<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
с участием ст. помощника прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО2
при секретаре Дорошенко К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО8 к АО «НЭСК» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Западного административного округа г. Краснодара в интересах в интересах ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО8 обратился в суд с иском к АО «НЭСК» о признании незаконными действий, выразившихся в начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, не являющихся общедомовыми и просит обязать ответчика произвести перерасчет начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям квартир №,35,52,14 многоквартирного жилого дома по <адрес> в г.Краснодаре в размере 4685,40 руб.
В обоснование указывает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г.Краснодар, <адрес> находится в управлдении ООО «ГУК-Краснодар». С 01.11.2014г. договор энергоснабжения, заключенный между ООО «ГУК-Краснодар» и ОАО «НЭСК» расторгнут и с этого периода исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению указанного жилого дома является АО «НЭСК», которое осуществляет начисление платы за электрическую энергию, предоставленную в том числе на общедомовые нужды. В ходе проверки обращения собственников квартир указанного дома устанволено, что объем электроэнергии, потребленный на общедомовые нужды, определяется АО «НЭСК» по показаниям прибора учета, установленных в доме, № тип СА4-И678(6), учитывающего электроэнергию, потребленную лифтовым оборудованием; № тип СА4-И678(6), учитывающего электроэнергию в местах общего пользования.
В соответствии с установленным порядком и Правилами предоставления коммунальных услуг объем коммунальных услуг на общедомовые нужды, при наличии общедомового прибора учета коммунальной услуги, определяется как разница между объемом, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета, и суммой объемов индивидуального потребления во всех помещениях многоквартирного дома. Иные имеющиеся в дома приборы учета электроэнергии, отдельно учитывающие потребление электроэнергии в местах общего пользования (подъезд, вход, лестничные клетки) не является общедомовыми приборами учета, и не могут быть использованы при начислении платы за коммунальную услугу.
В многоквартирном жилом дома по <адрес> в г.Краснодаре общедомовой прибор учета отсутствует и АО «НЭСК производил начисление платы за электрическую энергию с завышенными объемами на общедомовые нужды в период с ноября 2014 по март 20ДД.ММ.ГГГГ5,6 кВт. Размер начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды должен составлять в <адрес>ФИО3 997,86 руб., в <адрес>ФИО9 994,86 руб., в <адрес>ФИО4Сс.- 1701,32 руб., в <адрес>ФИО5- 991,37 руб., в связи с чем, предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Западного округа г.Краснодара ФИО6 заявленные требования уточнила, просила признать незаконными действия АО «НЭСК», выразившиеся в начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям приборов учета не являющихся общедомовыми, обязать АО «НЭСК» произвести перерасчет неправомерно начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям квартир №,35,52,14 по <адрес> в г.Краснодаре и обязать производить расчеты платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Представитель ответчика АО «НЭСК» по доверенности ФИО7 против удовлетворения иска возражал, указывая, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований, АО «НЭСК-электросети» в лице филиала «Краснодарэлектросеть» по доверенности ФИО1 против удовлетворения иска возражал, ссылаясь, что начисление платы на основании расчетов по установленным нормативам влечет за собой возникновение противоречия с действующей государственной политикой об энергосбережении и исключает возможность регулировать потребление электроэнергии для обеспечения эффективного достижения принципов энергосебережения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г.Краснодар, <адрес> находится в управлении ООО «ГУК-Краснодар». С 01.11.2014г. договор энергосбережения от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенный между ООО «ГУК-Краснодар» и ОАО «НЭСК» расторгнуть.
С ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению в вышеуказанном многоквартирном доме является АО «НЭСК», которое осуществляет начисление платы за электрическую энергию, предоставленную, в том числе на общедомовые нужды.
Расчет за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, <адрес> (далее - МКД), гарантирующим поставщиком электроэнергии производится на основании показаний приборов учета, учитывающих электроэнергию, потребленную лифтовым оборудованием ив Местах общего пользования. Объемы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования (МОП) вышеуказанного МКД определяется в соответствии с показаниями проборов учета электроэнергии:
СА4-И678 № <данные изъяты>, учитывающий потребленную
электроэнергию в местах общего пользования (МОП);
СА4-И678 № <данные изъяты>, учитывающий потребленную
электроэнергию лифтовым оборудованием.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку лифтовое оборудование и места общего пользования являются общедомовым имуществом, собственники квартир в многоквартирном жилом доме несут бремя содержания принадлежащего им имущества, согласно положению ст. 210 ГК РФ.
