ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-542/20 от 22.07.2020 Великолукского городского суда (Псковская область)

КОПИЯ

УИД

Производство

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Великие Луки 22 июля 2020 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Андреева А.М.,

при секретере ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) о включении в периодов работы в сельский стаж и перерасчете страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Великолукский городской суд с иском Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное), в котором просит включить периоды работы в сельский стаж.

В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в клиентскую службу в Новосокольническом районе Псковской области Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии. К заявлению приложил соответствующие документы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ФИО15 истец повторно обратился с заявлением о перерасчете пенсии в клиентскую службы вышеуказанного пенсионного органа. Однако ДД.ММ.ГГГГ было вынесено повторное решение об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве, и, следовательно, отсутствия оснований для перерасчета пенсии, так как его стаж работы в сельском хозяйстве составил 28 лет 00 месяцев 10 дней, что менее требуемого стажа 30 лет. Пенсионным учреждением не были зачтены периоды трудовой деятельности в сельском хозяйстве: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника участка в колхозе «Красная поляна», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2». Истец не согласен с решением пенсионного органа, что и послужило основанием для обращения в суд. Просит включить вышеуказанные периоды в сельский стаж его трудовой деятельности и произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что не включение вышеуказанных периодов в трудовой стаж ограничивает его в правах как добросовестного работника.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника участка в колхозе «Красная поляна». До ДД.ММ.ГГГГ работа в этой должности в колхозе была включена ответчиком в сельский стаж. Его обязанности не менялись он работал в сельском хозяйстве. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» он не работал, а осуществлял свою трудовую деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр». Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» он начал работать с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2». Все необходимые страховые взносы были оплачены по квитанциям, которые выдавали работники Управления пенсионного фонда. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя.

Представитель ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) ФИО3 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что за первый период невозможно определить направление деятельности участка. Должность начальника участка в списках не значится. По второму периоду отсутствует документальное подтверждение занятости в сельскохозяйственном производстве. По отношению к третьему периоду пояснила, что истцом уплачены страховые взносы не по тому расчетному счету, хотя на специальный счет пенсионного фонда страховые взносы от истца поступали. В остальном поддержала отказ пенсионного фонда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей К.В.П., Б.Г.С., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в Новосокольническом районе Псковской области Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с предоставлением документов о наличии стажа работы в сельском хозяйстве, не осуществляющего работу и иную деятельность, проживающего в сельской местности по адресу: <адрес>.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ за истцу было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в сельской местности.

Так в стаж работы в сельском хозяйстве ФИО2 засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе и колхозе, расположенных на территории Российской Федерации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр», которое осуществляло производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2», основным видом деятельности которого в указанные периоды являлось растениеводство, итого 28 лет 00 месяцев 10 дней.

При этом, в стаж работы в сельском хозяйстве не были включены периоды работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника участка в колхозе «Красная поляна», поскольку из трудовой книжки невозможно определить направление деятельности участка, других справок не представлено; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» (рег. ), поскольку из имеющихся документов занятость в сельскохозяйственном производстве не усматривается; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» (рег. ), поскольку отсутствует уплата страховых взносов.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с предоставлением документов о наличии стажа работы в сельском хозяйстве, не осуществляющего работу и иную деятельность, проживающего в сельской местности по адресу: <адрес>, предоставив дополнительные документы.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 вновь было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ-400, ввиду отсутствия на дату обращения требуемого стажа 30 лет. Так, в стаж работы в сельском хозяйстве не были включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника участка в колхозе «Красная поляна», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» (рег. ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» (рег. ) по вышеуказанным причинам, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр», так как отсутствует уплата страховых взносов.

На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это следует из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчёта трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».

В соответствии с часть. 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно вышеуказанному Списку в стаж работы в сельском хозяйстве учитываются только периоды непосредственной занятости в профессиях и отраслях сельского хозяйства, поименованные Списком, а именно: растениеводство, животноводство и рыбоводстве.

При этом, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года №1441, в соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», Правительством Российской Федерации утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, которые определяют порядок установления и выплаты лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу части 5 стать 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ пенсионер вправе в любое время предоставить дополнительные документы, необходимые для перерасчета размера фиксированной выплаты с учетом повышения, установленного за стаж работы в сельском хозяйстве.

