Дело № 2-542/13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации.
14 октября 2013 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А.,
при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального образования <....> (исх.№*** от ДД.ММ.ГГГГ) и признании Р.Н. и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, с учётом уточнённых требований, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования <....>, которым ей было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и признании нуждающимися её и членов семьи в жилом помещении.
Обосновывая свои требования, заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства на территории МО <....> она была принята на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для включения в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года». В настоящее время она является участником названной федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», проживает без регистрации в <адрес> в доме, который незавершён строительством. Она и супруг работают в <адрес>, дети учатся в <....> средней школе. Другого жилья у неё и членов её семьи нет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию МО <....> о признании её нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Социальное развитие села до 2013 года». Однако решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО <....> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на ст.53 ЖК РФ, а ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении главой МО <....> был дан ответ. Считает принятое решение незаконным в связи с тем, что она и члены её семьи нуждаются в жилом помещении в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Ссылка общественной комиссии по жилищным вопросам на ст.53 ЖК РФ является не обоснованной, поскольку она не совершала умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
В ходе судебного заседания ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, и дополнила что, в июле 2012 года ею было получено разрешение на строительство дома в <адрес>, стоимость строительства согласно сметного расчёта составляет <....>. Таких денег у её семьи нет и чтобы строить дом, она и супруг брали денежные кредиты в Сбербанке России, а в июне 2013 года они продали принадлежавшую им на праве собственности квартиру, находящуюся в <адрес> (МО <....>). Деньги были израсходованы на строительство дома в <адрес>, где они обустроили две комнаты и в настоящее время проживают с супругом и двумя несовершеннолетними детьми. Одним из условий для получения социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отказ администрации МО <....> в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий лишает права на участие в указанной выше федеральной целевой программе и получение социальной выплаты, необходимой для завершения индивидуального жилищного строительства.
Представители заинтересованного лица - С.В. и З.Д., действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились. При этом С.В. в обоснование возражений сослался на то, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам носят рекомендательный характер, а принятое комиссией решение со ссылкой на ст.53 ЖК РФ является законным. Заявитель продала принадлежащую ей квартиру, которая находилась в <адрес>, чем преднамеренно ухудшила жилищные условия, и с этого времени не прошло пяти лет. В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 "Типовое положение" нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий. Заявитель на территории МО <....> проживает без регистрации.
Заслушав заявителя и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1.2 ст. 19).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 271, от ДД.ММ.ГГГГ N 190, от ДД.ММ.ГГГГ N 596, от ДД.ММ.ГГГГ N 143, от ДД.ММ.ГГГГ N 423, от ДД.ММ.ГГГГ N 821, от ДД.ММ.ГГГГ N 83, от ДД.ММ.ГГГГ N 336, от ДД.ММ.ГГГГ N 198, от ДД.ММ.ГГГГ N 1285, от ДД.ММ.ГГГГ N 591, с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1355-р), была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее Программа).
Одной из задач Программы являются мероприятия направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Подпунктом а) пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года") установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" (далее - Приложение N 1 "Типовое положение"), право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если он постоянно проживает в сельской местности, имеет собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 5 Приложения N 1 "Типовое положение" гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в числе прочих признаются граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время заявитель и члены её семьи проживают в недостроенном жилом доме на территории МО <....> в <адрес>.
Ни заявитель, ни члены её семьи не являлись и не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, не являются собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения.
Также установлено, что до переезда для постоянного места проживания в <адрес>, заявитель с семьёй проживала в принадлежащей на праве собственности на основании договора купли-продажи в двухкомнатной квартире в <адрес> (МО <....>).
Постановлением и.о. главы МО <....> от ДД.ММ.ГГГГ №*** заявитель ФИО1 была принята на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для включения в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года».
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ за №*** первого заместителя главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» ФИО1 была поставлена на очередь граждан, претендующих на получение субсидий для строительства (приобретения) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <....> было дано разрешение ФИО1 на строительство в <адрес> одноэтажного жилого дома размерами в плане 8х10 метров, расположенного по адресу: примерно в 15 метрах по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №***.
В целях строительства дома, стоимость которого в соответствии локальным ресурсным сметным расчётом составляет <....>, заявитель и её супруг получали денежные кредиты в Сбербанке России ДД.ММ.ГГГГ на сумму <....>, ДД.ММ.ГГГГ на сумму <....>, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель и её супруг Р.И. продали за <....> принадлежавшую им на праве собственности квартиру, находящуюся в <адрес>.
Как следует из пояснений заявителя, полученные деньги за проданную квартиру были использованы на обустройство двух комнат в строящемся в <адрес> доме, где она и члены её семьи в настоящее время проживают без регистрации.
Указанные обстоятельства представители заинтересованного лица не оспаривали и в нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств обратного не представили.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что в настоящее время заявитель и члены её семьи в силу пп.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ являются нуждающимися в жилом помещении.
Между тем отказывая заявителю в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий глава администрации МО <....> указал п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ со ссылкой на то, что не истёк предусмотренный статьёй 53 ЖК РФ срок.
При этом каких-либо разъяснений, либо обоснований ответ главы МО <....> не содержит.
Согласно приведённой норме, отказ в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания ст. 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Между тем заявитель в 2010 году, когда она вместе с членами своей семьи проживала в принадлежащей на праве собственности квартире в <адрес>, администрацией МО <....> была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и администрацией МО «Пинежский район» поставлена на очередь граждан, претендующих на получение субсидий для строительства (приобретения) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В настоящее время заявителю требуется подтверждение статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», а постановка на учёт не требуется. При этом в 2012 году она начала строительство жилого дома в <адрес> для строительства которого получала заём денежных средств в Сбербанке России, деньги от продажи принадлежащей ей в <адрес> квартиры, были израсходованы на строительство дома в сельской местности и в настоящее время у неё отсутствует какое-либо жилое помещение, кроме строящегося дома.
При указанных выше обстоятельствах, суд не усматривает в действиях заявителя умысла, направленного на приобретение права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, суд отклоняет, как не обоснованный, довод представителя заинтересованного лица С.В. о намеренном ухудшении ФИО1 своих жилищных условий.
Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 945-О от 14.07.2011 г., ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из анализа смысла п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ применительно к сложившейся ситуации следует, что в данном конкретном случае даже не ухудшения, но и изменения, жилищных условий заявителя Р.Б. только от того, что она перестала быть одним из собственников жилья в <адрес>, не произошло, в связи с чем оснований для применения в данном деле ст. 53 ЖК РФ при разрешении спора не имеется.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Таким образом, суд считает, что отказ главы администрации МО <....> о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» незаконным и полагает необходимым требования ФИО1 удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление ФИО1 удовлетворить.
Решение администрации муниципального образования <....> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи ФИО1 и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении, признать незаконным.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, составом семьи из четырёх человек: она, муж Р.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Р.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 21 октября 2013 года путем подачи жалобы через районный суд.
Судья С.А. Галкин
Решение не вступило в законную силу.