ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5429/20 от 02.09.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0001-01-2020-001066-32

Дело № 2-5429/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Поповой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 сентября 2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФССП России, ФНС России о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков в размере 3804344 руб. 41 коп.

В обоснование требований указал, что по исполнительному документу, выданному на основании решения Печорского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу № 2-3/2016, УФССП по Кемеровской области было возбуждено исполнительное производство, которое окончено без каких-либо взысканий, исполнительный лист направлен для исполнения ликвидатору предприятия-должника ФИО2, которая, действуя в интересах должника, совершила умышленные противоправные действия, чем лишила истца возможности исполнения судебного акта. Инспекция ФНС по ... не исключила ООО «...» из ЕГРЮЛ. Истец, ссылаясь на положения ст. 15, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать вред, причиненный неисполнением судебного акта, в результате незаконных действий государственных органов. за счет казны Российской Федерации.

Судом к участию в деле привлечена в качестве соответчика Российская Федерация в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФССП России, ФНС России, а также в качестве третьих лиц привлечены к участию в деле ликвидатор ООО «...» ФИО2, УФССП по ..., ИФНС по ....

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Коми, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, ФССП России, ФНС России в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации представил в судебное заседание возражения на исковое заявление, в которых с иском не согласился, заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третьи лица Инспекция ФНС по ..., ликвидатор ООО «...» ФИО2, УФССП по ..., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.

Инспекция ФНС по ... представила в судебное заседание отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями не согласилась, заявила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, гражданское дело Печорского городского суда Республики Коми № 2-3/2016, административное дело № 2а-4817/2016 Заводского районного суда ..., и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Под незаконными действиями (бездействием), на которые указано в приведенной статье, следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам. Они имеют многообразные виды и формы и заключаются не только в издании несоответствующих законодательству властных предписаний (приказов, распоряжений, указаний и др.), но и в иных незаконных действиях (бездействии).

Вред, причиненный в результате таких действий, подлежит возмещению в порядке, установленном ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возмещение вреда в этом случае производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет казны, от имени которой в силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Печорского городского суда Республики Коми от ** ** ** расторгнут договор купли-продажи № 15/2013 снегоболотохода аэросани «...» от ** ** **, заключенного между ФИО1 и ООО «...». С ООО «...» в пользу ФИО1 взысканы убытки в размере 3804344 руб. 41 коп., неустойка в размере 2790352 руб. 40 коп., компенсация морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 3299848 руб. 41 коп., судебные расходы в размере 40351 руб. 81 коп.

** ** ** ФИО1 судом выдан исполнительный лист ФС №004045391.

** ** ** исполнительный лист ФС №004045391 предъявлен ФИО1 для исполнения в МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области.

** ** ** на основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство № 331414/16/42034-ИП в отношении ООО «...».

В рамках исполнительного производства № 331414/16/42034-ИП судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области ** ** ** направлены запросы в компетентные организации относительно принадлежащего должнику имущества, а также запрошены сведения о должнике, внесенные в ЕГРЮЛ.

На основании представленной выписки из ЕГРЮЛ было установлено, что должник ООО «...» с ** ** **, то есть еще до возбуждения исполнительного производства, находится в стадии ликвидации по решению участников общества о добровольной ликвидации, ликвидатором назначена ФИО2, соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ ** ** **.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

Постановлением от ** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Кемеровской области исполнительное производство № 331414/16/42034-ИП окончено, ** ** ** исполнительный документ направлен ликвидатору ООО «...» ФИО2

Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда ... от ** ** ** по административному делу № 2а-4817/2016 ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 31414/16/42034-ИП по не проверке законности ликвидации ООО «...», обязании принять меры по признанию незаконной ликвидации организации-должника, разыскать активы и наложить арест.