Аналогичная нормы указаны в п. 3 ст. 30 ЖК РФ, который гласит, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а также в п. 1 ст. 39 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№ (далее - Правила), предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил определено, что в случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения № к Правилам.
Соответственно, объем электроэнергии по вышеуказанному МКД на общедомовые нужды (ОДН) определяется как разница между текущими и предыдущими показаниями счетчиков, и расходов по нормативу в квартирах, не оборудованных приборами учёта. Указанная разница распределяется между всеми собственниками пропорционально размеру площади принадлежащих им жилых или нежилых помещений в этом доме, в том числе, с учетом показаний индивидуальных приборов учета ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО8
Объемы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования (МОП) вышеуказанного МКД определяется в соответствии с показаниями проборов учета электроэнергии:
СА4-И678 № <данные изъяты>, учитывающий потребленную
электроэнергию в местах общего пользования (МОП);
СА4-И678 № <данные изъяты>, учитывающий потребленную
электроэнергию лифтовым оборудованием.
Общедомовые нужды (далее ОДН) - это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.
Таким образом, совокупность имеющихся приборов учета, указанных выше, при условии совокупности их показаний за потребленную электроэнергию на ОДН, составляют комплексный узел учета электроэнергии, который и является коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
При таких обстоятельствах, гарантирующий поставщик вправе руководствоваться порядком п. 1 ст. 157 ЖК РФ, при котором размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Однако, предъявляя исковые требования, Прокурор Западного округа г. Краснодара, ошибочно полагает, что гарантирующий поставщик производит начисление платы за общедомовые нужды по приборам учета, не являющимися общедомовыми, что при таких обстоятельствах размер платы за коммунальную услугу по предоставляемому электроснабжению должен определяться по нормативу потребления.
Норматив потребления электроэнергии на спорный период установлен Приложением 1.3 к Приказу региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-нп. согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применимо к спорному МКД составляет 0,69 кВт - кв.м, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества г многоквартирном доме.
В случае применения нормативов потребления при расчет- спорный период (5 мес. - с ноября 2014 года по март 2015г) объем потребленной электроэнергии на ОДН должен составлять 2 822,5 кВт
Согласно расчетам, произведенным гарантирующим поставщиком АО «НЭСК» по показаниям вышеуказанных приборов учета, потребление собственников помещений в спорном МКД составило 21 488 кВт.
В случае избрания способа расчета задолженности по нормативам собственниками помещений подлежит оплате чуть большая десятой части фактически потребленная электроэнергия (2 822,5 кВт при начисленной гарантирующим поставщиком 21 488 кВт.)
В таком случае, имеются основания считать наличие неосновательного обогащения у собственников помещений спорного МКД, поскольку согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Кроме того, государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ (далее «ФЗ №»), реализуется в форме энергогосударственного регулирования. Федеральным законом установлены основные направления государственного регулирования в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, заключающегося в установлении требований, в том числе и обязанности проведения мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах. Положениям указанного закона законодатель внедряет в том числе применение энергосберегающих принципов, технологий и оборудования в социально-бытовую сферу деятельности. Об этом указано, например, в п. 6 ст. 14 ФЗ № указан перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
Согласно ст. 13 ФЗ № расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В этой же статье закона указано, что при этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов - осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, из вышеуказанного вытекает, что начисление платы на основании расчетов по установленным нормативам влечет за собой возникновения противоречия с действующей государственной политикой об энергосбережении, в том числе с действующим законодательством в данной сфере, поскольку уплачивая фиксированный размер платы за потребленную электроэнергию на ОДН, исключается возможность регулировать потребление электроэнергии в сторону его снижения для обеспечения тем самым эффективного достижения принципов энергосбережения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в МКД, предъявлялся ООО «ГУК- Краснодар» в рамках договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ№ (с исполнителем коммунальных услуг) также на основании вышеуказанных приборов учета.
С ДД.ММ.ГГГГ расчеты за ОДН производятся по прямым договорам энергоснабжения, заключенным с гражданами-потребителями, проживающими в вышеуказанном многоквартирном жилом доме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах собственников квартир ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО8 к АО «НЭСК» о признании незаконными действия АО «НЭСК», выразившихся в начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям приборов учета не являющихся общедомовыми, обязании АО «НЭСК» произвести перерасчет неправомерно начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям квартир №,35,52,14 по <адрес> в г.Краснодаре и обязании производить расчеты платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№- отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.
Председательствующий –