Разрешая заявленные исковые требования ФИО2 о включении в стаж работы в сельской местности периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд руководствуется следующим.

Как следует из трудовой книжки истца, в вышеуказанный спорный период он работал в должности начальника участка в колхозе «Красная поляна». Однако, ФИО2 не представлено документального подтверждения, что данный период работы он выполнял работу, непосредственно связанную с сельским хозяйством и основным видом деятельности участка являлось сельское хозяйство. В связи с чем, суд полагает, что оснований включать вышеуказанный период работы в стаж работы в сельской местности не имеется.

Показания свидетелей К.В.П. и Б.Г.С., судом не принимаются. Поскольку, в своих объяснениях они рассказали о деятельности Колхоза в целом, а не о деятельности участка , где истец был начальником.

Удовлетворяя требования истца о включении в сельский стаж периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

ДД.ММ.ГГГГ решением Малого совета Новосокольнического районного совета народных депутатов был зарегистрирован Устав крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2.

Из письма МИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведений, содержащих в Едином государственном реестре юридических лиц, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 являлся главой фермерского хозяйства «Спектр».

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении вышеуказанного крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

Следовательно, суд приходит к выводу, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся главой фермерского хозяйства «Спектр».

Данный факт также подтверждается Уставом фермерского хозяйства «Спектр», зарегистрированным в Новосокольническом Совете народных депутатов Псковской области решением Малого Совета от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что глава фермерского хозяйства – ФИО2.

Согласно представленным документам основным видом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр», главой которого был истец, являлось переработка и реализация с/х продукции.

Также, следует отметить, что периоды работы истца до ДД.ММ.ГГГГ в данной должности в фермерском хозяйстве «Спектр» включены в бесспорном порядке. Каких-либо обоснований тому, по какой причине ответчик решил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2», суду не представлено.

Не включение ответчиком в стаж работы в сельской местности вышеуказанного спорного периода, а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» по причине не уплаты страховых взносов, суд находит необоснованным.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что в спорные периоды он оплачивал страховые взносы, что подтверждается соответствующими платежными документами.

Данный факт представителем ответчика не оспаривался. Однако он указывает, что взносы были уплачены на другой счет.

Между тем, страховые взносы за указанный период истцом были уплачены в бюджет Пенсионного Фонда РФ, о чем свидетельствуют сведению из ГУ УПФ. Какие-либо требования о наличии задолженности и ее взыскании ФИО2 не выдвигались.

При таких условиях, суд полагает, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр» и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» подлежат включению сельский стаж.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Учитывая, что ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете ДД.ММ.ГГГГ, то указанный перерасчет должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В материалах дела имеется соглашение об оказании квалифицированной юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и адвокатом Гришановским В.А., согласно которому последний обязуется оказать истцу юридическую помощь, а именно: изучить имеющие документы, дать справки и консультации, также подготовить исковое заявление в суд. Согласно стоимость услуг составляет 3000 рублей, которые истец перечисляет на расчетный счет или вносит в кассу Адвокатского образования Псковская областная коллегия адвокатов.

Факт оплаты ФИО2 3000 руб. через отделение ПАО Сбербанк подтверждается имеющимся в материалах дела чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, что является юридически значимым обстоятельством для возмещения таких расходов последнему как стороне, в пользу которой принято судебное решение.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

С учетом вышеизложенного, учитывая характера спора, представляющего определенную сложность, объема оказываемых услуг, а также исходя из разумности, обстоятельств дела и соотношения баланса интересов сторон, суд считает заявленные требования о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению в полном объеме. Указанный размер судебных расходов, является разумным и не нарушает права и свободы сторон. Каких-либо доказательств тому, что услуги представителя оцениваются в меньшем размере, ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) включить в сельский стаж периоды работы ФИО2

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Спектр» (2 года 10 месяцев 26 дней);

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» (1 год 1 месяц 5 дней).

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО2 с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых выплатах» с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное) в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

( Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ)

Председательствующий А.М. Андреев

Копия верна: судья А.М. Андреев

Секретарь суда М.Ю. Ермолина