ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5428/2016 от 27.09.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-5428/2016

Решение

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о восстановлении нарушенного жилищного права,

Установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. В обоснование иска указал что он, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес>, истец является инвалидом Великой Отечественной войны 1 группы, имеет право на меры социальной поддержки. В соответствии с положениями Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" к числу таких мер относится и обеспечение указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом "О ветеранах" предусмотрено, что инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Истец обращался к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении неоднократно. Департамент жилищной политики Администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в предоставлении льготы, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах", а также в принятии на учет на основании ст. 53 ЖК РФ. Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказало истцу в признании за ним права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением как инвалида Великой Отечественной войны и единовременной денежной выплате. Со ссылкой на положения ст. 14, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», пп. 2 п. 2 ст. 1 постановления Правительства Омской области от 26.07.2006 №99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", ст. 51, 52 ЖК РФ просит признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №МСЖК 8601, признать незаконным отказ Администрации <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать за ФИО2 право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением как инвалида Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести единовременную денежную выплату истцу соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, уведомлен о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что ФИО2 проживает по <адрес>. Собственником указанной квартиры является его внучка. Уход за истцом осуществляют сын ФИО5 и внук ФИО6, которые являются собственниками <адрес> У истца отсутствует иное жилье, принадлежащее ему на праве собственности. Основания снятия истца с регистрационного учета по <адрес> не известны. До момента снятия с регистрационного учета в данной квартире, истец пользовался данной квартирой, проживал в ней. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес>, а также привлеченного к участию в дело в качестве соответчика Департамента жилищной политики Администрации <адрес>, действующая на основании доверенностей ФИО7, в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения, представила отзыв на иск (л.д. 88-90). Полагала, что необходимость снятия истца с регистрационного учета по <адрес> не доказана. Ответчик расценивает данные действия как намеренное ухудшение жилищных условий. Оснований принятия истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>ФИО8 в судебном заседании иск не признала, представила отзыв на иск (л.д. 86-87). Указала, что в сводных списках граждан, претендующих на получение выплат, не значится. У Минстроя отсутствуют основания для предоставления истцу мер социальной поддержки. Просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. 1 ст.23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных в том числе ст. 14 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ "О ветеранах".

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основанием обеспечения инвалида Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий. В связи с чем не подлежит принятию во внимание довод представителя истца о том, что указанное обстоятельство значения не имеет, а подлежит принятию только тот факт, что у истца не имеется в собственности жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О).

В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.

Из материалов дела следует, что истец является инвалидом Великой Отечественной войны 1 группы (л.д 9).

Согласно копии лицевого счета истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес> (л.д. 10). В указанной квартире также зарегистрировано еще 4 человека ФИО9, ФИО10, ФИО9, ФИО11

Собственниками указанного жилого помещения общей площадью 30,3 кв.м. являются по праву общей долевой собственности ФИО10, ФИО11 по ? доли каждый (л.д. 55,56,70).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГФИО2 был зарегистрирован по <адрес> (л.д. 57-58, 33).

Собственниками указанной квартиры являются: с ДД.ММ.ГГГГФИО6 (внук) – 1/3 доля, с ДД.ММ.ГГГГФИО5 (сын) – 1/9 доли. Истец ФИО2ДД.ММ.ГГГГ подарил сыну ФИО5 принадлежащие ему 4/9 доли в указанной квартире (л.д. 77,78, 102-103).

Согласно копии лицевого счета в квартире <адрес> зарегистрированы ФИО5 и ФИО12 (л.д. 76).

Из материалов дела следует, что ФИО2 обратился в Департамент жилищной политики Администрации <адрес> с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 50). По результатам рассмотрения заявления ФИО2ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на указанный учет, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (л.д. 26-28, 49).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что ему не известно по каким причинам ФИО2 снялся с регистрационного учета в <адрес> состоящей из 3-х комнат общей площадью 62,8 кв.м., прописался в комнате по <адрес> и проживает там. Указал при этом, что ФИО2 нуждается в уходе, уход за ним осуществляют ФИО5 и ФИО6 Полагал, что значение имеет лишь факт того, что инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

ФИО2, проживая в <адрес> по адресу <адрес> «б» был обеспечен жилой площадью более 15 кв. м (62,8 : 3), что превышало установленную в <адрес> учетную норму (15 кв. м).

Однако после снятия ФИО2 с регистрационного учета и регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности в том числе внучке ФИО13, общей площадью 30,3 кв. м, на каждого стало приходиться по 6,06 кв. м. (30,3 : 5).

Таким образом, действия ФИО2, выразившиеся в снятии с регистрационного учета по месту жительства в квартире, в которой он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более учетной нормы, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением, привели к ухудшению им жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания его нуждающимся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и реализации им права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2016 году.

При таких обстоятельствах дела суд приходит к выводу о том, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых не истек пятилетний срок.

Из материалов гражданского дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> рассмотрев заявление ФИО2 о предоставлении квартиры, отказала в удовлетворении заявления, поскольку при рассмотрении документов было установлено, что ФИО2 зарегистрирован в <адрес> «б», состоящей из 3-х комнат, общей площадью 62,8 кв.м., принадлежащей сыну ФИО5 (<данные изъяты> доли) и внуку ФИО6 (1/3 доля). Указано, что ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ принадлежало <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение (отчуждение произведено на основании договора дарения сыну). ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит. ФИО2 обеспечен учетной нормой жилого помещения (л.д 19,20).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> в письме (л.д. 11) отказал ФИО2 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку при рассмотрении документов было установлено, что ФИО2 зарегистрирован в <адрес> состоящей из 3-х комнат, общей площадью 62,8 кв.м., принадлежащей сыну ФИО5 (<данные изъяты> доли) и внуку ФИО6 (<данные изъяты> доля). Указано, что ФИО2 обеспечен учетной нормой жилого помещения. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 16) ФИО2 отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку представлены документы, не подтверждающие право стоять на учете.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> рассмотрев заявление ФИО2 о предоставлении жилого помещения со ссылкой на вышеназванное Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, а также положения ст. 31, 51 ЖК РФ указала, что правовых оснований для предоставления ФИО2 жилого помещения по договору социального найма, а также мер государственной и социальной поддержки в обеспечении жильем не имеется, поскольку ФИО2 обеспечен жилым помещением более учетной нормы (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищной политики Администрации <адрес> в письме №ДЖП 1199 ог (л.д. 23-25) указал ФИО2, что правовых оснований для предоставления жилого помещения не имеется. ФИО2 зарегистрирован в <адрес>. Разъяснены положения ст. 53 ЖК РФ, и право истца представить пакет документов для рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> в письме №МСЖК 6540 (л.д. 17) отказало ФИО2 в предоставлении мер государственной и социальной поддержки в обеспечении жильем учитывая обеспеченность заявителя жилым помещением, наличие постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым ФИО2 было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Подобный же отказ содержится в письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> (л.д. 29-30). Кроме того, в ответе указано, что в соответствии с порядком формирования списков ветеранов ВОВ в случае постановки ФИО2 на соответствующий учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявителю будет предоставлена ЕДВ для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

При указанных обстоятельствах Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> истцу было правомерно отказано в получении единовременной выплаты, поскольку у ФИО2 не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных данной нормой.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения иска о признании ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> произвести ФИО2 единовременную денежную выплату в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО2 к Администрации г. Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о восстановлении нарушенного жилищного права, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2016.