоставить другие документы, тем более, ответчик их запрашивал. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение ответчика от 20 июля 2022 года < № > об отказе истцу в назначении пенсии, обязать ответчика зачесть в стаж работы истца дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги, назначить истцу пенсию с даты получения права на пенсию, которую просит установить, а также взыскать с ответчика государственную пошлину 600 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 требования иска поддержал по изложенным в нем доводам. Пояснил, что все работали в одном и том же режиме, свидетель О.О.В. это подтвердит, ему требования удовлетворили и пенсию назначили. Документы, подтверждающие постоянную полную занятость на соответствующих видах работах у него отсутствуют, никакие документы, в том числе расчетные листки, справки, не сохранились. Никакие другие периоды работы, кроме спорных, в специальный стаж включению не подлежат, их просто нет. Просил требования удовлетворить и назначить пенсию в связи с работой в тяжелых условиях по списку №2.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями иска не согласилась по доводам письменного отзыва, где указано, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставив трудовую книжку, согласно которой у истца имеется период работы с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года механиком рефрижераторного поезда Вагонного депо ст. Белополье Южной железной дороги (Украина). До 01 января 1992 года постоянная и полная занятость на работах и в условиях, предусмотренных Списком №2 р. ХХХ «Транспорт» (Списки 1956 года), с 01 января 1992 года профессия «механик рефрижераторного поезда» включена в состав списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272. Ответчиком запрашивались сведения о подтверждении факта работы истца в спорный период, однако ответы не поступили. 20 июля 2022 года было вынесено решение об отказе истцу в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ – 12 лет 6 месяцев, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (при документальном подтверждении факта льготной работы в стаж на соответствующих видах работ подлежал зачету период работы истца с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года - 8 лет 7 месяцев 10 дней); 7 лет 6 месяцев, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (при документально подтверждении факта льготной работы в стаж на соответствующих видах работ по Списку < № > (1956 года) разделу ХХХ «Транспорт» подлежал зачету период работы истца с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года – 4 года 6 месяцев 15 дней). На дату обращения истца за установлением досрочной страховой пенсии по старости (08 апреля 2022 года) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж составил 34 года 2 месяца 16 дней, ИПК-85,259. С 01 января 2023 года Российской Федерацией денонсировано Соглашение СНГ от 13 марта 1992 года. Гражданам, имеющим периоды работы, осуществлявшиеся на территории Украины, для определения права на страховую пенсию и исчисление ее размера учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Украинской ССР за период до 01 января 1991 года. По указанным основаниям просила в удовлетворении требований отказать.

Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и допросив свидетеля, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 08 апреля 2022 года ФИО1, < дд.мм.гггг > года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда (л.д. 90-93).

Решением ответчика < № > от 20 июля 2022 года (л.д. 28-30, 75-77) установлено, что стаж истца на соответствующих видах работ составил 0 лет 0 месяцев 0 дней.

Управление приняло решение об отказе ФИО1 в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 7 лет 6 месяцев, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом в специальный страховой стаж истца не включен периоды работы с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года в должности механика рефрижераторного поезда Вагонного депо ст. Белополье Южной железной дороги, поскольку не подтверждена постоянная и полная занятость до 01 января 1992 года на работах и в условиях, предусмотренных Списком №2 р. ХХХ «Транспорт» (Списки 1956 года), с 01 января 1992 года профессия «механик рефрижераторного поезда» включена в состав списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272; информация о факте работы запрашивалась ответчиком, однако ответы на запросы не поступили.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения).

При этом данное Соглашение было денонсировано Российской Федерации только 01 марта 2023 года, а до указанной даты сохраняло свое действие и применялось при определении пенсионных прав граждан, в том числе и на момент принятия ответчиком решения < № > от 20 июля 2022 года.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до 01 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно п. 5 Правил от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил от 02 октября 2014 года № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Пунктом 11 Правил от 02 октября 2014 года № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Аналогичные положения были предусмотрены п. 4-6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п. 2 названного Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

В соответствии с подп. «а» п. 12 Перечня, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 22 Правил от 17 ноября 2014 года № 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил от 17 ноября 2014 года № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил от 17 ноября 2014 года № 884н).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно п. 5 названных Рекомендаций, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 24 сентября 2018 года № 81-КГ18-18.

