Дело 2-542/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 октября 2015 года с. Эссо Камчатского края
Мильковский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Жолондека В.С.,
с участием прокурора Быстринского района Беляева Е.А.,
представителя администрации Быстринского муниципального района ФИО2,
председателя Быстринской территориальной избирательной комиссии ФИО1,
при секретаре Кирьяковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Быстринского района в порядке ст.259 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Быстринского муниципального района и возложении обязанности – в части финансового обеспечения муниципальных выборов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Быстринского района в порядке ст.259 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности – в части финансового обеспечения муниципальных выборов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.
Прокуратурой Быстринского района проведена проверка соблюдения избирательного законодательства при подготовке к проведению выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района.
В результате проверки выявлены нарушения законодательства о выборах, допущенные администрацией Быстринского муниципального района.
Как указано в заявлении, на основании ч.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 67 выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (ч.1 ст.57 Федерального закона № 67).
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 56 Закона Камчатского края от 19.12.2011 года № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае».
Решением Думы Быстринского муниципального района от 24.09.2015 № 33 на 20 декабря 2015 года назначены выборы депутатов данного представительного органа.
Указанное решение о назначении выборов официально опубликовано в районной газете «Новая жизнь» 26 сентября 2015 года № 39 (6194).
Как показала проверка, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Быстринского муниципального района поступила заявка Быстринской территориальной избирательной комиссии на финансирование из местного бюджета расходов по проведению выборов на сумму <данные изъяты> тыс.руб.
Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в Быстринскую территориальную избирательную комиссию перечислено лишь <данные изъяты> тыс. руб., что составляет около 7% от общего размера денежных средств, необходимых для проведения муниципальных выборов.
Согласно информации местной администрации, причиной неполного финансирования избирательной компании является то обстоятельство, что в районном бюджете на текущий финансовый год денежные средства на проведение муниципальных выборов не предусмотрены, в связи с чем возможность обеспечить финансирование в полном объёме в установленный законом срок у органа местного самоуправления отсутствует.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств публично-правового образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования.
Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, как указывает прокурор, бездействие администрации Быстринского муниципального района, выразившееся в невыполнении обязанности по финансовому обеспечению муниципальных выборов, нарушает основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, и поэтому нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, которые имеют право избирать депутатов районной Думы или быть избранными депутатами органа местного самоуправления, поскольку создает угрозу срыва проведения таких выборов.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Быстринского муниципального района, выразившееся в неперечислении Быстринской территориальной избирательной комиссии в полном объёме денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 20 декабря 2015 года муниципальных выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района, и обязать администрацию Быстринского муниципального района в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить на счёт Быстринской территориальной избирательной комиссии денежные средства в размере <данные изъяты> тыс. руб. на подготовку и проведение 20 декабря 2015 года муниципальных выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района.
В судебном заседании в начале рассмотрения дела по существу прокурор Быстринского района Беляев Е.А. заявленные требования поддержал в том же объёме и по тем же основаниям. Затем, ознакомившись с доводами представителя администрации Быстринского муниципального района ФИО2, пояснениями председателя Быстринской избирательной комиссии ФИО1, представленными с их стороны документами (доказательствами), полагал возможным в разумных пределах увеличить срок исполнения решения суда – до 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В ответ на доводы представителя районной администрации обратил внимание на то обстоятельство, что уже 27 мая 2015 года администрация Быстринского муниципального района получила информацию ВрИО Министра территориального развития Камчатского края о принятии Законодательным Собранием Камчатского края Закона «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Камчатского края от 04.06.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае».
Представитель администрации Быстринского муниципального района ФИО2, действующий на основании доверенности с соответствующим объёмом полномочий, с заявленными требованиями прокурора согласился частично - в части необходимости перечисления на счёт Быстринской территориальной избирательной комиссии денежных средств в размере 3819 тыс. руб. на подготовку и проведение 20 декабря 2015 года муниципальных выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района. Вместе с тем пояснил, что в районном бюджете на текущий финансовый год денежные средства на проведение муниципальных выборов не предусмотрены, в связи с чем возможность обеспечить финансирование в полном объёме в установленный законом срок у органа местного самоуправления в настоящее время отсутствует. Обратил внимание, что администрация Быстринского муниципального района при решении данного вопроса не бездействовала, а предпринимала и предпринимает все возможные меры. Так, администрация Быстринского муниципального района в целях исполнения Закона Камчатского края от 04.06.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае» обращалась в Министерство территориального развития Камчатского края (письмо от 24.09.2015 № 2970/18) и в Министерство финансов Камчатского края (письмо от 29.09.2015 № 3015/18) с просьбой о предоставлении дополнительной финансовой помощи из краевого бюджета на проведение выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района, однако из Министерства территориального развития Камчатского края ответ до настоящего времени не получен, а из Министерства финансов Камчатского края сообщили, что администрации Быстринского муниципального района необходимо самостоятельно решать вопросы местного значения за счёт средств местного бюджета. В подтверждение данного обстоятельства ФИО2 представил копии соответствующих документов. Представитель районной администрации ФИО2 также отметил, что в настоящее время администрация Быстринского муниципального района принимает меры, чтобы изыскать необходимые средства в рамках собственного бюджета.
