ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5428/15 от 13.10.2015 Савеловского районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 октября 2015 года Савеловский районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Королевой О.М.

при секретаре Юсько Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5428/15

по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным и аннулировании свидетельств авиационного специалиста,

установил:

истец Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным и аннулировании свидетельств авиационного специалиста в отношении СА

Свои требования мотивирует тем, что прокурором проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов, по результатам которой установлено, что ранее Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отсутствие законных оснований САв ДД.ММ.ГГГГ году выдано свидетельство пилота коммерческой авиации серии IIIП , а также впоследствии на основании свидетельства пилота коммерческой авиации Росавиацией ДД.ММ.ГГГГСА выдано свидетельство линейного пилота серии IIП , выданное квалификационной комиссией гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта.

Как утверждает истец, указанные свидетельства не могли быть выданы СА, поскольку у него не имеется необходимой квалификации и профессионального образования для получения свидетельств авиационного специалиста, представленное им свидетельство АУЦ ГА сфальсифицировано, является подложным, поскольку СА не проходил переобучения в установленном порядке для получения свидетельства пилота, а представленные им для получения свидетельства коммерческого пилота документы о прохождении им курсов в НОУ «СЗРЦ АОН» не могут быть приняты как надлежащая переподготовка, поскольку фактически обучения по ним СА не проходил, курсы не посещал, однако оплатил их.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Дмитриев С.В. явился, требования заявления поддержал, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ответчика Росавиации по доверенности Коблов Д.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований не возражал, указав на необоснованную выдачу СА свидетельств авиационного специалиста.

Представители третьего лица СА по доверенности Любосердова И.С. и Ильина Д.А. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Новосибирским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов, по результатам которой установлено, что Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта третьему лицу СА в отсутствие законных оснований в ДД.ММ.ГГГГ году выдано свидетельство пилота коммерческой авиации серии III П , а, впоследствии, также свидетельство линейного пилота серии IIП , выданное квалификационной комиссией гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-14).

Из материалов дела следует, что на территории Северо-Западного федерального округа в ДД.ММ.ГГГГ году осуществлял деятельность АУЦ ГА НОУ «Северо-Западный Федеральный центр авиации общего назначения».

В соответствии с приказом Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по СЗФО от ДД.ММ.ГГГГ году в НОУ «Северо-Западный региональный центр авиации общего назначения» была образована рабочая группа Региональной квалификационной комиссии.

Согласно документам, представленным в указанную комиссию, в частности, представление, характеристика, копия летной проверки и проверки самолетовождения, лист оценок, СА прошел обучение в АУЦ ГА НОУ «СЗРЦ АОН».

Вместе с тем, при изучении летных дел пилотов авиакомпании ОАО «Авиакомпания Сибирь» прокурором выявлен факт фальсификации данных свидетельства АУЦ ГА о прохождении штурманом ОАО «Владивосток Авиа» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСА подготовки пилотов коммерческой авиации на воздушное судно Як-18Т.

Согласно протоколу опроса СА от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному старшим оперуполномоченным УФСБ России по Новосибирской области, СА пояснил, что в сентябре 2008 года на основании свидетельства об окончании обучения, выданного АУЦ, получил свидетельство коммерческого пилота для выполнения трудовой деятельности в авиакомпании «Владивосток Авиа» и осуществления регулярных, чартерных, коммерческих рейсов. При этом на момент прохождения курсов выполнял полеты в составе экипажа и являлся штурманом. Однако прошел формальное собеседование по дисциплинам, указанным в свидетельстве, по требованию сотрудника АУЦ представил документацию о высшем образовании и прошлому опыту работы. Фактически учебных курсов не посещал, лишь оплатив их. Одновременно не отрицал, что сведения о прохождении теоретической подготовки, указанные в свидетельстве АУЦ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГявляются недостоверными (л.д. 15-17).

Таким образом, СА с целью получения права на управление воздушным судном в качестве пилота и освобождения от обязанности по подготовке/переподготовки пилотов из числа штурманов было получено подложное свидетельство АУЦ ГА об окончании обучения и, впоследствии, необоснованно выданы свидетельства авиационного специалиста.

В то время как для лиц из числа штурманов установлена иная процедура переобучения, которая СА в установленном порядке не была пройдена, что не отрицалось им при даче пояснений старшему оперуполномоченному ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, представленный СА подложный документ – свидетельство о прохождении подготовки АУЦ ГА (л.д. 21), не соответствует требованиям, предъявляемым к нему Федеральными авиационными правилами, и, влекут недействительность свидетельства пилота коммерческой авиации, а также свидетельства линейного пилота, выданного Росавиацией, поскольку судом установлена необоснованная выдача СА свидетельства коммерческого пилота.

Согласно ст. 54 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 2.1 Федеральных авиационных правил от ДД.ММ.ГГГГ, для выполнения функции второго пилота воздушного судна авиаперевозчика необходимо получить свидетельства пилота коммерческой авиации.

Согласно материалам дела, СА работал в должности штурмана в ОАО «Владивосток Авиа».

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году СА окончил высшее летное училище – Академию Гражданской Авиации по специальности «инженер-штурман», что следует из записи в его трудовой книжке и сведениям из летной книжки.

Переподготовку по установленной Росаваицией программе для лиц из числа штурманов СА не проходил.

Прокурором в ходе проверки установлен факт фальсификации данных свидетельства АУЦ ГА от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении штурманом подготовки в качестве пилота коммерческой авиации (л.д. 21).

Доказательств, опровергающих доводы иска, согласно положениям ст. 56 ГПК РФ СА не представлено.

В судебном заседании представителем Росавиации не оспаривался факт необоснованной выдачи СА как свидетельства коммерческого пилота, так и, впоследствии, свидетельства линейного пилота.

С учетом изложенного, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела установлен факт необоснованной, в отсутствие законных оснований, выдачи штурману СА свидетельств авиационного специалиста, в связи с чем свидетельства признаются судом недействительными и подлежащими аннулированию.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать недействительным и аннулировать свидетельство пилота коммерческой авиации серии IIIП , выданное ДД.ММ.ГГГГ, СА.

Признать недействительным и аннулировать свидетельство линейного пилота серии IIП , выданное СА, Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта, ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.