Как следует из объяснений представителя ответчика и материалов дела, ответчиком направлены соответствующие запросы, однако ответы не получены (л.д. 113-116).

При этом суд также отмечает, что из системного толкования вышеуказанных норм следует, что для оценки пенсионных прав истца наличие либо отсутствие права на льготное пенсионное обеспечение на территории Украины и подтверждение такого права компетентным органом иностранного государства юридического значения не имеет, поскольку порядок исчисления и правила подсчета специального стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В подп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Списком № 2 от 22 августа 1956 года № 1173, в разделе XXX «Транспорт», подразделе 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» предусмотрены должности «Машинисты (механики) рефрижераторных поездов.

В Списке № 2 от 26 января 1991 года № 10 должность «механик рефрижераторного поезда» отсутствует.

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены Разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29.

Так, согласно п. 5 данных Разъяснений, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Аналогичные положения содержались и в Разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года № 235.

Таким образом, действующее с 01 января 1992 года законодательство предусматривает в качестве обязательного условия установление полной занятости работника на работах, предусмотренных Списками № 2 от 26 января 1991 года № 10, в течение полного рабочего дня.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», которым определено, что до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными впунктах 11-17настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленногообразца (п. 10, 11 Правил).

Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 43 Правил).

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в специальный страховой стаж, установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 3 Порядка).

В соответствии с Порядком от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4).

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета (п. 13).

Согласно п. 12 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 – 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При этом законодатель не установил, что стаж на соответствующих видах работ должен быть подтвержден конкретными документами определенной формы. Следовательно, в подтверждение указанного стажа могут быть приняты любые документы, содержащие сведения о занятости работника на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Таким образом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно выпискам из лицевого счета застрахованного лица от 12 июля 2022 года, от 08 ноября 2023 года ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 января 1998 (л.д. 107-112, 118-129), то есть спорные периоды работы имели место до регистрации истца в качестве застрахованного лица.

По данным трудовой книжки (л.д. 12-20), 16 июня 1987 года ФИО1 принят в Вагонное депо Белополье Юж. ж. д. механиком рефрижераторного поезда.

12 марта 1990 года в соответствии с указанием МПС СССР от 15 февраля 1990 года < № >, указания Управления Юж. ж. д. от 05 марта 1990 года < № > «В» переименовано вагонное депо Белополье в рефрижераторное вагонное депо Белополье Юж. ж. д.

25 января 1996 года ФИО1 уволен.

При этом доказательств подтверждающих постоянную полную занятость истца на соответствующих видах работ суду не представлено. Как следует из объяснений представителя ответчика и материалов дела, ответчиком направлены соответствующие запросы, однако ответы не получены (л.д. 113-116). Истцом документов, свидетельствующих о его постоянной и полной занятости на работе в должности механика рефрижераторного поезда не представлено.

Показания допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля О.О.В. судом также отклоняются как недопустимые, поскольку характер работы, в силу ч. 3 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях», показаниями свидетелей не подтверждается. Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 29 июля 2021 года по делу № 2-3143/2021 по иску О.О.В. к ГУ УПФР в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, об обязании произвести перерасчет специального стажа, включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначить пенсию и произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений, которым исковые требования удовлетворены частично, в частности О.О.В. назначена пенсия с 02 февраля 2021 года, не может быть принято судом в качестве доказательства по делу. Несмотря на то, что истец и О.О.В. работали в одном депо и занимали должности механиков рефрижераторных поездов, данное решение суда не имеет отношения к рассматриваемому спору и не носит преюдициального характера для рассмотрения настоящего дела, поскольку истец лицом, участвующим в деле № 2-3143/2021 года не являлся, данное решение на его права и обязанности не влияет, интересы ФИО1 не затрагивает.

Вместе с тем, оценив представленные доказательства в совокупности в отношении спорного периода работы ФИО1 с 16 июня 1987 года по 25 января 1996 года, суд приходит к следующим выводам.

Трудовой книжкой истца, записи в которой выполнены на русском языке, последовательно, подтверждается, что с 16 июня 1987 года истец занимал должность механика рефрижераторного поезда. Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим работу, в данном случае содержит все необходимые сведения для установления характера работы истца в спорный период, доказательств, опровергающих данную запись в трудовой книжке истца, стороной ответчика суду не представлено.

Как отмечено выше, требование о постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня следует применять к правоотношениям, возникшим с 01 января 1992 года.