Указанным решением установлено, что действия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 31414/16/42034-ИП являются законными и обоснованными, им не совершено действий (не допущено бездействия), в том числе касающихся проверки законности ликвидации организации-должника, повлекших нарушение прав и законных интересов ФИО1 Судом апелляционной инстанции отмечено, что оценка законности ликвидации должника в компетенцию судебного пристава-исполнителя не входит, доказательств того, что в результате несвоевременного направления исполнительного документа ликвидатору должника, были нарушены права ФИО1, не представлено.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом

При таких обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному административному делу установлено отсутствие незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 31414/16/42034-ИП, повлекших нарушение прав и законных интересов ФИО1 как взыскателя по исполнительному производству, истцом при рассмотрении настоящего деле не представлено доводов и доказательств, обосновывающих какие-либо иные обстоятельства, свидетельствующие о вине судебного пристава-исполнителя в причинении ему убытков, не являвшихся предметом рассмотрения по административному делу № 2а-4817/2016, суд приходит к выводу о том, что вина судебного пристава-исполнителя в причинении убытков ФИО1 истцом не доказана, в связи с чем его требования в данной части удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

В соответствии с п.п. «х» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

** ** ** Инспекцией ФНС по г. Кемерово внесена в ЕГРЮЛ запись о принятом решении ООО «...» о ликвидации ООО «...».

** ** ** ООО «...» обратилось в Инспекцию ФНС по ... с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

** ** ** регистрирующим органом вынесено решение об отказе в регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «...» в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с наличием нерассмотренных судебных споров в арбитражных судах.

** ** ** ликвидатором ООО «...» ФИО2 в Арбитражный суд ... подано заявление о признании ООО «...» несостоятельным (банкротом).

На основании указанного заявления Арбитражным судом ...** ** ** возбуждено дело № А27-23950/2015 о банкротстве ООО «...».

Определением Арбитражного суда ... от ** ** ** по делу № А27-23950/2015 требования ФИО1 к ООО «...» в сумме 3849696 руб. 22 коп. включены в реестр требований кредиторов общества в третью очередь.

Определением Арбитражного суда ... от ** ** ** по делу № А27-23950/2015 производство по делу о банкротстве в отношении ООО «...» прекращено в виду недостаточности имущества должника для осуществления расходов по делу о банкротстве.

** ** ** ООО «...» обратилось в Инспекцию ФНС по ... с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса, представив промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с которым у общества имеется дебиторская задолженность, уставный капитал, нераспределенная прибыль, долгосрочные обязательства.

** ** ** в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии ООО «...» решения о ликвидации юридического лица ООО «...».

По состоянию на ** ** ** ООО «...» не ликвидировано, находится в стадии ликвидации.

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Согласно ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока: а) установленного для предъявления требований кредиторами; б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации; в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Из приведенных положений следует, что регистрационная запись о завершении ликвидации юридического лица вносится в ЕГРЮЛ после поступления в регистрирующий орган уведомления от ликвидационной комиссии (ликвидатора) о завершении процесса ликвидации и не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица, за исключением случая, предусмотренного ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учитывая изложенное, доводы истца ФИО1 о том, что Инспекцией ФНС по ... в нарушение закона не предприняты действия по самостоятельному исключению ООО «Аэросани ...» из ЕГРЮЛ, необоснованны. Оснований, предусмотренных ст. 21.1 Федерального закона от ** ** ** № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по делу не установлено, поскольку, согласно отзыву Инспекции ФНС по ... последняя налоговая отчетность представлена ООО «...» ** ** **.

Кроме того, истцом не обосновано, каким образом отсутствие со стороны Инспекции ФНС по ... действий по исключению ООО «...» из ЕГРЮЛ явилось причиной или способствовало возникновению у него убытков в виду неисполнения ООО «...» судебного акта.

Рассматривая доводы иска о необоснованно длительном рассмотрении Печорским городским судом Республики Коми дела № 2-3/2016, суд установил, что исковое заявление ФИО1 принято судом к производству ** ** **.

В предварительном судебном заседании ** ** ** в виду того, что исковые требования были заявлены ФИО1 по месту своего жительства, а не по месту нахождения ответчика, суд вынес определение о направлении судебного поручения Заводскому суду ... целью выполнении действий по вручению ответчику ООО «...» копии иска, опросу ответчика.