Председатель Быстринской избирательной комиссии ФИО1 полностью согласилась с требованиями прокурора.
Суд, выслушав доводы и объяснения прокурора Быстринского района Беляева Е.А., доводы и объяснения представителя администрации Быстринского муниципального района ФИО2, пояснения председателя Быстринской территориальной избирательной комиссии ФИО1, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании, прокуратурой Быстринского района проведена проверка соблюдения избирательного законодательства при подготовке к проведению выборов депутатов Думы Быстринского муниципального районов.
В результате проверки выявлены нарушения законодательства о выборах, допущенные администрацией Быстринского муниципального района.
Как указано в заявлении, на основании ч.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 67 выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (ч.1 ст.57 Федерального закона № 67).
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 56 Закона Камчатского края от 19.12.2011 года № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае».
Решением Думы Быстринского муниципального района от 24.09.2015 № 33 на 20 декабря 2015 года назначены выборы депутатов данного представительного органа (л.д.6).
Указанное решение о назначении выборов официально опубликовано в районной газете «Новая жизнь» 26 сентября 2015 года № 39 (6194) (л.д.7).
Как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Быстринского муниципального района поступила заявка Быстринской территориальной избирательной комиссии на финансирование из местного бюджета расходов по проведению выборов на сумму <данные изъяты> тыс.руб.(л.д.8,15-16).
Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в Быстринскую территориальную избирательную комиссию перечислено лишь <данные изъяты> тыс. руб., что составляет около 7% от общего размера денежных средств, необходимых для проведения муниципальных выборов.
Согласно информации местной администрации, причиной неполного финансирования избирательной компании является то обстоятельство, что в районном бюджете на текущий финансовый год денежные средства на проведение муниципальных выборов не предусмотрены, в связи с чем возможность обеспечить финансирование в полном объёме в установленный законом срок у органа местного самоуправления отсутствует.
Суд принимает во внимание доводы представителя районной администрации в той части, что в районном бюджете на текущий финансовый год денежные средства на проведение муниципальных выборов не были предусмотрены, а решение о проведении выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района было принято только 24 сентября 2015 года.
Суд учитывает и то обстоятельство, что, как следует из представленных прокурором в судебном заседании документов, уже 27 мая 2015 года администрация Быстринского муниципального района получила информацию ВрИО Министра территориального развития Камчатского края о принятии Законодательным Собранием Камчатского края Закона «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Камчатского края от 04.06.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае».
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств публично-правового образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования.
Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, как правильно указывает прокурор, бездействие администрации Быстринского муниципального района, выразившееся в невыполнении обязанности по финансовому обеспечению муниципальных выборов, нарушает основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, и поэтому нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, которые имеют право избирать депутатов районной Думы или быть избранными депутатами органа местного самоуправления, поскольку создает угрозу срыва проведения таких выборов.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ч.1 ст. 27 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита – обязанность государства. Указанное обстоятельство в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, служит основанием для обращения прокурора в суд, в целях защиты прав неопределённого круга лиц.
Таким образом, заявленное требование прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 204, 206, 261 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда. По мнению суда, данный срок должен быть разумным и в данном случае – в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 259, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Быстринского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Быстринского муниципального района, выразившееся в неперечислении Быстринской территориальной избирательной комиссии в полном объёме денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение 20 декабря 2015 года муниципальных выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района.
Обязать администрацию Быстринского муниципального района в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить на счёт Быстринской территориальной избирательной комиссии денежные средства в размере <данные изъяты> тыс. руб. на подготовку и проведение 20 декабря 2015 года муниципальных выборов депутатов Думы Быстринского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мильковского районного суда В.С. Жолондек