Спорный период работы истца с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года имел место до указанной даты, наименование занимаемой истцом должности «механик рефрижераторного поезда» предусмотрено Списком № 2 от 22 августа 1956 года № 1173.

Учитывая, что характер работы истца согласно занимаемой им должности в данный период подтвержден доказательствами по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для включения в специальный стаж ФИО1 периода его работы в должности механика рефрижераторного поезда с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года в Рефрижераторном вагонном депо Белополье Южной железной дороги.

При этом судом отклоняется ссылка стороны ответчика на Разъяснения от 11 июня 1992 года № 5в, утвержденные Постановлением Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11 июня 1992 года № 21и «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», поскольку они не подлежат применению при установлении пенсии в связи с работами с тяжелыми условиями труда (п. «б» ст. 12 Закона).

Поскольку решением ответчика < № > от 20 июля 2022 года ФИО1 отказано в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периода работы истца с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги, данное решение в указанной части является незаконным.

В остальной части решение ответчика < № > от 20 июля 2022 года об отказе в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, ФИО1 периода работы с 01 января 1992 года по 25 января 1996 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги является законным и обоснованным.

Оснований для включении в специальный страховой стаж истца спорного периода работы в должности механика рефрижераторного поезда в Рефрижераторном вагонном депо Белополье Южной железной дороги с 01 января 1992 года по 25 января 1996 года не имеется, поскольку действующим с 01 января 1992 года Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10 наименование должности «механик рефрижераторного поезда» не предусмотрено. Таким образом, представленные в дело доказательства бесспорно не подтверждают характер работы истца и его полную занятость в данный спорный период трудовой деятельности на соответствующих видах работ.

Доводы истца о том, что занимаемая им должность включена в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, не могут являться основанием для включения периода работы с 01 января 1992 года по 25 января 1996 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» применяется при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, то есть при назначении пенсии на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако истец просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - работа с тяжелыми условиями труда.

Более того, как уже было сказано ранее, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516).

Учитывая, что должность «механика рефрижераторного поезда» названа в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, для включения спорного периода работы истца в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо подтверждение постоянной занятости истца в спорный период выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня.

Однако таких доказательств истцом не представлено и судом в период рассмотрения дела не добыто, в связи с чем, оснований для включении в специальный страховой стаж истца спорного периода работы с 01 января 1992 года по 25 января 1996 года в должности механика рефрижераторного поезда не имеется.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 08 апреля 2022 года.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. В силу ч. 3 указанной статьи Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

Подтверждение стажа работы с тяжелыми условиями труда потребовало необходимости обращения истца в суд за защитой нарушенного права.

ФИО1, < дд.мм.гггг > года рождения, на 08 апреля 2022 года исполнилось 57 лет, и ему по условиям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо иметь специальный стаж 7 лет 6 месяца и страховой стаж 25 лет. На момент принятия ответчиком решения 20 июля 2022 года истцу исполнилось 58 лет, и ему по условиям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо иметь специальный стаж 6 лет 3 месяца и страховой стаж 25 лет.

Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Без учета спорных периодов специальный страховой стаж истца на 08 апреля 2022 года составил 0 лет 0 месяцев 0 дней, с учетом спорного периода - 4 года 6 месяцев 15 дней.

Однако, несмотря на то, что на 08 апреля 2022 года истцу исполнилось 57 лет, а на 20 июля 2022 года – 58 лет, и его страховой стаж на 08 апреля 2022 года составил более 25 лет (34 года 2 месяца 16 дней), при включении спорного периода (4 года 6 месяцев 15 дней), специальный стаж истца является недостаточным для досрочного назначения пенсии, и не составляет необходимую продолжительность – 7 лет 6 месяцев, 6 лет 3 месяца, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, поскольку право на нее у ФИО1 не возникло, в том числе и на момент рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости надлежит отказать.

На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

Поскольку требования истца удовлетворены частично, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании зачесть период работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области < № > от 20 июля 2022 года в части отказа в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, ФИО1 периода работы с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги признать незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, ФИО1 период работы с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1991 года в должности механика рефрижераторного поезда Рефрижераторного вагонного депо Белополье Южной железной дороги.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН <***>) в пользу ФИО1 (паспорт серии < данные изъяты >< № >) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Е.А. Лащенова

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2023 года.

Судья Е.А. Лащенова