** ** ** исполненное судебное поручение было представлено в суд, производство по делу было возобновлено.

** ** ** суд по ходатайству стороны истца назначил по делу судебно-техническую экспертизу.

Определение суда от ** ** ** было обжаловано ФИО1 в апелляционном порядке и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** оставлено без изменения.

Определением и.о. председателя Печорского городского суда Республики Коми от ** ** ** срок рассмотрения дела признан соответствующим положениям ст. 154 ГПК Российской Федерации.

** ** ** дело возвращено экспертным учреждением ООО ЭКФ «...» в суд в виду невозможности дачи заключения, в связи с чем производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на ** ** **.

** ** ** истцом уточнены исковые требования.

Определением суда от ** ** ** по делу была назначена судебно-техническая экспертиза.

Дело с экспертным заключением возвращено в суд ** ** **, производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на ** ** **. В указанном судебном заседании дело рассмотрено судом по существу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ** ** ** решение Печорского городского суда от ** ** ** оставлено без изменения.

Материалами дела № 2-3/2016 опровергаются доводы ФИО1 о затягивании сроков рассмотрения дела со стороны суда, напротив, из дела следует, что процессуальные действия произведены судом своевременно, обусловлены необходимостью полного, правильного и объективного рассмотрения спора.

Доводы истца о необоснованном назначении судом экспертизы по делу неосновательны, поскольку в силу п. 2 ст. 56 ГПК Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

На основании п. 1 и п. 2 ст. 79 ГПК Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Таким образом, вопрос о назначении по делу экспертизы разрешается судом самостоятельно с учетом необходимости полного, правильного и объективного рассмотрения и разрешения спора. При этом субъективное мнение сторон относительно необходимости назначении по делу экспертизы не является основанием полагать, что судом намеренно затягивалось рассмотрение дела.

Доводы о том, что судом неосновательно не приняты меры по обеспечению иска, судом также отклоняются.

Согласно материалам дела № 2-3/2016 ФИО1 ** ** **, ** ** ** и ** ** ** подавались в суд ходатайство о принятии мер по обеспечению иска.

Согласно ст. 139 ГПК Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.

Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В силу ст. 141 ГПК Российской Федерации заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.

На основании п. 1 ст. 145 ГПК Российской Федерации на все определения суда об обеспечении иска может быть подана частная жалоба.

Судом ходатайства истца своевременно рассмотрены и разрешены, ** ** **, ** ** ** и ** ** ** соответственно вынесены определения об отказе в принятии мер по обеспечению иска в виду непредставления истцом доказательств, обосновывающих необходимость принятия обеспечительных мер.

Ни одно из вынесенных судом определений об отказе в принятии мер по обеспечению иска ФИО1 обжаловано не было, предметом оценки суда апелляционной инстанции определения не являлись, вступили в законную силу, суд при рассмотрении настоящего спора не уполномочен давать оценку данным определениям с точки зрения их соответствия закону и обстоятельствам дела.

Статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена очередность требований кредиторов, при этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные лица несут ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Вместе с тем лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину лица, причинившего вред - государственного органа (должностного лица).

Следовательно, для привлечения Российской Федерации в лице государственных органов, являющихся главными распорядителями денежных средств, выделяемых бюджетом Российской Федерации, к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинно-следственную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность возмещения вреда.

В ходе рассмотрения спора судом не установлено фактов, свидетельствующих о вине заявленного в иске ответчика – Министерства финансов Российской Федерации, а также должностных лиц УФССП по ..., Инспекции ФНС по ..., Печорского городского суда Республики Коми в причинении ФИО1 убытков на сумму 3804344 руб. 41 коп.

Доказательств незаконных действий или бездействия указываемых истцом органов и должностных лиц, а также суда, приведших к невозможности исполнения вынесенного в пользу ФИО1 решения, и, как следствие, к возникновению у него убытков, по делу не представлено.

Доводы истца о недобросовестности действий ликвидатора ООО «...» не свидетельствуют о наличии оснований для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу в порядке ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ликвидатор не является органом государственной власти либо его должностным лицом.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФССП России, ФНС России о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации Российской Федерации в лице Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФССП России, ФНС России о взыскании за счет казны Российской Федерации причиненного вреда в виде убытков отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Никитенкова

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2020.